Ценителям гармоничного сочетания умных
текстов с виртуозной игрой на гитаре не
нужно представлять Кирилла Комарова, - одного из самых интересных петербургских
музыкантов. А вот его новый диск с интригующим названием "Ангелология"
представить нужно обязательно, - хотя бы потому, что электрические альбомы
Комаров записывает крайне редко.
Впрочем, для интервью есть и многие другие причины...
Звуки.Ru: Твой новый альбом называется "Ангелология", то есть "Наука об ангелах". Ты изучал ангелов и пришел к каким-то выводам?
Кирилл Комаров: В буклете альбома говорится, что об ангелах я знаю только то, что они - есть. И весь альбом - это мои попытки увидеть их следы. Это альбом ощущений, а не теорий. Мое знание взято из личного опыта. Я хочу сказать, что альбом ни в коем случае не христианский. Я не пытался соответствовать какой-либо религиозной доктрине. Это частный опыт конкретного музыканта. И все.
Звуки.Ru: Никакой метафизики?
Кирилл: Метафизика там, конечно, есть, но я не знаю, как она коррелирует с доктринами, школами, сектами... и мне наплевать, насколько она противоречит им или соответствует. Единственное - я сознательно сделал так, чтоб альбом "Ангелология" состоял из 13-ти песен. Но еще раз хочу подчеркнуть: это - ангелология, а не демониада.
Звуки.Ru: Слово "ангел" присутствует в названиях только двух песен...
Кирилл: Ну, я мог бы назвать песни "Ангел номер 1", "Ангел номер 2"... Но дело не в том. Это попытка человека старой закваски сделать современный альбом. Я ведь воспитывался на альбомах, которые можно назвать концептуальными, - работы The Beatles, Led Zeppelin, King Crimson, Yes, - а современный шоу-бизнес построен на отдельных хитах. Я об этом тоже думал, и хотел сделать альбом, который был бы концептуальным, но в котором при желании можно было бы найти и хиты. Мне кажется, что коммерческая составляющая в альбоме достаточно сильна, но я не лукавил, а просто хотел, чтобы был драйв. Вот и все.
Звуки.Ru: Однако песни подобраны так, что в первой половине альбома идут социально-современные темы, а во второй - более личные.
Кирилл: Совершенно верно. Я хотел, чтоб был такой засасывающий эффект. И мне, конечно, дороже вторая половина, где постепенно эмоции перетекают в какие-то выси, глубины... Поэтому такое оформление - диск в виде крышки люка, а под ним - кусок неба и падающее на тебя перышко. Оказывается, что ты открываешь люк не в землю, а из земли. Ты находишься в земле в настоящий момент, в социуме, - но из-под крышки люка на тебя обрушивается небо.
Звуки.Ru: Можно компоновку рассматривать так: сначала описывается социум, быт, деньги - "Сделано для обезьян", "Давай уе", - потом лирический герой пытается выбраться из этого ("Кто-то когда-то") через попытку самоубийства, ухода, - непонятно, удачную или нет, - и дальше уже идет выход в лирику, философию. Из земли в небо через условную смерть. Ведь не обязательно кончать с собой, можно пережить катарсис, всего лишь задумав это...
Кирилл: Наверно, я так глубоко не продумывал концепцию - все-таки я музыкант, а не философ. Это, скорее, просто путь от противного. Почему люди занимаются духовными практиками? Тебя не устраивает то, что здесь, ты начинаешь искать вокруг себя, а потом, сделав несколько кругов и натыкаясь на одно и то же, пытаешься искать нечто совершенно другого порядка. Вещи, которые тебе неведомы. Сначала в них веришь, а потом вера превращается в зачатки знания, в знаки судьбы, которые, если ты достаточно чуток, начинаешь классифицировать и понимаешь, что они неспроста... Состояния дежа вю, депрессии, озарения - на всё есть абсолютно реальные причины. Творчество - тоже достаточно пограничное состояние... Все это приводит в мистические глубины, - не в смысле "таинственные", наоборот, - приводит к тому, что ты ежесекундно, ежечасно пытаешься делать всё о-соз-нан-но. На самом деле это в социуме живешь в состоянии транса, и тебе сносит башню, потому что ты переживаешь по поводу вещей, о которых нет смысла переживать. В гробу карманов нет и так далее. И тебя начинает выносить в метафизические сферы, где ты поначалу теленок, а потом это становится для тебя важным и единственным руководящим импульсом в жизни.
