Лето наступило окончательно и бесповоротно, московская клубная жизнь затихает - в душных подвалах музыку слушать все труднее, тем более если на улице тепло и красота. В общем, пришло время опен-эйров - и надо заметить, что по этой части (которая в Европе является важнейшей во всем музыкально-концертном году) у нас в последнее время все неплохо. Помимо давно привычных больших рок-слетов вроде "Крыльев" или "Нашествия", кажется, окончательно создали свою нишу мероприятия танцевально-клубные (вроде грядущего Creamfields), а также - хочется надеяться - менее пафосные фестивали, не собирающие грандиозной аудитории, зато обладающие и хорошей концепцией действа, и интересным подбором музыкантов. В этом году первым из таких стал фестиваль Звуков.Ru Avant, ну а в прошедшие выходные свой выезд организовал культурный центр ДОМ. И, как всегда, "домочадцы" придумали нечто феерическое и ни на что не похожее - по большому счету, фестиваль ОРИОН КАП КАП и представлял собой настоящий open-air в самом прямом понимании этого слова: с выездом за пределы мегаполиса, со всеми видами развлечений и искусств и с той же атмосферой осмысленной душевности, за что ценился и ценится ДОМ. И хотя тот же Avant был, определенно, интереснее по подбору выступавших, на ОРИОН КАП КАП организаторам удалось создать целостное фестивальное пространство (отсылавшее ещё и к широкому культурному бэкграунду вроде "музыки на воде" Джона Кейджа), которое, к тому же, никак не было связано ни с закрытием метро, ни с духотой московского лета.
Началось все на Речном вокзале, откуда отплыли два трамвайчика: самым
убежденным любителям ДОМашней музыки был обещан ещё и концерт прямо на воде.
Вероятно, он успешно состоялся (а выступила вроде бы Российская Саксофонная
Мафия), да только вот музыканты играли на одном из теплоходов, а
аккредитованных журналистов почему-то посадили на другой, поэтому о том,
насколько подобный перформанс был удачен, мне, к сожалению, узнать не удалось -
что, впрочем, отнюдь не испортило удовольствия от по-настоящему прекрасной и
удивительной речной прогулки.
Дальше странности некоторое время продолжались: современное концептуальное
искусство столкнулось с самой неприглядной стороной российской действительности,
поскольку со всех приехавших по воде и добиравшихся от Бухты Радости до
Клязьминского водохранилища охранники бухты попытались два раза собрать денег.
Все эти препятствия, впрочем, не смогли оказаться фатальными, так что до
Клязьминского водохранилища слушатели, музыканты и организаторы все-таки
добрались.
И так уж получилось, что это самое Клязьминское водохранилище выглядело полностью
освоенным художественным пространством: в 30 метрах от стоявшей прямо на песке у
реки сцены высилась деревянная фигура, являвшая собой скульптуру "Концерт для
дирижера с бухтой", где-то на другом берегу явственно виднелась выложенная
бревнами надпись ART, так что все вокруг выглядело неслучайно (хотя
совершенно не факт, что так и было). Не подвела и погода - несмотря на
говоряще-предсказывающее название, ОРИОН КАП КАП прошел без осадков, хотя и с
небольшими ночными заморозками. По песочку, попивая пиво, бродили Сергей
Летов и
Николай Рубанов, Владимир Волков и Эдуард Сивков, на мостках
сидели люди и
смотрели на воду, кто-то катался на лодке, кто-то даже пробовал купаться - все
это смотрелось как нечто совершенно оторванное от города, казалось, что Москва
даже не в 30, а где-нибудь в 300 километрах, а все это происходит где-то совсем
не здесь, а в какой-то утопии духа. Это ощущение, абсолютно уникальное для
музыкального мероприятия, пожалуй, и можно назвать главным, чего удалось
добиться организаторам ОРИОНа. Но основным содержанием фестиваля должна была
стать все-таки музыка - и она им и стала.
Открыла фестиваль группа Волга - этакий этно-трип-хоп: ди-джей играл в
меру мудрую электронику, снабженную обязательным в таких случаях вибрирующим
битом, а вокалистка вполне "фольклорно" пела традиционные тексты - заговоры,
обереги и прочее ритуальное. Слушaлось это неплохо, но без чего-либо особенного
- так что Волга стала правильным началом ОРИОНа, взбодрив публику, настроив её
на этничность и прогрессивность и уступив место более содержательным и
драйвовым коллективам. Первым из которых был немецкий ново-джазовый квартет
Root 70 - они в итоге и оказались единственными зарубежными участниками
фестиваля, поскольку обещанные швейцарцы Streamboat Switzerland так и не
выступили.
Ведущий концерта Сергей
Старостин расхвалил Root 70 на все
лады, и музыканты действительно порадовали, хотя, пожалуй, ничем не удивили.
