Вадим МИХАЙЛОВ  Карьера в музыкальной индустрии

Книга Вадима Михайлова "Карьера в музыкальной индустрии" принадлежит к той редкой категории учебников, по которым было бы интересно и увлекательно учиться. При этом каждое из имеющихся в книге утверждений объяснено логически и поддержано конкретными примерами из истории шоу-бизнеса.

Михайлов В.
Карьера в музыкальной индустрии Рис. И. Татарникова. - М.: Хобби-Центр, 2004. - 304 с.: ил. - Прилож. с 235 -295. - Библиогр. с. 296 -297.

Книжки с завлекательными названиями типа "Карьера крутого дрессировщика крокодилов для всех" давно уже и в огромном количестве выходят по всему свету. К счастью, работа Вадима Михайлова к подобной литературе отношения не имеет. Более того, ближайшим аналогом этой книги является классический труд А. К. Гастева "Как Надо Работать" (1921), заложивший основы научной организации труда и полный по сегодняшним меркам прописных истин, которые, однако, в 20-е годы XX века требовалось упорно прививать работягам, не знающим, сколь осторожно и бережно надо обращаться со всем, что сложнее лопаты. В Германии есть традиции промышленного производства, - говорилось в той книге, - а у нас нет. Значит, надо их прививать.
Примерно так же обстоят дела и в современной отечественной музыкальной индустрии. Многочисленные музыканты-любители и по сей день могут прислать на радио кассету с диктофонной записью своей супергениальной репетиции, сфотографироваться для пресс-релиза на фоне кирпичной стены в позах расстреливаемых молодогвардейцев и так и не узнать, что на той самой тихой улочке, по которой они проходят, быть может, десять раз на дню, в невзрачном кирпичном домике гнездится местный филиал рекорд-лейбла мирового значения. А потом бесконечно долго удивляться, как легко им удается портить отношения с проклятым окружающим миром. Работа Михайлова направлена на ликвидацию безграмотности в этой и многих смежных областях. Создание демонстрационных записей, организация клубных концертов, подписание контрактов - ни одна из касающихся карьеры в музыкальной индустрии тем не осталась вне поля авторского внимания. При этом каждое из имеющихся в книге утверждений объяснено логически и поддержано конкретными примерами из истории шоу-бизнеса.
Книга могла бы стать неплохим учебным пособием для студентов, в частности, многих отделений ГУУ и МГУК. Ибо относящиеся к современной музыке и административно-организационной работе в этой сфере учебные курсы почему-то по сей день крайне консервативны, зачастую совершенно оторваны от реальности и потому давно нуждаются в хорошей встряске. До сих пор очень глухо говорится о фундаментальной разнице между часто и неоправданно смешиваемыми у нас воедино профессиями менеджера и продюсера, а система собственно музыкального образования до сих пор построена на том допущении, что вся "приличная" легкая музыка закончилась на творениях Л. Утесова и Ф. Синатры. Да, конечно, было дальше что-то, но как можно говорить об этом серьезно? Так вот, Вадим Михайлов - один из немногих авторов, берущийся сделать серьезным предметом изучения все то, что было создано в популярной музыке в последние полвека.

Конечно, для этого следует серьезно обновить некоторые главы, впервые опубликованные на "Звуках.Ru" в 2001 - 2002 годах и с тех пор не редактировавшиеся. А также устранить ряд вроде бы незначительных, но в учебном издании совершенно недопустимых опечаток вроде неправильного написания названия группы Bon Jovi или неаккуратных оборотов класса "о саунде звука".
Однако уже сейчас книга Вадима Михайлова "Карьера в музыкальной индустрии" претендует на то, чтобы занять место редкой категории учебников, по которым было бы интересно и увлекательно учиться.

Хотелось бы, чтобы во второй редакции книга также избавилась от шероховатостей и неровностей повествования, а автор задействовал в работе серьезного редактора. Книга от этого только выиграет.

Книжку можно заказать по почте наложенным платежом в интернет-магазине Bolero.Ru, найти ее на сайте можно через меню "поиск" на главной странице.

20.07.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)