ФЕСТИВАЛЬ  Все выше, и выше, и выше...

Теперь уже можно с уверенностью сказать, что в стране стало на один хороший межрегиональный фестиваль больше. Отличный звук и свет, грамотная организация. Провальных команд не было, и если кто-то из выступавших кому-то не понравился, - это вопрос не качества, а личного вкуса. Читайте репортаж Звуков.Ru с вятского фестиваля Подъем

Теперь уже можно с уверенностью сказать, что в стране стало на один хороший межрегиональный фестиваль больше. Потому что если в 2002-м вятский "Подъем" еще казался одноразовой акцией, то его повторение 6 августа нынешнего года - это уже тенденция. Будем надеяться, во всех смыслах долгоиграющая.

Итак, чем же характеризовался "Подъем"-2004, поменявший определение "Фестиваль живой музыки" на лаконичную приставку "Рок-"? Во-первых, отличным звуком и светом (местная компания "Image light" постаралась на совесть, - это не реклама, а достоверный факт), грамотной организацией, бодрым конферансом ведущих (ди-джеев радио "Мария") и просто-таки райскими условиями работы представителей СМИ (примерно 20-метровая пресс-зона перед сценой, полностью свободная от зрителей и организаторских протеже, - большая редкость для open-air'a). Во-вторых, неплохим подбором выступавших коллективов, - что, несомненно, заслуга Дениса Репина, главного идеолога "Подъема". Провальных команд не было, и если кто-то из выступавших кому-то не понравился, - это вопрос не качества, а личного вкуса. В-третьих, - отличной погодой; тут уж постарался вятский рок-н-ролльный бог...

Маленькое замечание для любителей географии: не ищите Вятку на карте России, - ищите Киров. Это один из немногих городов, до сих пор не сменивший название с совкового обратно на историческое. Почему - неясно, но такова реальность. И еще одна подробность: Вятку часто называют "родиной русской романтики" (т. к. это родной город Александра Грина); под этим же слоганом в декабре 1991 года здесь прошел исторический Фестиваль независимой рок-прессы. Так что все, что я собираюсь описать ниже, - не случайно и имеет свои логические корни.

Открыла "Подъем", естественно, вятская группа Тихий Джа. Ничего общего с реггей, - стильный, но местами грубоватый брит-поп. Другими местами иногда напоминали нижегородский Хроноп, который наверняка никто уже не помнит, так что сходство следует признать неосознанным. Прочие местные коллективы: Кладбищенская Земляника, явно выросшая на могилке Майка Науменко, и Эстервилл, игравшие заметно бодрее, чем на фестивале "СДВИГ" в Вологде, но все равно яркого впечатления не оставившие.

Как выяснилось в процессе ознакомления с локальной сценой, значительное число музыкантов Вятка щедро экспортировала в Москву и Петербург. Самые известные ушельцы - Макс Иванов и Алексей Пяткин (Торба-на-Круче), а также Алексей Вайнер (Wine). Торба приехала в полном составе и в должности хэдлайнера, была горячо принята истосковавшимися земляками и отыграла замечательно энергичный сет: начали нежно, с кавера Radiohead, а потом пошли круто вверх с кульминацией примерно на "Непсихе". Вайнер с группой был зван, но по туманным причинам не снизошел; вместо него отдувалось трио во главе с басистом Константином Кремлевым (известным также по работе с Натальей Пивоваровой), который зачем-то еще и пел, причем чужой материал. Мог бы и не трудиться, тем более что по инструментальной изощренности Кремлев-Бэнд был вполне самодостаточен.

Остальные местно-столичные проекты: Наивно.Suпер - два скрипача в составе, но все равно невнятно по звуку и мелодиям. Между журналистами даже случился спор, какое определение им подходит больше: недоТорба или недоСплин. Да и названия, заимствованные из модных бестселлеров, обычно свидетельствуют о несамостоятельности мышления... Зато по поводу кировско-питерских ветеранов из Попс-Бюро разногласий не возникло: играли однозначно кондовый, с блатными прихватами рок, были монструозны, профессиональны и немного нелепы. Впрочем, песня про "Пирамидальные тополя" - действительно смешная и хитовая.

Две группы прибыли на "Подъем" из Ижевска, и обе не соответствовали представлениям об их родине как о столице электронной музыки. Сны оказались плотным и зажигательным рок-бэндом - этакий Крематорий в мажоре, но не в смысле гармоний, а по общему посылу. Довершала зеркальное сходство белая шляпа вокалиста. Анри, в свою очередь, чрезвычайно напоминали молодой да ранний Аквариум (с некоторыми заходами в Умку и Rolling Stones, что не противоречило суммарному ощущению), но это сходство тоже ничем не коробило. Ирония была тонка и ненавязчива, песни хороши, а вокалист Сергей Ищенко - красив и харизматичен. Самая душевная группа фестиваля.

Три иногородние команды продемонстрировали, как имидж барышни-вокалистки влияет на восприятие музыки в условном жанре "гитарный рок", исполненной на примерно одинаковом качественном уровне. Звонкоголосая, активная толстушка Ксения Панаева (Париж, Екатеринбург); стильная Мария Кулагина с манерами стесняющейся своего шарма дебютантки (Plutonium, Казань); по-столичному уверенная унисекс-герл Ольга Чевычелова (Кенгурру, Петербург) - все в брюках, все с отличным вокалом, но абсолютно разные; за счет того различны и группы. Прочие отличия проходят совершенно незамеченными.

Faкты (Москва), отыграв могуче и фактурно, напоследок разразились хитом с рефреном "На х... нам этот дождь!", послав по тому же адресу свое обещание (взятое с каждого участника фестиваля) не петь матерных песен. А чего бояться людям, игравшим недавно в облаке перечного газа на разогреве у Гражданской Обороны? К тому же песня действительно отличная, и слова из нее ради формального приличия не выкинешь. Да и публика была в восторге.

Все бы хорошо, но к концу фестиваль окончательно вывалился из графика, и суперхэдлайнер в образе Пилота вышел на сцену за 5 минут до оговоренного с властями финала в 22:00. И действительно, на третьей песне (коей оказалась "Сибирь") вырубили порталы. Илья Черт, не растерявшись, спрыгнул со сцены и прошелся через всю пресс-зону, ловя микрофоном вопимый публикой припев, а потом произнес пламенную речь про совок, тоталитаризм, фашизм и "дайте людям музыку послушать!" Порталы ненадолго включились, но после "Королевства Шлюх" вырубилась уже вся аппаратура целиком. Людское негодование было беспредельным, так что в результате закулисных переговоров Пилоту дали на выступление еще 20 минут, на что Черт несколько наивно заметил: "Я знал, что только рокеры могут что-то изменить в этой стране!" Вообще-то концерт продолжился самоотверженным усилием организаторов и некоторых их знакомых, но - не суть. Главное, народного бунта не случилось, а фестиваль все же закончился на позитивной ноте.

Этот эпизод стал, кажется, единственным (и то случайным) минусом "Подъема". В целом же фестиваль был отличным, и хочется пожелать ему долгого и счастливого будущего. А все прочие подробности кировско-вятской музыкальной жизни, мною по каким-то причинам упущенные, можно наверняка узнать на сайте www.rock.kirov.ru. До встречи на новом "Подъеме"!

10.08.2004, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)