DE/VISION  Холодное сердце, ясные глаза

Репортаж с концерта De/Vision: синти-поп в Москве - праздник для узкого круга поклонников жанра.

В 1994-м, когда образовался немецкий коллектив De/Vision, никакого синти-попа на повестке дня уже не было: времена Depeche Mode и New Order прошли, и в поп-музыке царили совсем другие тенденции. Молодые люди в черных куртках с грустными глазами, металлическим голосом и песнями о несчастной любви и далеких звездах вызывали смущение, неловкость, а то и просто насмешки. Тем не менее, De/Vision, вдохновившись, как полагают критики, примерами Depeche Mode и повлиявших на всю немецкую поп-музыку Kraftwerk, обратились именно к синти-попу - и занялись не играми со стилистикой и попытками как-то ее переосмыслить, а, наоборот, ее предельному культивированию. "De/Vision", как принято считать, - это синти-поп рафинированный; эстетика, доведенная до предела и возведенная в абсолют. Не обошлось тут и без ореола "группы готического толка" - впрочем, это определение относится скорее к субкультуре, чем к музыке. В России, где "Depeche Mode" - больше, чем "Depeche Mode", и синти-поп тусовка (равно как и готическая тусовка) обширна и мощна, немцев полюбили. Их нынешний приезд в Россию - далеко не первый.

В субботу De/Vision отыграли концерт в клубе "Точка" - к сожалению, помещение для концерта было выбрано не лучшим образом. "Точка" в ее новой инкарнации - это, пожалуй, худшее заведение в Москве, которое мне приходилось видеть. Огромное неуютное полуподвальное помещение, которое, к тому же, находится в "подозрительной" подворотне - а для того, чтобы туда попасть, необходимо пройти аж 3 этапа контроля охраны, что тоже не слишком приятно. С самим концертом тоже получилось как-то неловко: официальное начало было заявлено в 20.30, однако на деле музыканты вышли на сцену почти на два часа позже, даже не позаботившись о том, чтобы извиниться. Впрочем, публика, которой, несмотря на довольно дорогие билеты, было довольно много, никаких извинений и не ждала. Все долгое время ожидания из колонок на большой громкости раздавался классический синти-поп - а людям, пришедшим на De/Vision, только этого и надо было. Русское Синти-поп Сообщество (Russian Synth Community, организатор концертов) - тусовка большая и дружная: почти все знакомы, все любят Depeche Mode, одеваются в черные куртки и балахоны, и все дружно веселились и танцевали под наизусть выученные песни до начала концерта, иногда пытаясь вызвать на сцену своих кумиров.

Вообще говоря, что такое синти-поп? Стиль, берущий свои истоки в минималистичной и холодной электронике Kraftwerk с ее синтезаторными мелодиями и монотонным битом. Все это родоначальники синти-попа упростили и смешали с традиционными поп-рок-песнями - получились композиции, сводящиеся к простым проигрышам и ритмам, но как бы искренние, настоящие и честные. Мне лично кажется, что синти-поп - это этакий предел поп-музыки, претендующей на сложность и содержательность: дальше уже начинаются артисты, не идентифицирующие себя с каким-либо идеологическим/музыкальным направлением, продающие собственный образ и не скрывающие коммерческую направленность своей музыки. Синти-поп где-то на грани: сама музыка-то уже проще некуда (хотя и крайне влиятельна - по большому счету, все современные русские поп-группы, играющие песни про любовь на одном синтезаторе, из синти-попа и вышли), содержания особенно никакого - а в то же время претензия и на некую идеологию, и на единство стиля в ней имеется. Но вот что важно: даже в самых примитивных контекстах музыканты с головой на плечах умеют работать так, что это получается интересно - так, например, с синти-попом играют артисты немецкого лейбла Morr Music, группа Stereo Total или Момус (Momus). Однако группа De/Vision - совсем не про это.

То, что звучало со сцены "Точки" во время концерта, не слишком отличалось от предконцертного dj-сета. Разве что, помимо обязательного синтезатора, звучали живые барабаны и электрогитара, призванные, по всей видимости, "утяжелять саунд" и "создавать драйв". Солист в кожаных штанах и с панковской прической вышел на сцену уверенной походкой, взял микрофон и, классическими жестами подогревая напряжение зала, запел. Что говорить о собственно песнях, не очень понятно: традиционные поп-мелодии, плывущий синтезаторный саунд, ревущая гитара, однообразные ритмы - можно побыстрее, можно помедленнее. Низкий бесстрастный голос, поющий, разумеется, "your love is killing me" и прочих вещах подобного рода. Музыка, подавляющая своей духотой и напыщенностью, прущая вперед без остановки и раздумий. "Готичность" ее, вероятно, выражается в том, что лучше всего описывается английским словом dark - в постоянно присутствующей атмосфере мрачности и темноты. В общем, всю дорогу одно и то же, даже ужимки и гримасы не особенно меняются. В зале, разумеется, вскинутые в восторге вверх руки, вопли и танцы.

Мне, по правде говоря, несколько неловко. В клубе "Точка" субботним вечером собралось изрядное количество людей, отдавших немалые деньги за то, чтобы увидеть De/Vision, - и, вероятно, все они по-настоящему любят эту музыку и ощущают ее как близкую и искреннюю. Однако что нового можно сказать по поводу немецкого рафинированного готического синти-попа при таком количестве описательных научных терминов? Ведь чисто по-человечески мне эти песни (да и само шоу) показались абсолютно клишированными, чудовищно претенциозными и насквозь фальшивыми...
Возможно, у поклонников группы на сей счет имеется другое мнение?

04.10.2004, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

DE/VISION - свежие публикации:

  • Альбом дня - Popgefahr, 16.09.2010
    Слегка обновив звучание и не перебарщивая с сантиментами, немецкие синти-поп консерваторы разменяли второй десяток альбомов »»
  • Альбом дня - Subkutan, 06.10.2006
    Вот и наступила осень - время меланхоличных прогулок по паркам, медитаций под тяжело ползущими по небу тучами и неспешно-меланхоличных размышлений. Очередной альбом немцев De/Vision "Subkutan" »»
Сайт: devision-music.de

DE/VISION

Дата образования:

1 января 1988