КАРТЕЛЬ  Киногеничный картель

Украинско-питерская группа Картель не спешит, не суетится, не поднимает вокруг себя искусственно созданную шумиху, в общем, не поддается ни на какие провокации со стороны деятелей шоу-бизнеса. Но дает интервью Звукам.Ru

Упоминая украинско-питерскую группу Картель многие начинают причитать "какие таланты, какие новаторы пропадают в подземельях нашей страны, а ведь могли бы...". Но "картелевцы" не спешат, не суетятся, не поднимают вокруг себя искусственно созданную шумиху, в общем, не поддаются ни на какие провокацию со стороны деятелей шоу-бизнеса, прекрасно понимая, что для музыки, которую они исполняют, в России еще не настало время. А для тех, кто умеет заглядывать в будущее, они играют концерты, в основном в питерских клубах, лишь иногда выезжая в соседний Псков; выпускают синглы, которые потом продают в музыкальных магазинах по чисто символической цене - одному рублю; записывают альбомы и выкладывают их на своем сайте; снимают клипы на свои не изданные песни; и общаются с журналистами, которые в первую очередь интересуются по каким причинам группа Картель покинула просторы теплой Украины и осела в холодном Питере. На что музыканты всех этих журналистов отправляют на свой сайт - www.kartelband.ru, дабы те ознакомились с историей и не задавали глупых вопросов. Там все доходчиво, да еще и с юморком, про этот период написано вокалистом группы Богданом Дробязко.

Звуки.Ru: - На музыкальных форумах я много раз читал жалобы поклонников вашей группы. Мол, коллектив классный, но выступает крайне редко. И только в Питере.

Богдан: - Могу всех обрадовать, этот год намечается интенсивный, с точки зрения концертной активности. Уже намечены концерты в Москве, что для нас достаточно важно. Появимся в клубах "Китайский летчик Джао Да" и "Проект О.Г.И". Понимаешь, до сих пор мы обживались, обустраивались, и было, если честно, не до путешествий. Нужно было решать вопросы с переездом, бытовые проблемы, жилищные, со средствами для существования разобраться. Ведь у нас семьи, дети. Питер для нас был чужим городом. Это не родная Украина. Теперь, в этом смысле появилась какая-то устойчивость, стабильность. Да и наша деятельность музыкальная, за это время стала приносить некоторые плоды. К примеру, в конце июня нас пригласили выступить в Питере и Москве, в качестве гостей, с группой Laika. Я думаю, что это неплохой аванс нам. Не могу огласить подробности, ибо организаторы опасаются, что у них не дай бог чего сорвется или не срастется. Что и говорить, в последнее время мы чувствуем на себе некий повышенный интерес, как со стороны средств массовой информации и слушателей, так и со стороны деятелей шоу-бизнеса. Но повышенный, не значит лавинный, просто нам он кажется повышенным, относительно дня вчерашнего.

Звуки.Ru: - Хочешь сказать, что пришло время группы Картель?

Богдан: - Мне, кажется, да. Смелое предположение, но все же. Раньше все это не имело регулярности что ли, а теперь мы постоянно получаем какие-то предложения. Не знаю с чем это связано, ведь альбома у нас нет, а это большой минус для популяризации группы, да и играли мы до сих пор лишь в паре-тройке питерских клубов. Несомненно, большую роль тут сыграл наш официальный сайт. Мы рассматриваем его, как достаточно эффективное средство донесения своих идей до интересующихся людей. Все вместе играет определенную роль в нашем движении вперед. Пусть медленном, но верном. Последний концерт, в городе Пскове показал, что уже существует в стране достаточно подготовленная публика, которая реагирует не только на раскрученные, популярные брэнды, но опирается на собственные представления о современной музыке, не зависимо от технологий по промывке мозгов, я имею в виду радио и телевидение. Этот процент не высок, поэтому эти люди не интересуют пока дельцов от шоу-бизнеса. Они не могут обеспечить им необходимый минимум дохода. На западе дорожат каждым покупателем, потому как способность покупать там много выше. Поэтому рынок европейский или американский, имеет гораздо больший спектр выбора. А процент населения, которое слушает, скажем, не только Бритни Спирс, там так же не высок, как и у нас. Поэтому, можно сказать, что мы работаем на будущее и хотим зарезервировать продвинутого слушателя за собой. Или хотя бы дать ему веру в собственные творческие силы. Нам хотелось бы делать музыку, которая не потеряет своей актуальности в ближайшие семь-десять лет. Мы верим, что Россия, Украина и другие государства рано или поздно, хотя бы когда вырастут наши дети, станут полностью цивилизованными странами, со всеми вытекающими последствиями. Вот такой патриотический спич.

