...ПРАВДА О контрактах в рекорд-индустрии
Не секрет, что контракт между группой (исполнителем) и рекорд-лейблом - это
обручальное кольцо на долгое время. Проблема часто заключается в том, что
далеко не каждый исполнитель способен разобраться, что же на самом деле написано
в контракте. Пунктов слишком много, язык трудный и скучный.
Синди Лаззари, адвокат, специализирующаяся в музыкальной индустрии,
рассказывает: "Когда люди приносят мне контракты, которые предлагают им
лейблы и
начинают читать их со мной, они бывают просто ошеломлены: "Мы собирались
подписать это, потому что многие так делают," - говорят эти молодые музыканты.
Часто они подписывают все условия и потом жалуются всю жизнь".
Контракт напоминает обручальное кольцо, то не так-то просто найти для группы
такую "невесту"-лейбл, с которой можно счастливо прожить всю жизнь.
Допустим, вы (группа, исполнитель) заключили контракт. Теперь вы идете в студию
и записываете альбом. Лейбл будет распространять его. Люди будут его покупать.
С этого момента в ваш карман двумя небольшими струйками начнут капать деньги.
Первый источник доходов-от проданных экземпляров кассет и CD, royalty (или
"доля исполнителя").
Доля артиста обычно составляет около 13-14 процентов от розничной цены альбома
(то есть от суммы, которую платит человек, покупающий в магазине ваш CD).
Редко, когда этот процент больше; чаще - меньше. Типичный пример: группы
Damnations и Prescott Curlywolf во время заключения контракта с
Mercury records
вынуждены были согласиться на 13 процентов роялти. Как и все остальные пункты
контракта, роялти - предмет торга. Если лейбл заинтересован в исполнителе, то
есть смысл отстаивать свои условия. Группой Dangerous Toys (ныне
"покойной") после успеха в 1988 г.
интересовалось так много лейблов, что они вытребовали у Columbia для себя 15
процентов роялти - редкий случая для начинающей группы.
Роялти - далеко не простая вещь. Если группа для записи альбома решит
пригласить известного продюсера, то оплата его труда будет вычтена из доли
музыкантов. Допустим, продюсер согласился работать за 2 процента.
Следовательно, на долю исполнителей остается уже 12 процентов от превоначальных 14.
Имеются многие хитрости, которые позволяют лейблам уменьшить долю исполнителей:
Майлз Дзунига, гитарист группы Fastball: "Это, друзья мои, то, что называется "стандартными условиями" музыкальной индустрии. Попросите своего юриста изменить это в контракте, и он вам ответит - это же общепринятые правила! Эти правила означают правила для вас, но не для Мадонны. Поэтому лейблы оказывают нажим на исполнителей и не слишком переживают из-за этого, потому что все принимают эти условия. Если вы станете такими же знаменитыми, как Мадонна, вы сможете попробовать изменить условия в свою пользу".
При внимательном изучении вопроса становится видно, что группе очень сложно получить сколько-нибудь серьезные суммы за счет роялти. Почему так происходит? Потому что лейблы опутывают исполнителя всяческими авансами. Все авансы впоследствии вычитаются из тех же 13-14 процентов роялти. До тех пор, пока лейбл не вернет себе все авансы, исполнитель не получит ни копейки.
Конечно, если вы - сверхпопулярный исполнитель, вы можете получить от лейбла некий бонус (безвозвратный аванс). Но это - редкость даже среди суперзвезд. Обычно авансы выплачиваются исполнителю после заключения с ним контракта и выдаются на запись альбома. Конечно, невозможно ежедневно записывать в студии альбом и при этом еще где-то работать, чтобы прокормить себя и свою семью. Но вовсе не обязательно тратить весь аванс. Лучше отложить часть средств на будущие нужды и положить их в банк.
Съемки видеоклипов - еще одна удавка на шее исполнителя. Дэвис Макларти: "Мы со своей группой потратили 80 000 $ на один клип. Это было ужасно глупо с нашей стороны. То же самое мы могли бы снять за 2 000$". Эти суммы также вычитаются из доли исполнителя.
Дорогой клип - вовсе не значит хороший клип. Вот, например, как выглядит
"хит-парад самых дорогих видеоклипов":
Michael Jackson, "Scream" - 7 000 000 $
Puff Daddy, "Victory" - 2 700 000 $
Mariah Carey, "Heartbreaker" - 2 500 000 $
Busta Rhymes "What's It Gonna Be" - 2 400 000 $
Back Street Boys "Larger Than Life" - 2 100 000 $
Will Smith, "Miami" - 2 000 000 $
Missy Elliott, "She's A Bitch" - 2 000 000 $
N Sync "Pop" - 1 800 000 $
TLC, "Unpretty" - 1 600 000 $
Guns'N'Roses, "November Rain" - 1 500 000 $
Еще одна статья авансовых расходов - организация и проведение гастрольного тура
группы. Для тура в поддержку своего дебютного альбома "Make Your Mamma Rroud"
группа Fastball получила от своего лейбла Hollywood Records около 100
000$.
Гитарист группы жалуется: "Это может показаться гигантской суммой, но она выплачивалась
частями в течение гола гастролей, и если сравнивать ее с бюджетом фильма Dumbo
Drop-2, то для Hollywood Records и их владельца, компании Disney, это не такие
уж большие деньги".
