В минувший уик-энд все слушатели имели возможность лично проверить, насколько румынская группа Spitalul de urgenta соответствует тем анонсам, которые в её адрес раздавались. Говорилось в них, в частности, что группа играет настоящую веселую балканскую музыку и побивает самого Бреговича. Рекламный ход понятен - дать знакомое модное имя и сказать, что это ещё лучше. Перед одним из концертов мы поговорили с лидером группы, румынским актером, музыкантом, телеведущим, шоуменом - Даном Хелчугом, чтобы выяснить, как сами музыканты относятся к подобной их подаче русским слушателям, как им нравится здешняя публика и как группа осмысляет собственную музыкальную деятельность.
Звуки.Ru: - В афишах ваших концертов группу сравнивают прежде всего с
Бреговичем и Кустурицей, потому что нашим слушателям это знакомо, это
является для них неким ориентиром. Как вам самим такое сравнение?
Дан: - Это всегда так - вполне естественно, что нас пытаются подогнать
под какой-то стиль. В Румынии то же самое: когда мы попадаем в какие-то
хит-парады, люди не сразу могут определить, что мы исполняем - рок, этно-рок,
поп. То, что нас сравнивают с Бреговичем и Кустурицей, происходит, потому что
мы тоже вводим в свои песни элементы старинной цыганской музыки, используем
старинные румынские мелодии. Но мы, конечно, делаем это по-своему.
Звуки.Ru: - А вы могли бы как-нибудь определить этот самый "свой" стиль?
Дан: - Ну, этно-панк-рок.
Звуки.Ru: - Ага, значит, панк. А ваш панк связан с протестом, как это
обычно бывает?
Дан: - Да, конечно, с социальным протестом.
Звуки.Ru: - Который, по всей видимости, выражается прежде всего в
текстах. Но ведь, например, в России ваши песни непонятны. Насколько для вас
вообще важно, чтобы люди понимали ваши тексты?
Дан: - Мы вчера играли концерт для публики, которая наших текстов не
понимала, - так вот, я в очередной раз убедился, что сама по себе музыка в
основном выражает то, что мы хотим передать. Хотя, конечно, слова для нас важны
- иногда панк-рок заключается в каком-то бессмысленном наборе слов, а у нас не
так: слова имеют смысл, они создают у людей какое-то настроение, заставляют их
как-то себя вести.
Звуки.Ru: - А из чего вообще складываются ваши тексты?
Дан: - Мы совмещаем серьезную литературу, какие-то её образы, приемы с
традициями андеграундной поэзии.
Звуки.Ru: - ОК, чтобы четче понять, что вы имеете в виду в ваших
текстах, что хотите передать - у вас есть песня про Афганистан, о чем она?
Русский слушатель слышит знакомое название, у него возникают определенные
ассоциации, но что вы имеете в виду, он не понимает.
Дан: - Это политический памфлет. На первый взгляд кому-то может
показаться, что это какой-то национально-военный гимн - Афганистан, бла-бла-бла
- но на самом деле, это политический памфлет на тех румын, которые находятся в
Афганистане. Это антивоенная песня.
Звуки.Ru: - То есть для вас важен не только сам протест, но и юмор,
стеб, игра?
Дан: - Если определить чётче - это юмористический протест против
каких-то реальных явлений жизни, политики, и так далее. Кроме всего прочего, я
ещё и актёр, так что в рок я тоже играю. Такого прямого, тупого протеста 'в
лоб' в наших песнях нет, а тот, который есть, он обретает какую-то литературную
форму. Мы как-то играем с нашим месседжем, стараемся облечь его в какую-то
интересную форму.
Звуки.Ru: - А ваш посыл имеет какой-то эффект? На тех людей, которые
понимают ваши тексты, они оказывают какое-то влияние?
