АЛИСА  Сейчас - позднее... Чем ты думаешь?

Алексей Морозов предупреждает: его текст о новом альбоме Алисы - не рецензия, а эссе, написанное "бездоказательно, абсурдно, максимально доступно - и без единой задней мысли насчет попрания свобод, которые нам дарует товарищ совесть". Читатели, запаситесь терпением и спросите себя: вы действительно хотите это прочесть?

"Tell me, tell me what do you believe"
(Общее место западных шлягеров).

Оговоримся сразу - а мы ведь говорим о новой работе Алисы, не так ли? - это будет не утомительно длинная рецензия, а эссе, написанное в сознательно усекновенном виде - сиречь бездоказательно, абсурдно, максимально доступно (то есть пошло) - и, конечно, без единой задней мысли насчет попрания тех свобод, которые нам рачительно дарует товарищ совесть. Так что, желающие продолжать, запаситесь уж терпением. А дело вот в чем.
Музыка - оно, конечно, дело святое и даже богоугодное, но, как бывает с любой провокацией, повод для провокации отходит на второй план, уступая место разгоревшимся из ее искры последствиям. Пока не догорит, собравшиеся будут любоваться игрой огня да заслоняться от дымного марева, которое поднимется в прессе вокруг этой пластинки и сопутствовавшему ей агитпропу. О втором элементе заботы мало. Нас, прожженных гуманистов, интересует пламя сердец.

С момента появления "Сейчас позднее..." в продаже и в прессе прошло уже порядочно времени, и этот гандикап был создан нами сознательно: большинство сопричастных теме разговора уже давно в курсе вопроса, поэтому речь докладчика не должна стать неожиданностью. Вряд ли стоит рассматривать "...Чем ты думаешь?" как собственно музыкальное произведение. Музыка здесь - лишь гужевое средство по доставке слов на поля, подлежащие удобрению. Так же, как в тачанке, за главное действующее лицо следует признать все-таки пулемет, а не четвероногого друга, на хребте которого злодеи добираются туда, откуда удачнее будет пострелять по тем, по кому Родина велела. Времена, когда всесоюзный петрушка, декадент и смутьян Коська Кинчев размахивал дырявым флагом либеральных свобод и звал последних из светлых ликом к душевному бунту - в прошлом. Ныне Кинчев из тотема поколения, жаждавшего перемен, превратился в певца религии и юродивой нравственности. Превратился не вдруг, но только ныне кинчевская тачанка, будто понесли скакуны, вовсю помчалась по православно-патриотическому пути, с которого предприняла артобстрел молодежи и юношества прямой наводкой.
"СПЧТД" есть в чистом виде акция агитпропа. Или, выражение нравственной и общественной позиции, как вам угодно. Суть послания - православная идея и ее же патриотическая производная, взятая по бердяевскому алгоритму. С таким же успехом этот альбом мог бы родиться поэмой или романом, но эти формы искусства нынче не в фаворе. Итак, форма - музыкальное произведение в 9 частях. Произведение далеко не однозначное, неоднородное, имеющее, кстати много сильных моментов. Произведение провокационное, на что имеются свои резоны. Но об этом ниже. Итак...