Возможно, это смешная сумма для Disney, но очень серьезная для группы. После
записи и обкатки в турне двух своих первых альбомов долг этой группы перед
лейблом составил около 500 000$. К тому же, лейбл обвинил музыкантов в том, что
они не сделали ничего, чтобы погасить этот долг. "Они все время тратят на вас
ваши же деньги, - говорят музыканты, - "На обеды, бары, все что угодно.
Допустим, вы берете своих друзей-подруг... и тратите на них целых 1500$ - на обед,
выпивку и развлечения".
В свою защиту лейблы заявляют, что идут на риск, заключая контракт с группой.
Большинство альбомов продается плохо. Ежегодно в мире выходит более 30 000
наименований новых альбомов. Менее 1 процента продаются тиражом более 1 000 000
копий). По данным компании SoundScan, в 1995
г. всего было выпущено 146 724 наименований альбомов. 91 процент из них был продан
тиражом менее 5000 копий. Разумеется, эти цифры весьма условны, так как в число
выпущенных альбомов входят и такие, как "Dark Side Of The Moon" группы Pink
Floyd, который продается уже более 30 лет.
Ещё одна проблема - собственность на мастер-запись альбома. Когда группа Spoon
заключила контракт с Elektra records, они узнали, что записанный альбом им не
принадлежит: "Мы сказали, что хотим получить мастер-запись после окончания
сведения альбома. "О кей, - ответили нам, - Когда рак на горе свистнет. Что еще
хотите?"
Конечно, и из этого правила есть исключения. Если лейбл разорвал с вами
отношения и не имеет на вас планов, вы сможете получить все свои записи назад.
Таким образом группа Prescott Curlywolf смогла получить у лейбла Mercury свой
первый альбом "6ix Ways To Sunday": "Мы пригрозили, что подадим на
лейбл в
суд. Это не входило в их планы, они не хотели тратить на нас время и отдали нам
мастер-фонограмму".
Когда лейбл заключает с группой контракт, он обещает создать, разрекламировать и продать продукт - альбом группы. Но нет никаких гарантий, что лейбл выполнит все эти условия. По словам музыкантов, на раскрутку альбома "6ix Ways To Sunday" лейбл потратил всего 400$. Эти деньги были использованы на постеры и на организацию 7-дневного концертного тура. Но после успеха последующих альбомов группы "6ix Ways To Sunday" был переиздан и принес группе некоторую прибыль.
Однако дело с контрактами вовсе не так безнадежно, как может показаться. Несмотря на то, что условия контрактов не очень-то дружелюбны по отношению к музыкантам, всё же есть возможность заработать. Музыканты признают: "Если у вас есть хитовая песня, все хотят иметь с вами дело, тогда деньги пойдут к вам несколькими путями -от продаж альбомов, от живых концертов, от авторских прав и т.д."
Наряду с роялти второй путь поступления денег - авторские отчисления. Авторские
отчисления - это то, что получает автор песни. В США это составляет около 7
центов за каждую песню с каждого проданного CD.
Не думайте, что лейблы не хотят
наложить лапу на эти деньги - очень даже хотят! Для этого тоже есть масса
способов. Но автор может продать свои права (или их часть) тому же лейблу за
хорошие деньги. К тому же в этом случае не важно, есть ли у группы долг перед
лейблом или нет-авторы песен в любом случае будут получать свои деньги. Если же
вы сами не сочиняете собственные песни, любой автор будет рад сотрудничать с
вами. Но при одном условии - если у вас уже есть альбом, разошедшийся солидным тиражом.
Очень часто indie-лейблы берут себе за образец контракты мейджоров, меняют имена и названия и превращают это в "стандартный образец контракта". Поэтому условия контрактов с инди-лейблами могут быть не очень выгодны для музыкантов. Как показывает печальный опыт Prescott Curlywolf, условия, предложенные им лейблом Mercury были лучше, чем условия инди-лейбла Doolittle. Но для записи своего альбома Fun Animal World они покинули Mercury и заключили контракт с инди-лейблом Freedom records. После того, как Freedom records окупил свои расходы, вся прибыль была разделена поровну между лейблом и группой. "Этот лейбл дружелюбен к музыкантам, -говорят участники группы, - Мы даже не записывали соглашение на бумаге".
Конечно, можно вообще не заключать контрактов, самомтоятельно записывать альбомы и распространять их. Музыкант Дэвид Гарза (David Garza) записал 9 альбомов, прежде чем подписал контракт с Atlantic. "Большинство групп подписывают контракты слишком рано для своей карьеры, - говорит он, - я благодарю Бога, что не подписал контракт в 1991г, когда мне это предлагали". Благодаря тому, что он уже имел успешную карьеру, Гарза смог выдвинуть свои условия и лейбл принял их.
Но самая успешная сделка - найти таких людей в рекорд-лейбле, которые действительно "врубаются" в вашу музыку и готовы работать для успеха вашей группы.
1935 – Родился Литтл Ричард - певец, пианист и композитор, который стоял у истоков рок-н-ролла »»
1966 – Родилась поп-звезда Патрисия Каас - мадемуазель, которая поет блюз и любима в России едва ли не больше, чем в родной Франции »»
Johnny PATE (1923)
Little RICHARD (1932)
Art DAVIS (1934)
J.J. CALE (1938)
Хосе КАРРЕРАС (1946)
Andy KIM (1946)
Keri HILSON (1982)