Дан: - Здесь нельзя сказать однозначно. Очевидно, что есть люди, которые
в полной мере понимают наши песни - смыслы, ассоциации и все прочее, однако не
у всех IQ очень велик, есть и люди, которые всего этого не понимают. С
подобными вещами приходится мириться. В конце концов, важно то, что я хочу
донести до людей какое-то сообщение, воспринимать его или нет - зависит от уже
каждого конкретного слушателя.
Звуки.Ru: - А как вам то, что здесь, в России, ваша музыка скорее
воспринимается как такая веселая-плясовая: выпить, попрыгать, поорать?
Дан: - Это проблема всех иностранно говорящих групп. Хотя вот, например,
у нас в Бухаресте как-то раз гастролировала труппа Большого театра, мы были на
их постановке, это был Шекспир, и по игре актеров можно было понять, что
происходит и о чем идет речь в спектакле. Я хочу донести до публики, которая не
понимает смысла конкретных слов, само настроение, саму общую идею наших песен.
Чарли Чаплин вообще ничего не говорил, только двигался - и нам понятно, что он
хотел сказать, что он хотел передать нам. Как может японская публика, например,
понять американскую или английскую группу, если они не знают английский язык?
Но драйв-то всегда существует.
Звуки.Ru: - Банальный вопрос - вы первый раз в России, как соотносятся
представления о нашей стране с тем, что вы тут увидели?
Дан: - В общем впечатление хорошее, мне нравится, что местная публика
восприимчива, она готова нас слушать и понимать. Протест, о котором я уже
говорил, - это ещё и игра группы с публикой, и с российской публикой мне играть
интересно, она здорово реагирует на то, что я хочу донести, хотя и не понимает
конкретных текстов.
Звуки.Ru: - А вы чувствуете какую-то специфику местной публики? Вы ведь
выступаете в клубах определенного рода ("Билингва", "Китайский летчик", "Проект
ОГИ"), в которые приходят, скажем так, этакие богемные интеллектуалы, которые
любят ещё и музыку живьем послушать?
Дан: - Мы чувствуем, что менталитет наших российских слушателей, если
сравнивать с румынским, более раскрепощен, более открыт для восприятия каких-то
вещей. В Румынии и публика, и страна находятся в каком-то переходном состоянии,
но все, пусть и медленно, идет к хорошему. А российская публика по своему
поведению больше похожа на западную.
Вот так-то. Хотя, по правде говоря, сколько бы Дан не говорил о своем желании донести свой протест до не понимающих тексты слушателей, на концерте Spitalul de urgenta все равно воспринимались прежде всего как балканская алкогольная рок-дискотека высшего качества -пляски не останавливались до последнего биса. Дан и компания пели "long live the beer", приглашали на сцену изобразить что-нибудь наиболее активных слушателей, заставили публику разучить и безостановочно повторять строчку "мама, де ты есь?". В конце концов Дан даже объявил, что, мол, сейчас они споют песню, "that we sing when we're completely fucked up" - и затянул вместе с залом "Ederlezi" все того же пресловутого Бреговича.
Диск "Unde e popa?", вышедший на лейбле "Bad Taste", представляет несколько иную, но тоже весьма симпатичную ипостась румынцев. Поплясать под него труднее, живую энергетику он полностью не передает, зато позволяет услышать в песнях Spitalul de urgenta ещё и трогательность-задушевность, и тот самый пресловутый лихой фолк- (или, если угодно, этно-) панк. Иные песни очень напоминают группу Ноль времен её расцвета - тот же драйв и пронзительность, только вместо депрессивности - вполне себе позитив. Оно и понятно - в Румынии-то, как мы знаем от Дана, все идет к хорошему.
Дата образования:
1 января 2000
1949 – Родился Рик Окасек - гитарист и композитор американской группы The Cars »»
Евгений Исаакович КЛЯЧКИН (1934)
Michael NYMAN (1944)
Ric OCASEK (1949)
Chaka KHAN (1953)
Phil JUDD (1953)
Василий ШУМОВ (1960)
Андрей "СВИН" ПАНОВ (1960)
Damon ALBARN (1968)