Теперь уже можно с уверенностью сказать, что в стране стало на один хороший межрегиональный фестиваль больше. Потому что если в 2002-м вятский "Подъем" еще казался одноразовой акцией, то его повторение 6 августа нынешнего года - это уже тенденция. Будем надеяться, во всех смыслах долгоиграющая.
Итак, чем же характеризовался "Подъем"-2004, поменявший определение "Фестиваль
живой музыки" на лаконичную приставку "Рок-"? Во-первых, отличным звуком и
светом (местная компания "Image light" постаралась на совесть, - это не
реклама, а достоверный факт), грамотной организацией, бодрым конферансом
ведущих (ди-джеев радио "Мария") и просто-таки райскими условиями работы
представителей СМИ (примерно 20-метровая пресс-зона перед сценой, полностью
свободная от зрителей и организаторских протеже, - большая редкость для
open-air'a). Во-вторых, неплохим подбором выступавших коллективов, - что,
несомненно, заслуга Дениса Репина, главного идеолога "Подъема". Провальных
команд не было, и если кто-то из выступавших кому-то не понравился, - это
вопрос не качества, а личного вкуса. В-третьих, - отличной погодой; тут уж
постарался вятский рок-н-ролльный бог...
Маленькое замечание для любителей географии: не ищите Вятку на карте России, - ищите Киров. Это один из немногих городов, до сих пор не сменивший название с совкового обратно на историческое. Почему - неясно, но такова реальность. И еще одна подробность: Вятку часто называют "родиной русской романтики" (т. к. это родной город Александра Грина); под этим же слоганом в декабре 1991 года здесь прошел исторический Фестиваль независимой рок-прессы. Так что все, что я собираюсь описать ниже, - не случайно и имеет свои логические корни.
Открыла "Подъем", естественно, вятская группа Тихий Джа. Ничего общего с реггей, - стильный, но местами грубоватый брит-поп. Другими местами иногда напоминали нижегородский Хроноп, который наверняка никто уже не помнит, так что сходство следует признать неосознанным. Прочие местные коллективы: Кладбищенская Земляника, явно выросшая на могилке Майка Науменко, и Эстервилл, игравшие заметно бодрее, чем на фестивале "СДВИГ" в Вологде, но все равно яркого впечатления не оставившие.
Как выяснилось в процессе ознакомления с локальной сценой, значительное число музыкантов Вятка щедро экспортировала в Москву и Петербург. Самые известные ушельцы - Макс Иванов и Алексей Пяткин (Торба-на-Круче), а также Алексей Вайнер (Wine). Торба приехала в полном составе и в должности хэдлайнера, была горячо принята истосковавшимися земляками и отыграла замечательно энергичный сет: начали нежно, с кавера Radiohead, а потом пошли круто вверх с кульминацией примерно на "Непсихе". Вайнер с группой был зван, но по туманным причинам не снизошел; вместо него отдувалось трио во главе с басистом Константином Кремлевым (известным также по работе с Натальей Пивоваровой), который зачем-то еще и пел, причем чужой материал. Мог бы и не трудиться, тем более что по инструментальной изощренности Кремлев-Бэнд был вполне самодостаточен.
Остальные местно-столичные проекты: Наивно.Suпер - два скрипача в составе, но все равно невнятно по звуку и мелодиям. Между журналистами даже случился спор, какое определение им подходит больше: недоТорба или недоСплин. Да и названия, заимствованные из модных бестселлеров, обычно свидетельствуют о несамостоятельности мышления... Зато по поводу кировско-питерских ветеранов из Попс-Бюро разногласий не возникло: играли однозначно кондовый, с блатными прихватами рок, были монструозны, профессиональны и немного нелепы. Впрочем, песня про "Пирамидальные тополя" - действительно смешная и хитовая.
Две группы прибыли на "Подъем" из Ижевска, и обе не соответствовали
представлениям об их родине как о столице электронной музыки. Сны
оказались плотным и зажигательным рок-бэндом - этакий Крематорий в
мажоре, но не в смысле гармоний, а по общему посылу. Довершала зеркальное
сходство белая шляпа вокалиста. Анри, в свою очередь, чрезвычайно
напоминали молодой да ранний Аквариум (с некоторыми заходами в
Умку и Rolling Stones, что не противоречило суммарному ощущению),
но это сходство тоже ничем не коробило. Ирония была тонка и ненавязчива, песни
хороши, а вокалист Сергей Ищенко - красив и харизматичен. Самая душевная
группа фестиваля.
Три иногородние команды продемонстрировали, как имидж барышни-вокалистки влияет
на восприятие музыки в условном жанре "гитарный рок", исполненной на примерно
одинаковом качественном уровне. Звонкоголосая, активная толстушка Ксения
Панаева (Париж, Екатеринбург); стильная Мария Кулагина с
манерами стесняющейся своего шарма дебютантки (Plutonium, Казань);
по-столичному уверенная унисекс-герл Ольга Чевычелова (Кенгурру,
Петербург) - все в брюках, все с отличным вокалом, но абсолютно разные; за счет
того различны и группы. Прочие отличия проходят совершенно незамеченными.
Faкты (Москва), отыграв могуче и фактурно, напоследок разразились хитом
с рефреном "На х... нам этот дождь!", послав по тому же адресу свое обещание
(взятое с каждого участника фестиваля) не петь матерных песен. А чего бояться
людям, игравшим недавно в облаке перечного газа на разогреве у Гражданской
Обороны? К тому же песня действительно отличная, и слова из нее ради
формального приличия не выкинешь. Да и публика была в восторге.
Все бы хорошо, но к концу фестиваль окончательно вывалился из графика, и
суперхэдлайнер в образе Пилота вышел на сцену за 5 минут до оговоренного
с властями финала в 22:00. И действительно, на третьей песне (коей оказалась
"Сибирь") вырубили порталы. Илья Черт, не растерявшись, спрыгнул со
сцены и прошелся через всю пресс-зону, ловя микрофоном вопимый публикой припев,
а потом произнес пламенную речь про совок, тоталитаризм, фашизм и "дайте людям
музыку послушать!" Порталы ненадолго включились, но после "Королевства Шлюх"
вырубилась уже вся аппаратура целиком. Людское негодование было беспредельным,
так что в результате закулисных переговоров Пилоту дали на выступление еще 20
минут, на что Черт несколько наивно заметил: "Я знал, что только рокеры
могут что-то изменить в этой стране!" Вообще-то концерт продолжился
самоотверженным усилием организаторов и некоторых их знакомых, но - не суть.
Главное, народного бунта не случилось, а фестиваль все же закончился на
позитивной ноте.
Этот эпизод стал, кажется, единственным (и то случайным) минусом "Подъема". В целом же фестиваль был отличным, и хочется пожелать ему долгого и счастливого будущего. А все прочие подробности кировско-вятской музыкальной жизни, мною по каким-то причинам упущенные, можно наверняка узнать на сайте www.rock.kirov.ru. До встречи на новом "Подъеме"!
Bill EVANS (1929)
Johnny HEARTSMAN (1937)
Barry MANN (1939)
Red LANE (1939)
Brian BENNETT (1940)
Carole KING (1942)
Johnny HARRIS (1947)
Bill EVANS (1958)