Звуки.Ru: Но вообще, несмотря на все вышесказанное, нарочитой эзотерики в альбоме нет?
Кирилл: Нарочитой, надеюсь, нет. Но эзотерический, а вернее, мистический взгляд на мир есть почти в каждой песне. Однако сейчас альбом обсуждается как некий сборник текстов, - а мы, когда делали аранжировки, старались, чтоб звуки что-то несли не только с точки зрения красивости и музыкальной гармонии. Они должны были символизировать какие-то вещи. Вот, например, песня "Снег идет вверх": в куплете голос специально зажат, искажен, пропущен сквозь предусилитель, и он продирается через ковыляющий ритм и добирается до припева, - который, наоборот, полетный. И в момент стыка припева со следующим куплетом физически ощущается, как сжимается пространство, перетекая снова в скользкое снежное месиво, где со скрипом человек бредет по жизни. А потом снова взлет в стратосферу... Ну, это надо слушать.
Звуки.Ru: Кстати, о "слушать". Ты ведь против размещения этого альбома в Интернете? В том числе и на своем сайте kk.h1.ru?
Кирилл:Я просто хочу, чтобы люди обычным, цивилизованным образом покупали альбом в магазинах. Потому что он, в отличие от предыдущих, будет доступен не только на концертах, но и в магазинах. Причем не только в Питере и Москве, но и в провинции. Дистрибуция будет самая широкая. Кому не хватит, пишите издателям на фирму "Апрель Плюс". Их сайт: www.che.ru.
Звуки.Ru: Ты окончательно оставил идею собрать электрический проект?
Кирилл: Да не хочу я этого всего. Это все такие одежки, чтобы было, над чем махать рок-н-ролльным знаменем. А я не хочу махать никаким знаменем.
Звуки.Ru: Тогда зачем записал электрический альбом?
Кирилл: А я не уверен, что это - рок-н-ролл.
Звуки.Ru: Я не о рок-н-ролле, а о том, что если ты считаешь себя вполне самодостаточным на сцене с акустической гитарой, зачем тогда писать альбом с привлечением кучи инструментов, бэк-вокалов и прочего?
Кирилл: Для того чтоб усилить эффект, чтоб сделать вещи более разнообразными. "Ангелология" - это такой электронно-симфонический альбом с блюзовыми гитарными вкраплениями. Дима Бюргановский, с которым мы сделали большинство вещей, в рок-н-ролле разбирается крайне слабо, он поет в джазовой группе Римейк, а по образованию - хоровой дирижер, закончил консерваторию... Он Малера, Чайковского и Стравинского знает гораздо лучше, чем The Beatles и Led Zeppelin. Но зато он по-настоящему глубоко знает законы музыки, и человек очень чуткий в плане искусства вообще. Не только музыкального. Это первый в моей жизни аранжировщик, который перед началом работы попросил тексты.
Звуки.Ru: То есть тебе хочется достичь совершенства в области звукозаписи?
Кирилл: Нет. Уже не хочется. Потому что сейчас я понимаю, что совершенства нет. Вернее, так: совершенство - это абсолютное соответствие аранжировки идее песни. Каким образом, с помощью каких инструментов - неважно. Этот альбом писался на четырех или пяти студиях, и на некоторых аппаратура была запредельного уровня хреновости. На ней было некомфортно работать, но зато люди были офигительные. Я выбирал между хорошей аппаратурой и людьми, в которых я уверен. Мы частенько материли оборудование, но, тем не менее, решали проблемы на очень достойном, я считаю, уровне. Может быть, это единственный мой альбом, которым я доволен. Не могу сказать, что доволен на все 100 процентов, но на 90 - точно.
Звуки.Ru: Он целиком и полностью записан на компьютерах?
Кирилл: Да. Но там живые голоса, живые гитары, клавиши... И на самом деле главное не это, а то, что он - трогает. Во всяком случае, так мне кажется.
Звуки.Ru: Насколько велика разница между восприятием тебя, исполняющего эти песни под гитару, и этих же песен, звучащих с диска?
Кирилл: Во многих случаях это будет просто шок, потому что звучит совсем иначе. Но не "плохо", а "по-другому". Это не мертвые вещи, в них законсервирована живая эмоция. Вот, например, последние альбомы Джей Джей Кейла (J. J. Cale) сделаны при помощи компьютера, а там в основе лежит свинг, который, казалось бы, без живой группы не сделать. И, тем не менее, прекрасно это делается...