Звуки.Ru: - Согласись, что и телевидение меняется. Вы уже неоднократно появлялись на "голубом экране". Недавно вот ваш концерт по одному из питерских каналов видел:

Богдан: - К концертам на телевидении, я бы не стал относиться, как к каким-то сверх событиям. У нас был уже однажды опыт прямого эфира в Новгороде, поэтому мы восприняли предложение от питерского телеканала "СТО" с радостью, но сдержанно. Такие выступления мало, чем отличаются от обычного концерта, за исключением отсутствия зрителей непосредственно в зале. Однако это было конечно интересно со всех точек зрения. Прежде всего, нас могли услышать и заинтересоваться не подозревающие о существовании нашей группы люди. Потом, мы познакомились с массой хороших людей: ведущими, актерами, звукооператорами. В общем, мы почувствовали некое расширение наших горизонтов, а это не мало.

Звуки.Ru: - Известно, что вы делите репетиционную базу с весельчаками из Маркшейдер Кунст...

Богдан: - Нам в этом плане повезло. Такое соседство ко многому обязывает. Есть с кого брать пример. У кого спросить совета. Однако мы настолько разные, что опасность копирования или какого-то плагиата отсутствует напрочь. В последнее время, все это наше движение напоминает мне творческий, бурлящий котел. Наше общение с "маркшейдерами" имеет конструктивный характер, а не просто это такая тусовка. Хотя мы конечно и выпиваем вместе, покуриваем, говорим о том, о сем, о музыке, кино, делимся впечатлениями, да как все люди ведут себя. В общем, нам не скучно с ними.

Звуки.Ru: - Богдан, а почему в качестве нового места обитания вами был выбран Питер, а не Москва? Там все-таки возможностей больше пробиться.

Богдан: - Если бы мы оказались в Москве, то легко можно было бы задать вопрос: "А почему мы выбрали Москву, а не Лондон, например?" Судьба...

Звуки.Ru: - Как долго привыкали к сырому климату Питера?

Богдан: - Ни я, ни моя семья не можем привыкнуть к питерскому климату до сих пор. Остальные участники группы, я думаю, сказали бы то же самое.

Звуки.Ru: - В одном из интервью ты сказал, что Вами заинтересовался лейбл "Экзотика"? Продолжение эта заинтересованность имеет?

Богдан: - До этого у нас была договоренность с русско-американской компанией "Proformarecords", но контакты, к сожалению, не получили сколько-нибудь плодотворного развития. Я усматриваю причину этого в глубоком кризисе, который сейчас переживают эти два заслуженно уважаемых лейбла.

Звуки.Ru: - Слушай, а чья была идея выпустить на MC сингл "Шесть" и продавать его в музыкальных магазинах по одному рублю?

Богдан: - Идея принадлежала бывшему директору нашей группы. Продалось все, что было напечатано. Обычная рекламная акция. Лично я считаю, что только сейчас эта запись начинает получать резонанс. Ротация сегодня нашего ролика "СоПРОвождение" трехлетней давности с вышеупомянутого сингла - лишнее тому подтверждение.

Звуки.Ru: - Что у вас с выпуском нового альбома "Урбанистика"? Я так понимаю, те песни, что выложены у Вас на сайте и составят его общую картину?

