Церемония вручения призов русского отделения MTV прошла в этом году в первый раз, несмотря на то, что MTV пришло в Россию уже 10 лет назад. И отношение к RMA-2004 какое-то двойственное, неоднозначное. Награда то ли юная, то ли уже солидная и зарекомендовавшая себя. Церемония то ли равняется на международные стандарты, то ли не может совладать с болотистой российской действительностью. Не было единодушия и среди музыкантов - одни победители не скрывали восторга, другие откровенно отрабатывали барщину, не испытывая к происходящему никакого пиетета.
Открывалась церемония величественной монтажной нарезкой из кадров с
марширующими гимнастами 30-х годов и выехавшими на сцену мотоциклистами. Зато
первый же музыкальный номер потряс зал - отказавшийся петь под фонограмму
Дельфин постоял на сцене и удалился, не дожидаясь, пока доиграет
музыкa.
Ничуть не хуже выступила и группа Ленинград, под звуки
собственной фонограммы (и не отвлекаясь на изображение живого пения)
расколотившая инструменты и часть реквизита.
На вопрос, в чем причина демонстративного отказа от выступления Дельфин ответил
просто - он не смог договориться с
организаторами. Выступать "на их условиях" он не мог, а компромисса им найти не
удалось. Никакой радости по поводу награды не испытывает, и если бы мог - не
пришел бы на церемонию. Но это его работа, у него есть обязательства перед
лэйблом и только поэтому он здесь. "Много ли радости быть лучшим среди
худших? риторически вопрошал Дельфин, победивший в номинации "Лучший исполнитель".
Та же двойственность видна и в содержании премии. С одной стороны, победители выбирались всенародным голосованием, что, по идее, должно свидетельствовать о безусловной и неоспоримой реальной популярности победителя. С другой - народ мог голосовать только за тех, кто был предложен "экспертным советом". Таким образом в списке номинантов появлялись совершенно дикие сочетания имен и неожиданные артисты - видимо, эксперты честно пытались отразить многообразие современной музыки, заявляя, например, в номинации "Лучший исполнитель" сразу Дельфина, Децла, Филиппа Киркорова, Triplex и Кипелова.
Отличалась церемония и представительностью вручавших премии гостей. Так
матрешку победителю в номинации "Лучший хип-хоп/рэп-проект" передавал Владимир
Жириновский, с несгибаемостью опытного политика втюхавший аудитории несмешной
анекдот не в тему. Кукла, в голову которой вместо мозга был помещен логотип
канала, перешла ростовской группе Каста. Как выяснилось, они невыско
оценивали собственные шансы, полагая, что победа достанется Сереге.
Позируя перед фотографами, один из музыкантов говорил в приложенную к уху
сигаретную пачку: "Да, мама, все в порядке, мама, мы победили". Остальных
потянуло на филoсосфские обобщения и вообще, как говорится, "пробило на умняк".
- Самое главное, чтобы в России это было принято по достоинству, потому что это
русскоязычная музыка. Главное, чтобы в России это заняло свое место.
- Тут немножко другая история. К примеру, что мы знаем о французском рэпе? Да,
это классная мелодика языка. У нас, я надеюсь, что это классная драматургия,
классные слова. Я надеюсь, что именно слова у нас будут на первом месте. Мы
читаем на русском языке, а все нормальные рэп-исполнители рано или поздно
начинают ориентироваться на лучшие образцы русской поэзии. Мы перенимаем ту
культуру, которая была утрачена.
- На самом деле, мы просто стараемся сделать хорошую историю, хорошую музыку.
Русский рэп с нормальным негритянским лицом.
- А на какие конкретно образцы русской поэзии вы ориентируетесь?
- В свое время мы перечитали огромное количество всего (давай, перечисляй, для
журналистов самое важное, чтобы было перечисление!) - Набоков, Андрей Белый,
Чехов, пара Толстых. Не то чтобы мы черпаем оттуда вдохновение. Это то, что
формирует вкус, скажем так, умение пользоваться словами.
Нужно быть маргиналом, чтобы читать нормальный рэп?