Звуки.Ru: Кто-то может сделать вывод, что ты + гитара - это некий недоделанный вариант звучания данных песен.
Кирилл: Нет-нет. Конечно, некоторые вещи, записанные здесь, я не играю на концертах и не буду никогда, - например, "Радиосвязь", "Деньги на ветер", или "Тюнер и метроном". Но... Для меня главное, чтоб песня была цельной, а цельности можно достичь по-разному. У The Beatles есть две версии песни "Revolution", какая тебе больше нравится? Мне - обе, и так может быть, и эдак. А уж сколько мы слышали Led Zeppelin и в таком виде, и в этаком, - нельзя ведь сказать, что одна версия делает предыдущую несостоятельной! Они просто разные.
Звуки.Ru: Ты можешь прогнозировать реакцию поклонников на этот альбом?
Кирилл: Не знаю, может, кто-то решит, что лучше на концерты ходить... Честно сказать, то, что скажут поклонники, меня мало интересует. Поклонники должны послушать альбом, выработать свое мнение и, желательно, уберечь меня от него. Я этот альбом делал для того, чтоб разобраться с собой, со своими чувствами, воспоминаниями, бессонницами... Это ведь не шоу-бизнес. У меня другие источники дохода, поэтому я абсолютно свободен в плане того, чтоб понравиться или не понравиться публике.
Звуки.Ru: Но дело ведь не только в деньгах. Тебе разве не нужна какая-то реакция слушателей? Энергообмен?
Кирилл: Я надеюсь, что той публике, которой я нравлюсь, я нравлюсь именно потому, что делаю то, что мне хочется, а не то, что хорошо продается. Не то, что легко усваивается. Хотя я думаю, что этот альбом не потребует каких-то гигантских усилий, чтоб его понять и почувствовать. Он очень внятный. Можно судить конкретно о песнях, - хорошие они или плохие, нравятся или нет, но они все - очень внятные. Слова разборчивы, музыка звучит, все инструменты слышны. Есть, что обсуждать.
Звуки.Ru: Ты на своем сайте общаешься с поклонниками?
Кирилл: Сейчас стал общаться немножко. На нормальные вопросы отвечаю - с присущим мне остроумием и цинизмом.
Звуки.Ru: Тебе нравится такой способ общения?
Кирилл: А мне все способы нравятся, мне вообще интересно общаться с теми, у кого есть свое мнение. Единственное, - меня тошнит, когда ко мне относятся как к гуру. Мне кажется, я заслужил право на просто уважительное отношение к тому, что я делаю, - без благоговения, но и без панибратства. Не надо похлопывать по плечу, и не надо сразу звать выпить. А если уж зовешь выпить, то будь готов к тому, что я откажусь. Не надо сразу бить мне морду или, наоборот, лезть целоваться. Хотя, если лезет красивая блондинка, я, конечно, пойду навстречу...
Звуки.Ru: Насколько для тебя важен именно выпуск альбомов?
Кирилл: Мне хочется, чтобы все, что находится на "мастерах" в записанном виде, не стояло у меня на полочках, а разошлось по стране. И тогда я почувствую себя пустым и свободным, и не буду себя утешать старой рок-н-ролльной прибауткой о том, что новые песни пишет тот, у кого старые плохие. Ведь сейчас я ничего не пишу.
Звуки.Ru: Потому что скопилось много неизданных песен?
Кирилл: Надеюсь, что именно по этой причине. Я хочу их выпустить все, и тогда спрошу себя: "Какие песни из еще не записанных, но уже написанных я хочу записать?" Уверен, что таких окажется не очень много. И тогда мне придется писать новые.
Звуки.Ru: А играть на концертах записанное и изданное ты не собираешься?
Кирилл: Обычно есть такой эффект: я выпускаю альбом, и мне становится скучно играть эти вещи. Понятно, что "Не мной придуманный блюз", "Снег идет вверх", "1.1.1." или "Дым" я по-любому буду играть, но в целом... Я эти вещи выпускаю в мир, и пускай они там летают, в них стреляют, их кормят, берут в другую семью, говорят "забудь о своем папе, теперь ты наш", - пусть так оно и будет. Мне нужно почувствовать себя опустошенным, чтобы наполниться чем-то, что поднимет меня снова вверх. А сейчас я как воздушный шар, на который повесили слишком много груза, и груз этот надо сбросить. Кхм... Честно говоря, на язык просятся другие метафоры... Ну, в общем, как бы то ни было, опорожнение произойдет, и я воспарю!
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)