Богдан: - У нас были серьезные кадровые подвижки в группе. Это привело к целому ряду изменений, повлиявших на планы коллектива. Мы вошли в стадию стабильности не так давно. Далее последуют внешние подтверждения этой стабильности, выраженные записью альбома в частности. Есть трудности касающиеся записи звука для нашей музыки, вернее его адекватной реализации. На сегодняшний день мы не уверены в том, с кем и где мы можем хорошо записаться. Это касается проблем звукозаписи в нашей стране. В целом, у нас достаточно материала для пластинки.

Звуки.Ru: - А вас не смущает, что творчество Картель чаще всего сравнивают с Red Snapper?

Богдан: - Если нам удается, в большей или меньшей степени донести до слушателей прогрессивные музыкальные идеи, которые, по сути, никому в отдельности не принадлежат, то мы только рады. Red Snapper в музыке - это как Мураками в литературе: модно, но не поголовно массово. У нас в стране, в жанре живой-электронной музыки, это название известно больше других. Еще Kruder & Dorfmeister являются практически нарицательными. Пять лет назад чаще всего, относительно других русских инди-групп упоминались Beastie Boys и Korn. Людям нужны ориентиры. Все-таки, реклама делает свое дело. Группа, играющая музыку не для всех у них - это не одно и тоже, что группа, играющая музыку не для всех у нас. Даже маленький резонанс там, получает волны здесь. Запад для нас, как не крути - авторитетный край. Нам много чему есть у них учиться. Не с "Чайф же нас сравнивать! Хотя ничего против самой группы не имею.

Звуки.Ru: - У вас не так давно произошли изменения в составе. Что произошло?

Богдан: - Из группы в разное время ушли гитарист и басист. Мы сохраняем уважение к периоду, в котором работали с этими людьми вместе. На каком-то этапе стало понятно, что у них свой путь, у нас свой. Картель с некоторых пор является носителем некого эгрегора, такой психической субстанции, которая конечно не может существовать автономно, без участия людей, но в какой-то степени этой энергии хватает на то, чтобы коллектив существовал как самовосстанавливающийся организм. Это не уникальное явление, но встречающееся не часто, скажем так. Новые музыканты это питерцы - Александр Асеев и Дмитрий Прокопенко или просто Прокоп. Такие штуки, как появление нового человека в группе, сравнимы с семейными узами. Это не случайные люди.

Звуки.Ru: - Вы уже долгое время играете, но музыка не приносит вам прибыль, каким образом зарабатываете на жизнь?

Богдан: - Не уверен, что все музыканты готовы к обнародованию мест своей работы. Однако должен сказать, что все они занимаются интеллектуальным трудом. Я живу сегодня, сугубо за счет производства музыкальных роликов и смежных жанров: съемки и монтаж концертов, документально-музыкальных фильмов.

Звуки.Ru: - Между прочим, о клипах. Слышал, что Шнур забраковал твою версию клипа на песню "Зенит" со своего нового альбома "Для миллионов"?

Богдан: - По поводу клипа на песню "Зенит" ко мне обратился знакомый Шнура, а не он сам. Так что видео снималось за счет данного фаната, и предназначалось, по большей части, для домашнего пользования, а не для раскрутки.

Звуки.Ru: - Как часто бракуют твою продукцию подобным образом, и как ты к этому относитесь?

Богдан: - В моей профессии неизбежны переделки и корректировки материала, поскольку дело приходится иметь с разными людьми. Все зависит от степени владения проектом и влияния на него. Одно дело если я задумал что-то и снял собственными силами, а лишь потом, грубо говоря, продаю или "продвигаю" какую либо видео продукцию и совсем другое, если я выступаю подрядчиком. Есть заказ, есть требования и обязательства перед работодателем. Любой видеопроект обычно я провожу от начала до конца, но на каком-то этапе создания мнения заинтересованных лиц могут разойтись. Иногда глаз элементарно "замыливается" и требуется неделя, чтобы произведение отлежалось до периода свежего восприятия. Часто этого времени просто нет. Сроки и финансовые отношения заставляют поступать зачастую относительно ситуации. Однако у меня хватает ума держать заказчика на должном расстоянии от процесса, позволяя ему вмешиваться в него лишь косвенно, номинально, на уровне совета или конкретного пожелания. Это более ответственно и повышает долю риска расстаться с людьми на дурной ноте. С другой стороны, такой подход позволяет мне иметь максимальную независимость в рыночных условиях.