Разве что самим своим руководителем: солирующий тромбон - штука, прямо скажем,
редко встречающаяся, а Нильс Вограм со своим инструментом что только не
делал; частенько вполне традиционно развивавшаяся композиция превращалась в
разговор саксофона с тромбоном, причем каждый издавал самые странные и
причудливые звуки. В целом же Root 70 играли очень приятный джаз, не
злоупотреблющий свободой и атональностью, очень приятный на слух и
напоминающий, например, Acoustic Masada.
Дальше музыкальная программа никаких сюрпризов не принесла - что, разумеется, отнюдь не является её отрицательной характеристикой, просто все выступавшие коллективы были публике хорошо знакомы, а потому принимались на ура. ВолковТрио брало сочетанием драйва и содержательности - Владимир Волков принимал со своим контабасом самые немыслимые позы, Курашов терзал собственную гитару так, что непонятно было, как она вообще ещё жива, в общем, все было как всегда - и здорово. Под занавес сета ВолковТрио расширилось до квинтета - к Волкову, Курашову и Сладкевичу присоединились Сергей Старостин и Леонид Федоров, чтобы исполнить вместе потустороннюю версию народной колыбельной, мистически-страшный заговор на сохранение скотинки и в завершение - запредельно-пронизывающую "Голову-ногу". Логичное перетекание составов друг в друга продолжилось, и на сцене остался Леонид Федоров, чтобы вместе с группой Аукцыон исполнить миссию хедлайнера. Что и было сделано с блеском - группа действительно отыграла большой концерт, исполнила все надлежащие нетленки (от "Якорей" до "Осколков") и вызвала бешеную радость у публики. Однако, кажется, как живой творческий организм канонизированная группа функционирует не очень эффективно - на концертах исполняются одни и те же песни в одних и тех же аранжировках и с одними и теми же ужимками и прыжками Олега Гаркуши, новые же песни Федоров предпочитает исполнять сольно и с тем же ВолковТрио - да и не слушаются они как песни, предназначенные для Аукцыона.
Все выступления музыкантов сопровождались показывавшимися на экране сюжетами
видео-арта, который смотрелся иногда забавно, иногда смешно, а порой и просто
неуместно; совместить разные виды искусства - дело, конечно, хорошее, но,
видимо, осуществлять это надо было как-то менее прямолинейно. Момент, в который
музыка полностью сменилась перформансом, все-таки наступил: арт-провокатор
Герман Виноградов вылез на сцену в костюме индустриального Нептуна и
позвал всех на берег, где под общий восторг публики продемонстрировал "гонки на
гидроциклах по мелководью" (заключавшиеся в плавании Виноградова по тому же
мелководью с электродвигателем) и фейерверк (вполне настоящий). Показали
зрителям и обещанный фрагмент "Воглы-Воглы" - авант-римейка советского фильма с
блистательным Мамышевым-Монро в роли Любови Орловой. А дальше была снова музыка
- ансамбль НЕТЕ (этника которых, исполняемая на совсем уж причудливых
инструментах вроде гуслей и колесной лиры, звучала в тот момент несколько
монотонно) и Российская Саксофонная Мафия, которая очень правильно решила
оставить на сцене барабанщика и играть самые динамичные и бодрые композиции:
изрядно уставшая и замерзшая публика вряд ли адекватно восприняла что-то более авангардно-содержательное.
Программа подошла к своему логическому завершению, на сцену снова вышел ди-джей, открывавший ОРИОН КАП КАП в составе Волги, и к 4-м часам утра сцена и набережная являли собой зрелище весьма унылое: все, кто мог, постепенно разъезжались на собственном транспорте, остальные же, в большинстве своем - весьма нетрезвые зрители лежали и сидели в самых причудливых местах и позах, пытась согреться и скоротать время до прихода обещанных автобусов. Вся эта картина, впрочем, впечатление от праздника ничуть не испортила - после него, как известно, всегда наступает похмелье, а поскольку ОРИОН КАП КАП, несомненно, очень удался, то и последствия смотрелись не очень презентабельно.
Но в том-то и соль, что в Москве такое не увидишь никогда - ни плавающего в
реке скандального художника, ни упившихся эстетов, разлегшихся на песочке.
В
этом и суть, в этом и прелесть, в этом и победа организаторов фестиваля -
open-air получился по-настоящему выездным и по-настоящему осмысленным.
Хорошее
продолжение традиции ОРИОН КАПов - которая, как очень хотелось бы надеяться, не
прервется и далее.
1934 – Родился пионер электронной музыки, изобретатель первого синтезатора Роберт Артур Моуг. В 2002 году получил премию Грэмми за создание синтезатора Minimoog »»
Mac WISEMAN (1925)
Rosemary CLOONEY (1928)
Daniel HUMAIR (1938)
Marvin STAMM (1939)
General JOHNSON (1943)
Dick SHURMAN (1950)
Daithi SPROULE (1950)
Luka BLOOM (1955)