Michel HOUELLEBECQ  Presence Humaine

К творчеству писателя Мишеля Уэльбека (Michel Houllebecq) эпитеты "выдающийся", "тошнотворный", "отстойный" и "гениальный" применяются с примерно равной частотой. С недавнего времени отечественному...

К творчеству писателя Мишеля Уэльбека (Michel Houllebecq) эпитеты "выдающийся", "тошнотворный", "отстойный" и "гениальный" применяются с примерно равной частотой. С недавнего времени отечественному ценителю прекрасного представилась возможность ознакомиться с еще одной стороной творчества французского эпатажника - у нас издан записанный под его именем альбом Presence humaine (2000).
Прежде чем описывать диск, надо, однако, указать на одну тонкость. В credits к каждой песне Уэльбек, похожий на фото в буклете то на унылого клерка, то на интеллигентного синяка, поставлен через черточку с неким Бертраном Бургала (Bertrand Burgalat). Каковой Бургала уже знаком посетителям Звуков: он сотрудничал с Air, Pizzicato Five, Jamiroquai, Soul II Soul и Depeche Mode, а также выпустил несколько популярных сольных альбомов. Что, согласитесь, несколько меняет дело.
На самом деле, на этом диске Уэльбек на лавры музыканта особенно не претендует. Presence humaine - это очень профессионально сделанная музыка, поверх которой Уэльбек читает - не поет, не орет, рэппера не изображает, - просто читает некие монологи, более-менее подстраиваясь под ритм песен. Хорошо ли, плохо ли это у него выходит - решать вам самим, сообразуясь со своим знанием французского и отношением к творчеству писателя. Что же до музыки, то с этой программой Уэльбек и Бургала вполне смогли бы открывать парижский сет Deep Purple. Гитарные партии чередуют wah-wah pedal с овердрайвом и частенько выдают хард-рок запилы, иной раз вполне достойные классиков 70-х. Звук клавишных тоже то и дело кренится в сторону электроорганов а-ля "'Purple" или Uriah Heep. Альбом, тем не менее, не в меньшей степени выдержан в духе тогдашней же попсы, за что отвечают нежные хоровые "пап-па-бап-па-а" и мечтательные синтезаторы на заднем плане. В итоге, все решает темп: бодрые, почти паникерские вещи вроде "Paris Dourdan" и "Presence humaine" не позволяют расслабиться, а вот от "Les pics de pollution" веет этакой ресторанной интимностью.
Сама музыка тоже получилась очень дельная, хотя и без особых новаций. К счастью, за единственным исключением ("Sejour-club") музыканты Уэльбека (или Бургала?..) знают, что такое динамика, и удачно чередуют спокойные моменты с мощными звуковыми атаками (особенно удачно в "Plein ete", немного смахивающей по структуре и настроению даже на памятную "Creep"). В общем, черт его знает, насколько Presence hunaine действительно альбом Уэльбека, но то что это - весьма и весьма достойный диск, сомнений не вызывает. А сочетание рок-н-ролла с неким перфомансом даже придает музыке легкий флер экспериментальности.

31.05.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)