Кости: ангелический рок-н-ролл или слово Христово в микрофон
И до превращения Кинчева из Саулов в Павлы были "русские рокеры", осенившие себя и свои творения крестным знамением, когда пришел день. Одни с неистовой силой, другие потише. Одни прилюдно, другие втихомолку под лампадкой. Башлачев, Большаков, Шатуновский, Шевчук и имя их длинное. Но никто как Кинчев - с таким экстремизмом искренности. Все возвращается в виде фарса, и спустя без малого столетие после "воинствующих безбожников" Кинчев предстает каким-то оголтелым гашашином. В кокошнике. Однако одним актом творчества дело не ограничилось. "В поддержку альбома", как сейчас модно говорить, была учинена нет, не литургия, а "промоушн-кампания", в которой г-ну Кинчеву оказал информационное и духовное спонсорство некий иерей Вафлеев. Этот почтенный акционер ЗАО "Российская Православная Церковь" выказал Алисе всяческую протекцию, выступив с разъяснительным словом к народу в прессе и на ТВ.
Христиане! Братва!!! Времена, когда такие рокеры, как AC/DC, Led Zeppelin и Madonna посредством черных месс, обратного хода пластинок и других ухищрений совращали детей во тьму геенны - в прошлом, товарищи! Ныне телевизор, джойстик и ансамбль "Проста Норм" затягивают прыщавых юнцов в компост греха, насилия и больших сисек! И только одна Алиса зорко стоит на стреме подростковой морали и воспитания молодежи в прокрус... пардон, в духе христианских ценностей.
Кинчев наелся того опиума до отвала, покруче Де Куинси. Но перед тем, как Константин Евгеньевич будет процитирован и описан, нам хотелось бы немного порыться в том, что разбрасывает по полям благодетельная рука и, перефразируя его самого, задать вопрос: "Чем ты думаешь?"
Раздавалось, что христианство стоит на охране общественной нравственности и нажитых ею за долгие годы ценностей. Стоит - как милиционер. Во многих пломба христианства уже стоит на месте разрушившейся идеологии и депульпированных норм морали - в предыдущей интерпретации. А ведь еще пару десятков лет назад казалось, что этот смог навсегда развеялся над людьми этой страны. Самое поразительное заключается в том, что практически поголовно все вновь образовавшееся "стадо христово" не может хоть сколь-нибудь внятно объяснить в чем заключается их "символ веры", и чем таким они наполнены изнутри, что делает их снаружи православными. (Вопрос о чтении Библии и прочих теологических экскурсах придется оставить - это в нашем обществе моветон.) Но можно вывести квинтэссенцию: движение к храму вызвано тем, что движутся все, справа и слева, и плечи ближних так крепко удерживают в строю, что можно подобрать ноги и не упадешь. Ну, и потом, "это просто красиво".
Меж тем, под этой очевидной поверхностью лежит совсем уж уморительная суть. Но посудите сами, какой смех, когда даже людям здравым, подчас и вполне серьезным ученым (что уж там говорить об электорате единоверцев, гладкорунных и тонкошерстных) бывает свойственен мистический ужас - что за околицей понятого начинаются туманные поля необъяснимого, сверхчеловеческого, посреди которых бродит Страх Господень. Для нового поколения Иисус Христос - супермен. Бэтмен, прямо-таки, который, совсем как в детских мечтаниях, как-нибудь обязательно протянет тебе руку помощи - подобно рекламе на жвачке - с большого-большого киноэкрана души. Коль скоро человек создан как подобие высшего абсолюта, как проекция прекрасного, то его дух стоит ежесекундно бичевать кнутом Страха и Греха. Духовный труд христианина в жизни - политика нравственного тунеядца и приживальщика: внешнее вышестоящее направит, обустроит, решит за тебя все вопросы, утрет с лица их слезы и сопли из-под носа. "Непознанный бог, что внутри" отменяется! - Вертикальную, горизонтальную и всю прочую развертку контролирует непознаваемый бог снаружи. Вектор христианской религиозности направлен от человека и в никуда. Но о каком там пути самосовершенствования для мечтателей и фантазеров может идти речь, когда так стр-а-ш-но? Даже те, что не были подхвачены в годы здоровья тела гулким потоком, поднимают с тяжелым вздохом руки в финальном "хенде хох", протягивая расписку в слабости, капитуляцию износившейся души.

Конвоиры-единоверцы! Можно я подберу себе бога по нраву? А вы даже не заметите моего отсутствия в строю - ведь все, что прозвучало, в общепринятой реальности может быть только несуществующим бредом.
Это был первый апрельский пасхальный тезис.

Мясо: ...и нам велел или "Славься, Державное!"
...А второй связан с идеей народа-богорикши: успешно сочетающей концепцию Третьего Рима с планами косметического ремонта Вавилонской башни. Сия шизофреническая идея предполагает, что этот серый, несчастный, угрюмо и молча прозябающий из века в век народ под ярмом азиатского байства своих жестокосердых и дурных правителей, этот народ, пьющий ведрами собственную кровь, перемешанную со слезами, из угрюмых миллиардов которого, вопрошающих безропотно, вырвалось столь ничтожно мало искр светлых душ, этот народ делает это ввиду одной хитрой вышестоящей задумки (промысла). Что промысловые несут на своем хребте очистительное исцеление чуть ли всему остальному свету, отошедшему от отеческого божественного порога на такое расстояние, что уже и не видно. В общем, в отечестве иллюзий Кинчев вступил в правящую партию.

И все эти речи, все эти звуки ставшего внезапно благостным рок-н-ролла, обращены к вам, юные русичи Гамильна! К вашим сердцам и умам, а точнее к поднятым в виде "козы" на концерте рукам - через них доходит гораздо проще, если не до ума, то до сердца.

