The VIVISECTORS  Case History Of John Doe

Когда где-то в середине 70-х наше издательство "Детская Литература" впервые издала пару книг Толкиена - никакого ажиотажа не наблюдалось. Это потом молодежи рассказали, какой он крутой и культовый....

Когда где-то в середине 70-х наше издательство "Детская Литература" впервые издала пару книг Толкиена - никакого ажиотажа не наблюдалось. Это потом молодежи рассказали, какой он крутой и культовый. Когда еще раньше Поющие Гитары нарезали легонькие инструментальные рок-н-ролльчики с реверберирующей гитарой и рокочущим в тылу органом, настоящие крутые ребята воротили нос от этой продажной эстрады и шли слушать подпольных рокеров. Чуть позже новому поколению крутых ребят объяснили, что именно эта музыка и есть верх крутизны: она именуется шикарным словом "серф" и ныне требует для пущей модности разнообразной кровожадной атрибутики - от оформления альбомов до названия композиций. Разумеется, следует украсить себя татуировками, появляться на сцене в коже и как можно реже расставаться с бутылочкой пивка. И играть, что совсем здорово, легко и прибыльно - слов сочинять не надо, а пару составляющих песню риффов, лабая в каком-нибудь ресторанчике, можно растянуть элементарными импровизациями до бесконечности. В общем, мачо не плачут.
С модной кровожадностью команда под названием The Vivisectors явно переборщила: от картинки на обложке и названий вроде "Motorpsycho", "Terrorofobia" или "Monkey Hunter" ждешь даже не серфа, а вовсе какого-нибудь жестокого, как слэм и поножовщина, панкобилли наподобие The Meteors, а вот упс. Впрочем, номера вроде "Mad" или той же "Motorpsycho" нагло вылезают за рамки серфа в сторону хард-рока. Да вот беда: претензий на статус полноценного инструментала они не оправдывает, а звучат скорее, как болванки недоделанных хард-роковых песен с предполагающимся вокалом. И вообще, несколько вещей на диске сочинены словно бы не по вдохновению, а потому, что "так надо". Начало альбома не слишком вдохновляет, и лишь к "Hank, God Bless You!" музыканты разыгрываются по-настоящему.
Не все, впрочем, так печально, как могло бы показаться: среди двадцати шести треков этого альбома достаточно много действительно стоящих вещей. Чего стоит хотя бы обработка бессмертной "House Of The Rising Sun", где вибрато гитары и органа неожиданно входят в психоделический резонанс, вышибающий почву из под ног слушателя! Или крадущийся по лесу "Monkey Hunter", готовый гимн для мирового сообщества браконьеров. Да и прикантрованная "Friend Chicken" с явными аллюзиями на сочинения старика Артура Крэдапа (Arthur Crudup) тоже очень ничего. Кроме того, в развеселых наигрышах группы порой проявляются неожиданно внятные музыкальные зарисовки на злобу дня: здесь ребятам особенно удалась вышеупомянутая "Terrorofobia", совершенный в своей патологичности гимн паранойе. А периодически вылезающие в пьесах группы кусочки чего-то уже ранее слышанного (в середине "Enigma Of John Doe", к примеру, можно заметить творчески перелопаченный проигрыш из "Heart Of Gold" покойного Нила Янга (Neil Young)) лишь работают на пользу общему делу.
В общем, больше настоящего чувства в гитарной игре, меньше оглядок на быстротечную моду - и пляжные рок-н-роллы The Vivisectors вытеснят из репродукторов на набережных курортных городов последние крохи блатняка. По-крайней мере у жестокого алкогольного романса "Russki Psycho" есть шансы пробить на сопереживание татуированного забулдыгу-головореза из любой точки нашего угнетенного земного шара. Уже неплохо.

05.08.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)