TRANSATLANTIC  Live In Europe

Transatlantic были воистину лучом света и глотком свежего воздуха в темном и удушливом царстве высоколобых зануд, каждый из которых уверен в том, что играет арт-рок. На первый взгляд - обычный в...

Transatlantic были воистину лучом света и глотком свежего воздуха в темном и удушливом царстве высоколобых зануд, каждый из которых уверен в том, что играет арт-рок. На первый взгляд - обычный в наши дни в мире так называемого современного прог-рока (так же далекого от настоящего прог-рока, как далек r'n'b от ритм-н-блюза) состав из четырех музыкантов, каждый из которых еще где-то играет. Прислушаться - нечто настолько большее, нежели сумма составляющих, что голова идет кругом.
Обычно стилизации под какую-либо "золотую эпоху" современной поп-культуры выходят не выдерживающими никакой критики: Джефф Линн, жарящий рок-н-ролл а-ля 50-е на стерильном восьмидесятническом звуке, или Брайан Молко, Бретт Андерсон и Мэрилин Мэнсон, периодически косящие под Дэвида Боуи - тому печальный пример. В случае с Transatlantic наблюдается прямо противоположный эффект: ностальгирующие по арт-року семидесятых музыканты группы неожиданно начали выдавать материал такого качества, какого у большей части арт-рокеров того периода не водилось никогда. Такое близкое к идеалу сочетание ярких мелодий и головоломных, насыщенных аранжировок доселе наблюдалось, пожалуй, лишь у Jethro Tull и Rush.
Самое смешное здесь то, что ни один из музыкантов этой супергруппы не создал и десятой доли подобного на своем основном рабочем месте. Ударник Майк Портной хорошо известен, как мозговой центр Dream Theater - группы амбициозной, любимой интеллектуалами, однако своими работами не слишком запоминающейся. Басист Пит Труэйвес долго и упорно зарывал свой талант в землю в составе Marillion. Что же до Нила Морзе, клавишника Spock's Bread, и Ройна Столта, гитариста The Flower Kings, то их группы известны преимущественно, как малополезные тусовки нотомарателей и производителей совсем уж безнадежного музыкального мусора. То есть умом их труды понять было можно, оценить композиционную сложность иного замысла - тоже. Tолько вот, "не цепляло", и баста. А тут вдруг зацепило. Со страшной силой.
Как водится, с таким счастьем долго не живут. Помашите четырехпалубному трансатлантическому дирижаблю платочком - осенью 2001 года он вернулся из последнего вояжа в Европу и был разобран на запчасти. Трое членов некогда дружного экипажа вернулись на прежние места работы, а Нил Морзе по каким-то темным религиозным соображениям оставил музыку вовсе. По темным - потому что никакие светлые религиозные обстоятельства не могут заставить человека отказаться от исполнения музыки, воистину заслуживающей звания божественной. Такая вот грустная история.
Впрочем, пока звучит этот концертник, Transatlantic еще с нами. Переполненные красивейшими импровизациями, льются из колонок уже известные по всего лишь двум номерным альбомам группы песни - трогательная до слез акустическая баллада "We All Need Some Light", эпическая "Duel With The Devil" и совершенно головокружительная "All Of The Above". Примечательно, что помимо собственных песен программа концерта включает самый известный образчик высокохудожественного прощания с публикой - знаменитое битловское попури со второй стороны "Abbey Road", спрятанное в дебрях "Suite Charlotte Pike". И звучит этот шедевр в исполнении группы намного лучше, нежели на нынешних сольных концертах Пола МакКартни.
Ну что же... Все хорошее когда-нибудь, да заканчивается. Просто иногда искреннее недоумение и обиду вызывают причины, по которым это происходит.

12.01.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

TRANSATLANTIC

Дата образования:

1 января 1998