- Нет, конечно, нет. Нужно быть развитым человеком, не обязательно умным или
интеллигентным, нужно хотя бы широкий кругозор иметь, эрудицию, чтобы заинтересовать.
- Не, ну тоже не много, чуть-чуть! Протупить тоже можно. Только нужно уметь
тупить
красиво.
"Тупить красиво" умеют не все. Так Валерий Кипелов, ставший победителем в
номинации "Лучший рок-проект" продемонстрировал все качества спокойного,
интеллигентного человека, мягко и терпеливо общаясь с обступившими его
журналистами. Он объяснял, что ему сейчас не до записей дуэтов, потому что группа
плотно работает над альбомом, и что да, он общается с коллегами по цеху,
например с Расторгуевым, с которым они вместе играли в ВИА Лейся, песня.
- Вы играете классический рок, но среди вашей аудитории много молодежи. Как
вы это объясняете?
- Вы знаете, почему-то считается, что молодежь не тянется к классической
музыке.
А у нас даже в одной композиции присутствуют элементы "Каприза"
Паганини. Я думаю, что молодежь к классической музыке тянется, просто у
нас ее наверное недостаточно пропагандируют, разве что на канале "Культура". Я
не вижу никакого противоречия в том, что на наши концерты ходит молодая публика
и мы играем классический рок да еще и с элементам классики.
- Вы никак не пытаетесь заигрывать с молодежью, и тем не менее любимы ею.
- Вы знаете, вот когда пытаются заигрывать, тогда ничего и не получается. Мы
просто стараемся быть собой, максимально искренними и, наверное, они нам
доверяют. А мы стараемся оправдывать их доверие.
Доверие публики оправдал дуэт Smash!, ни миллиметра не вышедший за рамки
продуманного образа. Правда юноши, по их словам, не ожидали, что победят,
потому что самые их громкие достижения на родине, включая выход дебютного
альбома, относятся к прошлому году. А в ноябре этого уже должен появитться
следующий. Пока же их усилия направлены на завоевание европейского рынка.
- Сингл для Италии мы записывали в Лондоне с итальянской группой. Две недели
назад он вышел в Италии и, насколько я знаю, крутится там во многих клубах.
Туда пошли заявки из Австрии, Скандинавии, чтобы крутить этот сингл там. И я
надеюсь, что мы наконец-то выйдем в Европе.
- Как Вы думаете, насколько важна эта церемония для России?
- Мы думаем, что она очень важнa, потому что даже в Азии есть MTV Asia Awards.
Это очень важное событие, и мы надеемся, что с каждым годом его репутация и
рейтинг будут только повышаться.
А вот репутация и рейтинг группы Кино уже давно на такой высоте, что
присуждение спецприза "Легенда MTV" Виктору Цою посмертно уже явно
ничего к его
авторитету не прибавит. MTV-Россия немного запуталось в показаниях, объявляя,
что премия присуждается "легендарному вокалисту... чье творчество, жизнь и даже
трагическая гибель сформировали музыкальное сознание целого поколения в
России". Все-таки харизматическая сила его личности повлияла в большей степени
на массовое сознание, чем на музыкальное. Однако Цой бесспорно легенда, причем
масштаба гораздо более большего, чем может вместить MTV, так что не будем
придираться. Вот и Вячеслав Бутусов, вручавший эту премию собственному
гитаристу Каспаряну, выступавшему тем вечером в качестве бывшего гитариста
Кино, согласен с организаторами церемонии, потому сам очень тепло и
уважительно относится к творчеству Виктора Цоя. Хотя незльзя сказать, что все
происходящее было ему в радость.
- Ваше отношение к происходящему?
- Смиренное. Потому что я с трудом переношу неорганизованное пространство, но
понимаю, что это мой общественный долг. Все равно как в школе у меня была
общественная нагрузка в виде редколлегии.
- Ваш проект с Deadушками был ярким и вполне удачным. Но
сейчас вы отошли от этой темы, вернувшись к традиционному рок-составу.
- С Deadушками - это был одноразовый стационарный проект; и он, собственно, не
предназначался для того, чтобы его развивать в какую-либо сторону.
- То есть Вас в принципе эта сторона музыки не привлекает?