Звуки.Ru: - В твоих последних работах прослеживается автомобильная тема. С чем это связанно?

Богдан: - Вообще-то, этому есть объяснения, но они такие длинные и долгие, что я не рискну их изложить. Уж больно много слов и времени нужно потратить. Ограничимся тем, что в слове "Картель", слышится английское слово "Сar" (автомобиль) и машины очень киногеничны, по сути.

Звуки.Ru: - Ты работал на съемочной площадке со многими известными музыкантами, с кем из них ты нашел общий язык?

Богдан: - Как правило, если доходит до съемок, то ты изначально с людьми находишься в неком творческом контакте. Музыкантам ничего не остается, как следовать на площадке указаниям режиссера. В конце концов, только он знает, что должно получиться в итоге. Остальные участники съемок представляют, что должно быть в финале, но достаточно абстрактно. Поэтому мне приятно было работать со всеми, раз уж я решился.

Звуки.Ru: - Какие новые клипы в планах?

Богдан: - В производстве клипы для казанской группы Волга-Волга, недавно подписавшей контракт с московской компанией "Gala Records", питерской Чуфеллы Марзуфеллы.

Звуки.Ru: - У всех творческих людей, есть ориентиры в той области, в которой они работают. А есть ли у тебя любимый клипмейкер? Любимый клип?

Богдан: - Я очень много видел за свою жизнь клипов и художественных картин, не счесть. Собственно по ним и учился снимать. Имена кинорежиссеров знаю очень хорошо, а вот клипмейкеров - нет... Потому что в идеале хочу заниматься большими формами, а малые (клипы) для меня это как одна из ступеней развития. Могу сказать, что мне нравятся все клипы Бьорк (Bjork), Unkle, Jamiroquai, Fatboy Slim, Chemical Brothers, Ken ISHI, Mouse On Mars, человека, который делал видео для FSOL из альбома "Dead city", да много чего нравится. Мне нравятся не только сложно постановочные работы, но и простые, атмосферные, как, например, у Stereo MCs или Moloko. Иногда песня может быть туфтой, а клип очень ничего себе, как, например, в песне "Дура" группы Палата Люкс, где камера стоит статично под кроватью и видны только ноги. Это реальная фишка, которая работает независимо от качества трека. Такой подход режиссера к своей работе заслуживает уважения.

Звуки.Ru: - На днях ты закончил съемки клипа на песню "Ира" с последнего альбома группы Кирпичи...

Богдан: - Еще предстоит монтаж, поэтому рано говорить о ролике, как о конечном результате, но я остался доволен проделанной работой. Не буду говорить о сценарии, так как клип в большей степени видовой и направлен на визуальную передачу настроения самой песни. Конечно, там есть своя соль, но особенная, не поддающаяся строгой конкретизации. Это то, что называется ассоциативным рядом. В клипе нет, как обычно парней с гитарами, и вообще Кирпичи в ролике представлены номинально, только фронтмэном Васей Васиным.

Звуки.Ru: - Что было самым трудным в работе над клипом?

Богдан: - Часть сцен снималась двадцати пятью фотоаппаратами и с этим, надо сказать, пришлось повозиться не на шутку. Сложная технология, учитывая, что мы сами собрали такую конструкцию для одновременного фиксирования кадра с разных ракурсов. Когда я посмотрел отснятый материал, то понял что клип вполне вышел бы без фотоэффекта, но с ним еще будет круче. Получился очень красивый клип, такой я бы сказал гламурный.

Звуки.Ru: - Это же не первая твоя работа с Кирпичами?