Эпидермис: Обертка (la finale).
Чтобы быть понятым, надо быть понятным, boys and girls. А еще - когда прозвонят к полуночной, хотелось бы, чтоб было чего пожрать. Поэтому вы не услышите ни FM-ного "Дождя" для респектабельных радиоволн взрослых, ни "Танцевать" для себя. Выбранная Кинчевым музыкальная форма гораздо ближе к "Дурню" (или Алисе образца ранних 90-х), порой срывающаяся в прямой "металл" или переходящая в блюз, каким его понимал "русский рок": нечто среднее между кухонными и степными песнопениями. Как раз то, чего ждут юные сердца в красно-черных шарфах. Но сдается мне, что эта мера хирургического свойства - а то следующий "Джаз" продавать будет уже некому. - Армия Алисы? Она прекратила свое существование в связи с бегством главнокомандующего. Со своего объявленного лет 18 назад Ватерлоо Кинчев ретировался - в треуголке и с половой тряпкой в руке. Сказано же: не сотвори себе кумира! А сотворив - не гадь на его лестничной площадке! Некогда озверевшие соседи заставили убирать последствия фанатизма самого Константина Евгеньевича. Спустя несколько дней на концерте в "Меридиане" Кинчев крепко приложил своих солдатиков, заявив, что не желает боле быть "звездой свиней", ушел со сцены, затем вернулся и, поостыв, извинился. Но то был, по всему, карамазовский надрыв. Герой наш уехал в деревню, поближе к рыбам, и впал в благость. Армия меж тем потихоньку разбредалась - кто восвояси, кто под знамена с изображением Горшка. (Трагичное происшествие, видимо, все-таки не прошло бесследно, и некоторое чувство цивилизованной дефекации привилось рекрутам.) Некоторые оставшиеся в неведении гвардейцы (герои-панфиловцы) еще держат круговую оборону, но Блюхер уже в паре переходов.
Так что разложив такой вот пасьянс из крестовых хоругвей и червленой копеечки (в деле еще замешана пиковая дама в лица Игоря Матвиенко и его "продюсерского центра") имеем то, что имеем: они играют жесткий рок... но их публика уже "не та". Впрочем, какая - "та"?

"Нас точит семя орды, нас гнет ярмо басурман, но в наших венах кипит небо славян". - Это же так-таки фашизм!!! А если, скажем так, "лица с темной пигментацией кожи лица"... ОБИДЯТСЯ?! Ась?! Тогда что?! Немедля призвать правозащитника Ковалева! Может, он уговорит Кинчева сдаться? Чтобы другим неповадно было из умов бражку гнать в правовом-то государстве!
Кроме того, песню "Небо славян" необходимо исключить из творческого наследия группы Алиса за чистой воды Rammstein, а саму группу Алиса привлечь к ответу! Ведь группа Раммштайн отменена волеизъявлением гр-на Лужкова Ю.М. Мало того, это еще и самый, что ни на есть черносотенный "металл"! И звучит она так, что будь фюрер металлистом, под какую музыку маршировали бы факельные колонны пред камерой "белокурой бестии"? Правильно, под "Небо славян". А "металл", согласно приказу властей, есть псевдокультура, способствующая возжиганию адреналина в головах высокоинтеллигентных скинхедов. Если лысые выбьют в подъезде все лампочки, напившись "Агдама", а потом ткнут заточкой торговца астраханский памидор - в том вина "металла", особенно в преддверии новых выборов и "усиления".
На самом деле "НС" - вторая песня на альбоме. А начали мы с нее т.к. она несет в себе главный гражданский заряд, к тому же в хитовом эквиваленте. И мы позволили себе отклониться от заданного божественным промыслом курса, чтобы далее наш логический зонд плавно скользил по тракту, устремляясь к немирскому желудочку томной русской души, не сбиваясь на светские перипетии. Первая песня называется "Родина". "Родина" - это, в первую очередь, забота о детях. Партию "вокала" на ней исполнила Вера Кинчева. Константин Евгеньевич помогал вторым голосом, приглушенным и хриплым ("Дарби МакГроу, принеси-ка мне рому, голубчик!"), словно поднимал на руках, когда чаду еще не хватает роста. Ритм на раз-два-три на мотив "Дубинушки", выбиваемый, простите за каламбур, ритм-гитарой, да подложенный "расческой", которая тоже мечтает вырасти и стать "Хаммондом". В сослагательном наклонении песня вполне могла бы попасть на "Для тех..." или "Метку". Простенько и "народу нравится". Поется в ней о том, что каждый Третий Ромул мечтает прильнуть к груди Родины-матери таким образом, чтоб оказаться обнесенным чашей сей. Уж больно, mama, молочко ваше горчит!
"Непокорные" - "русский рок-н-ролльный кибер-панк", мутант былых гитарных деяний, подвергшихся лютеранскому пересмотру "лупами" и другими возможностями микрочипа.
"Без креста" По мне - самый законченный и убедительный в музыкальном отношении момент альбома. Переборы гитарки, одинаково успешно напоминающие поздний Paradise Lost, Sisters of Mercy и Кино, органично сочетаются с клавишным аккордеоном. Тревожность рука об руку с тоской - что еще надо минорной русской душе, чтоб укрепить ее в своем необъяснимом фирменном смятении?
"Всадники" С этого места "агрессия созвучий" превращается в какой-то ноктюрнальный панегирик, и начинаешь замечать, что что-то не так. Музыка принимает угрюмую мину, а стихи Константина Евгеньевича обретают то странное выражение, которое когда случается у собеседника, то ему люди благоразумные в шелковых тембрах объясняют, что жизнь его в дальнейшем будет как молоко матери, только вот именно сию минуту надо отодвинуть в сторонку колюще-режущие. Смысл таков, друзья, что из моря вопреки ожиданиям вышел зверь, с десяток рогов на семи головах имевший, следом - интеллигентный лось, а за ним комарики на воздушном шарике да жаба на метле, и все показывали fuck. Всадники, о которых идет речь, разумеется, тоже - отнюдь не конная милиция. Словом, последние времена. По данному в припеве определению - это блюз. Крадущийся мотив, словно тать в ночи, и мелодия медленно тянет жилы - от такого блюза повесился негр на Миссисипи. Это какой-то острог-блюз, жуткий и величественный, как черная ночь над замерзшей русской провинцией. "По имени рок - по жизни звезда... по религии - крест, по сути - опричник небес... не мир он несет, но меч... он движется в мир, его конь вороной... он свидетель конца, имеющий меру Отца..." Ну-ка, дети, отгадайте, о ком же идет речь? Кому высший судия дал всеведение пророка, а с ним слово и меч для расправы? Кстати, поразительная метафора, "опричник небес"! Остается только догадываться, кто тот грозный царь, что без разбору казнит, рубит, четвертует и сдирает живьем кожу.
"Антихрист" Последние времена continued. "Антихрист-мегазвезда", тот самый, что на Западе "God is in the TV". Судя по всему к рождению этой песни как-то приложил руку западный сатанаил Трент Резнор, уж больно вы мне со спины NIN напоминаете!
"Инок, воин и шут" "Непокорные" reprise. "С богом легко умирать..." Да, пусть мертвые хоронят своих мертецов!
"Званые" Ваши песни пахнут ладаном. И звонят колокола. На их ритм натянуты электрические инструменты конца 20-го века, как на русское поле композиция Марка Фрадкина. Ритм получился благостный. Пойду я...
"Душа" Медленная завершающая композиция о том, как "духом душу обуздать", клубится причудливо и жалостливо, как дым по погасшей жизни в кривых зеркалах.