- Эта сторона музыки меня привлекает и я в ней участвую в меру собственного
энтузиазма. Ну, например, когда мне кто-нибудь предлагает сделать совместный
проект - я с удовольствием соглашаюсь.
- Какой из этих проектов вы бы могли бы особо выделить?
- Не могу сказать, потому что в разных случаях разные люди генерировали
основную идею, и я вообще к этому с уважением отношусь. Моя задача - ничего не
испортить и выполнить те обязательства, которые я на себя взял, соглашаясь.
- То есть в таких проектах для вас определяющим является отношение к человеку,
а не к его музыке?
- Скажем так, мое отношение к человеку оно с профессиональной точки зрения не
влияет на результат, но приятнее делать приятное для приятного человека.
-
Но ответа на вопрос, какой проект вам показался интереснее музыкально - мы не получим?
- Я не могу этого сказать, потому что я же начну рассусоливать на тему, как
приятно было работать в Англии, потому что я просто находился там в санаторных
условиях и такой атмосферы удивительной на записи у меня в практике не было.
Так же я люблю все, что мы делаем с Борисом Борисовичем, независимо ни
от чего, мне очень нравится проект с Deadушками, да и все другие, в которых я
совершенно случайно участвовал.
Еще одна награда, на судьбу которой никак не могло повлиять всенародное голосование, вручалась в номинации "Лучшее видео". Это профессиональная премия и здесь профессионалы проявили поразительное единодушее с народом. Лучшим клипом года было признано творение режиссера Александра Войтинского "Все, что касается" для группы Звери. Напомним, что хуже оказались: "Притяженья больше нет" (ВИА ГРА/Валерий Меладзе), "Геленджик" (Ленинград), "Глюкозаностра" (Глюкоза) и "Глаза" (Дельфин / Stella).
Звери вообще стали героями дня, овладев сразу тремя матрешками. Кроме вышеуказанной, они получили награды в номинациях "Лучшая группа" и "Лучший артист". Пробеда в последней категории автоматически делает группу победителем европейской церемонии MTV Europe Music Awards 2004, которая пройдет 18 ноября в Риме, в номинации Best Russian Act.
Так выглядит список победителей MTV RUSSIA MUSIC AWARDS 2004:
ЛУЧШЕЕ ВИДЕО (профессиональная премия)
"Все, что касается" (Звери)
Награда была вручена режиссеру видео Александру Войтинскому
Также номинировались: "Притяженья больше нет" (ВИА ГРА / Валерий Меладзе),
"Геленджик" (Ленинград), "Глюкозаностра" (Глюкоза), "Глаза" (Дельфин /
Stella)
ЛУЧШАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА
"Часики" (Валерия)
Также номинировались: "Глюкозаностра" (Глюкоза), "Изучай меня" (Наталья
Ветлицкая), "Высоко" (Юлия Савичева), "Дольче вита" (Жасмин)
ЛУЧШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ
"Весна" (Дельфин)
Также номинировались: "Немного жаль" (Филипп Киркоров), "Бригада" (Triplex), "Я
свободен" (Кипелов), "Потабачим" (Децл)
ЛУЧШАЯ ГРУППА
"Все, что касается" (Звери)
Также номинировались: "Девочки фабричные" (Фабрика), "Вот таки дела" (ВИА ГРА),
"Ты узнаешь ее" (Корни), "Танцуй" (Руки вверх)
ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ
"Прасковья" (Уматурман)
Также номинировались: "Высоко" (Юлия Савичева), 'Кукла' (Серега), 'Поэзия'
(Полюса), 'Вены-реки' (Анастасия Стоцкая)
ЛУЧШАЯ ПЕСНЯ
'Притяженья больше нет' (ВИА ГРА / Валерий Меладзе)
Также номинировались: 'Все, что касается' (Звери), 'Высоко' (Юлия Савичева),
'Ты узнаешь ее' (Корни), 'Лондон-Париж' (Иракли)
ЛУЧШИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ АРТИСТ
In the Shadows (The Rasmus)
Также номинировались: Toxic (Britney Spears), Love Profusion (Madonna), Left
Outside Alone (Anastacia), Numb (Linkin Park)
ЛУЧШИЙ ПОП-ПРОЕКТ
Freeway (Smash!!)