Богдан: - До этого я снимал уже один ролик ребятам, на песню "Школьнички" с их предыдущего альбома, но мы тогда не нашли полного взаимопонимания. Это не касалось работы напрямую, но повлияло косвенно. Сейчас было все совершенно по-другому. У меня был хороший бюджет, что позволило работать спокойно? и не спеша, досконально прорабатывая каждую сцену. Это очень большое преимущество на самом деле, когда не смотришь каждые пять минут на часы, потому что денег в притык. Обычно ведь все арендуется: железо, свет, павильон и т.д. и т.п. Малыми средствами снимать, конечно, можно, но сложно. Цифровые технологии значительно снизили затратные стороны дела, но не заменили напрочь все. За время своей работы в видео индустрии, я обзавелся неплохой технической базой, что позволяет мне сегодня некоторые вольности в работе. Это напрямую сказывается на уровне моих последних творений, которые, кстати, только готовятся к выходу в свет. Для музыкального видео это очень важно. Не поднять хороший клип на пустом месте, хоть лопни. В данном случае в роли заказчика выступил московский лейбл "Gala records", подразделение "EMI", который уже довольно давно издает Кирпичей. Я, уже довольно много чего снял для этого лейбла и надеюсь, наше сотрудничество продолжится.

Звуки.Ru: - А как тебя сама композиция?

Богдан: - Песня "Ира" мне напоминает золотые годы альтернативной музыки, когда процветали группы типа Pixies, Sonic Youth, но больше всего она мне напоминает Dinosaur Jr.. Так случилось, что я родом из андеграунда, пусть неуклюже сказано, но верно, поэтому и работаю с исполнителями сходной идеологии. Хотя, конечно, по большому счету ничего не значит. Например, режиссер Питер Джексон снимал трэшевые фильмы в начале своей карьеры, а сейчас настрогал монструозный блокбастер в трех частях, так что мне есть куда расти. Это точно. Мне кажется, я двигаюсь в правильном направлении, находя разумные компромиссы между ценой, качеством и содержанием. Просто это очень долгий разговор, насчет того, как снимать и снимать ли вообще, в том случае, когда песня не нравится или нравится, но не очень. Я стараюсь смотреть на вещи более глобально, не сугубо с позиции собственной колокольни. Так что, в общем, и целом считаю "Кирпичей" группой достаточно прогрессивной и сделавшей, в отличие от многих, не так мало для русской музыки. Не беда что гитарный рэпкор изобрели не они. Пусть они не самые оригинальные исполнители на свете, но благодаря "Кирпичам", некоторые люди узнали, что это такое, и с чем едят этот самый рэпкор. Я слушал их песню "Байка", еще живя в Краматорске, разъезжая на машине в поисках марихуаны. Мне казалось, что гитарный риф похож на приемы Тома Морелло из "Rage Agains The Machine". Не самое плохое сравнение на мой взгляд. Так что, я доволен тем, с кем мне приходится работать сегодня.

Клипы, снятые Богданом Дробязко:


"Ленинград" - "Мне бы в небо", "Зенит"
"Пилот" - "Трамвайная", "Небо"
"Кирпичи" - "Школьнички", "Ира"
"Мультfильмы" - "Чужие звезды"
"Markscheider Kunst" - "Кваса Кваса"
"Ber-Linn" - "Моя любовь на пятом этаже"
"Пеп-Си" - "Любовь Моя"
"5nizza" - "Зима"
"МР3" (проект музыкантов групп "Бригадный подряд" и "Краденое Солнце") - "Супер Кобзон", "Зачем я полюбила идиота",
а так же музыкально-документальные фильмы про группы ""Markscheider Kunst", "Ленинград" и для питерского журнала FUZZ - "Рок девяностых".
Плюс два клипа на собственные произведения "СоПРОвождение" и "Поехали!"
Сейчас работает над телеверсией "Премии FUZZ 2004" для СТС.
Летом собирается снимать анплагд группы "и Друг Мой Грузовик" прямо во время записи их нового альбома на студии "Добролет".

31.05.2004, Дмитрий ВЕЩИКОВ (ЗВУКИ РУ)

КАРТЕЛЬ - свежие публикации:

  • Интервью - Богдан Дробязко: "Картель" для меня умер!, 14.04.2005
    Недавно питерская группа Картель понесла серьезные потери. О своем уходе из команды заявил один из основателей команды, вокалист Богдан Дробязко. Редакцию Звуков заинтересовало, какова подоплека его решения и чем Богдан планирует заниматься »»