Любое кривое зеркало покажет самоуничижение добродетелью, юродство - идеалом, любовь - иконой, глупость - верой, сопереживание - жалостью, слабость - силой, а человека - потешным уродцем.
Последние времена имеют свойство наступать, когда старость дышит инеем на виски очередного предсказателя приближающегося светопреставления. Но Сейчас для многих далеко не так поздно, как это кажется в старости. Для тех, для кого этот мир еще зелен и полон света.

N.B.: Разрозненные мнения автора безусловно не пересекаются с единодушным мнением редакции.

23.02.2004, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)

АЛИСА - свежие публикации:

Сайт: www.alisa.net

АЛИСА

«Алиса» — русская рок-группа, образованная в 1983 году в Ленинграде. Лидер и автор большинства песен Алисы — вокалист Константин Кинчев.

Дата образования:

1 января 1984

Подробности из жизни:

Состав:

Константин Кинчев — вокал, гитара, автор музыки и текстов (с 1984г.)
Пётр Самойлов — бас-гитара, гитара, вокал, бэк-вокал, автор текстов, соавтор музыки (1983г., c 1985г.)
Евгений Лёвин — гитара (с 1998г.)
Дмитрий Парфёнов — клавишные (с 2000г.)
Игорь Романов — гитара (с 2003г.)
Андрей Вдовиченко — ударные (с 2003г.)

Святослав Задерий— вокал, бас-гитара, гитара (1983—1986гг.)
Андрей Шаталин — соло-гитара (1983—2003гг.)
Михаил Нефёдов — барабаны (1983—2003гг.)
Павел Кондратенко — клавишные (1983—1988гг.)
Борис Борисов — саксофон, бэк-вокал (1983—1984гг.)
Алексей Журавлёв — саксофон (1987—1988гг.)
Игорь Чумычкин — соло-гитара, бэк-вокал (1988—1993гг.)
Андрей Королёв — клавишные, бэк-вокал (1989—1993гг.)
Александр Пономарёв — гитара (1996—1998гг.)

В 1983 году Святослав Задерий основывает в Ленинграде группу "Алиса"…

Далее... →