Также номинировались: 'Притяженья больше нет' (ВИА ГРА / Валерий Меладзе),
'Глюкозаностра' (Глюкоза), 'Ты узнаешь ее' (Корни), 'Граница' (Леонид Агутин /
Отпетые мошенники)
ЛУЧШИЙ РОК-ПРОЕКТ
'Я свободен' (Кипелов)
Также номинировались: 'Прасковья' (Уматурман), 'Все, что касается' (Звери),
'Геленджик' (Ленинград), 'Романс' (Сплин)
ЛУЧШИЙ ХИП-ХОП / РЭП ПРОЕКТ
'Ревность' (Каста)
Также номинировались: 'Весна' (Дельфин), 'Глаза' (Дельфин / Stella), 'Кукла'
(Серега), 'Потабачим' (Децл)
ЛУЧШИЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
'Меткая лошадка' (Найк Борзов / Гости из будущего / DJ Грув)
Также номинировались: 'Бригада' (Triplex), 'Служебный роман' (DJ Грув),
'Песенка разбойников' (Дискотека Авария), 'Море зовет' (Фабрика / Jam)
ЛУЧШИЙ АРТИСТ
'Все, что касается' (Звери)
Также номинировались: 'Весна' (Дельфин), 'Геленджик' (Ленинград), 'Вот таки
дела' (ВИА ГРА), 'Глюкозаностра' (Глюкоза)
Главное чувство, оставшееся после церемонии - недоумение. С одной стороны -
все, кажется, закономерно. И народная любовь к группе Звери известна, и то, что
поклонники The Rasmus активнее, чем почитатели Мадонны (Madonna), тоже
не удивляет. Но этот конструкт кажется невозможным, как лента Мебиуса, сочетая
в себе и объективные закономерные оценки, и неожиданные капризы природы. В
попытке понять это мы задали вопрос вице-президенту MTV-Россия по маркетингу и
связям с музыкальной индустрией Дмитрию Коннову:
- MTV отражает современную ситуацию в музыке или формирует ее?
- Зависит от того, платите вы за MTV или оно приходит к вам бесплатно.
Во всем мире MTV стало таким, каким оно стало в сознании, в тот момент, когда
это было кабельное телевидение, за которое люди платили, покупая заранее
заложенную музыкальную провокацию. И это была определенная форма протеста
западного общества против того, что там происходит.
Провокация была востребована и ее покупали. У нас же: ежедневная аудитория MTV-Россия,
телевидения, которое обслуживает интересы аудитории, не очень сильно ее
провоцирует - 4,5 миллиона человек. Аудитория кабельного телевидения,
количество людей, которые платят за то, что смотрят - 700 тысяч. К сожалению,
та формула, по которой MTV достигло успеха в США, а потом в Европе - на
территории России и, даже, пожалуй, СНГ - абсолютно не работает. Нам пришлось
найти новый способ донести месседж MTV до зрителя и сделать MTV популярным. Но
это способ никак не связан с тем, что человек должен за это заплатить. В этом
разница менталитетов.
В общем, опять двойственность. Думайте сами, решайте сами. Может быть, мы и в самом деле живем в мире, в котором лучшая группа России - Звери. А с другой стороны - это ведь только "по версии MTV".
P.S. Финал стал совершенно неожиданным: трио Брайана Мэя (Brian May), Роджера Тейлора (Roger Taylor) и Земфиры мгновенно подняло шоу на недосягаемую ранее высоту. Спасти его оно не могло, но зато убедительно продемонстирировало, кто здесь чемпионы. Потому что талант и энергию не измеришь никаким sms-голосованием.
1917 – В этот день в "Литературном дайджесте" впервые прозвучало определение "джаз". Критики объяснили, что так называется музыка, "вызывающая у людей желание трястись, прыгать и корчиться" »»
Mylon LEFEVRE (1945)
Glenn BRANCA (1948)
Kevin CRONIN (1951)
David HIDALGO (1954)
Петр ТРОЩЕНКОВ (1961)