THE WHO  Live At The Royal Albert Hall

Где-то к началу 80-х годов ХХ-го века The Who практически прекратили выпуск номерных альбомов. Вокалист Роджер Долтри, гитарист Пит Тауншенд и басист Джон Энтвистл little by little выпускали...

Где-то к началу 80-х годов ХХ-го века The Who практически прекратили выпуск номерных альбомов. Вокалист Роджер Долтри, гитарист Пит Тауншенд и басист Джон Энтвистл little by little выпускали сольные альбомы, иногда собираясь для юбилейных и мемориальных концертов различного свойства. То есть вели образ жизни не хуже, чем у каких-нибудь Eagles. Вот только с репутацией The Who как коллектива когда-то новаторского и даже в чем-то авангардистского такой образ жизни стыковался слабо.
Настоящий концертный альбом - запоздалый мемориал Джону, скончавшемуся 27 июня 2002 года в возрасте 57 лет от передоза. Других причин просто нет - концертных альбомов у группы в последнее время и так было многовато. Чего стоит один лишь регулярно переиздаваемый и дополняемый все новыми треками "Live At Leeds" 1970 года! Кстати, оформление самих дисков сильно смахивает на один из вариантов оформления его обложки - ничего оригинальнее бейджика с пометкой "Пускать везде" не было придумано и на этот раз.
По прослушивании этих двух с половиной дисков многие наверняка захотят обратиться к классическим сочинениям музыкантов чтобы узнать, как же это все звучало в оригинале, если три года назад эти выдыхающиеся на крутых старики собрали под свои песни столь звездную тусовку. И тут их ждет самое настоящее разочарование. Такое же, как и у тех, кто после просмотра вышедшего в 1997 году фильма "Rock-N-Roll Circus" имел глупость раздобыть оригинал "A Quick One" (1966). Там, если кто помнит, заглавный "эпик" мало того, что звучал скучнее, нежели на концертах, да еще и был криво смонтирован из нескольких кусков. Теперь же не избежать глобальной переоценки ценностей. Мало того, что сам концерт в сравнении с нынешними сценическими экзерсисами столь же древних мамонтов из Rolling Stones звучит детским лепетом, так и оригиналы уже особо не впечатляют.
"Magic Bus" - неплохой рок-н-ролльчик, но в 1968 году, когда он впервые прозвучал, битлы уже щеголяли с "белым альбомом", а роллинги - с "Beggars Banquet"! Да, в 1965 году группа выстрелила обоймой хитов, таких, как "I Can't Explain", "Anyway, Anyhow, Anywhere", "My Generation" и "The Kids Are Allright" - но если вспомнить, что еще происходило в британской поп-музыке в этот год, эти "хиты" следует списать в утиль как заведомо устаревшие как минимум на год. Да, Пит Тауншенд прославился публичным уничтожением своих гитар - но не только хорошим, но и хотя бы сколько-нибудь компетентным соло-гитаристом за все эти годы он так и не стал. С позиций нынешнего дня крутизну группы весьма соблазнительно поставить под сомнение.
Концертное исполнение лишь убавляет всем упомянутым номерам стройности: голоса дрожат, не держат нот, кроме того, музыканты то и дело пускаются в лирические отступления. В случае с той же "The Kids Are Allright" звучат подобные импровизации довольно сомнительно: никто в основном составе кроме покойного Джона, особой музыкальной ухватистостью не отличался. Выручают новички: у пианиста и органиста Джонни Раббита потрясающе легкая рука, а ударник во втором поколении Зак Старки не пытается превзойти по части дураковаляния Кита Муна, но строго следует наставлениям своего великого папы, и потому не играет ничего лишнего.
Ну, и конечно же, некоторое разнообразие в программу пытаются внести специальные гости. Список оных, впрочем, способен скорее насмешить, чем порадовать. Ибо идейных и бескомпромиссных Эдди Веддера ("I'm One") и Ноэля Галлахера ("Won't Get Fooled Again") к настоящему моменту вряд ли возможно воспринимать всерьез - "пятнадцать минут мировой славы" этих ребят давно позади, а достижений за плечами - куда меньше, нежели у престарелых героев вечеринки. Бренчанье Пита и его до плагиата прилежного ученика Пола Уэллера на акустических гитарах - тот случай, когда нормальное представление о композиции нечестно подменяется т.н. "духовностью", характерной скорее для русского рока с его бардовским пафосом типа "двое против ветра". Более выигрышно, как ни странно, смотрится и слушается "попсовый" Брайан Адамс. Увы, ему здесь обламывается лишь возможность посоревноваться с курьезным Фредом Дерстом - кто круче споет "Behind Blue Eyes".
Бонус-диск продолжительностью семнадцать минут: этот фрагмент еще одного выступления в Альберт-Холле (8 февраля 2002 года) включает совсем уж предсмертное исполнение "I'm Free" и зачем-то "Summertime Blues".
В целом же сей сувенирный набор годится главным образом в качестве замены для мутного потока бутлегов, да объекта коллекционирования.
"Не оставляйте название группы прежним, если ключевой член группы ее покинул", - писали в 1991 году Гаттерман и О'Доннел. Широко известные в узких кругах Joy Division после смерти психопата Яна Кертиса сменили название на New Order и вышли на новый виток популярности. Узко известные в широких кругах The Who продолжают выступать под прежним названием в уполовиненном составе. А ведь именно ритм-секция в составе Кита Муна и Джона Энтвистла когда-то была ее основым исполнительским достоинством.
Групп "родом из 60-х" до нашего времени дожило не так уж много. Чистоплотные Bee Gees никогда не боялись обвинений в попсовости и не бузили на гастролях, предпочитая делать музыку. Умные Manfred Mann в какой-то момент поняли, что на одном рок-н-ролле далеко не уедешь, и решились на кардинальную смену стиля и состава. Циничные и аморальные Rolling Stones никогда не экономили на возможности расширения музыкального кругозора. Концептуалисты The Who, варганившие свои "рок-оперы" из слабо связанных чем-то, кроме лирики, песен, похоже, всю жизнь придерживались святого рокерского принципа "три аккорда - зато свои собственные". Результат известен.

12.01.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

THE WHO - свежие публикации:

Сайт: www.thewho.com

THE WHO

Уже четыре десятка лет гитаристы всего мира заимствуют у Пита Таушенда не слишком функциональный, но такой эффектный приём #1, именуемый "мельницей". Сноровки хватает не у всех, а посему приходится плавно переходить к приёму #2 - "ломке гитар академической". Дорого, зато ещё более эффектно, и специальной подготовки не требует. Впрочем, учиться мастерству у The Who - всё равно, что строить здание по принципу падающей Пизанской башни.

Подробности из жизни:

"Нам нужно что-нибудь абстрактное", - предложил коллегам по
свежесозданной группе, когда речь зашла о её названии, гитарист. Сперва группа
приняла имя "Detours", потом сменила его на "High Numbers",
и наконец, остановилась на "The Who" - "Те, Кто". Всё,
абстрактней некуда.
Гитариста, родившегося, кстати, 19 мая 1945 года, звали Пит Тауншенд.
"Я был и остаюсь фактически ритм-гитаристом, - признавался позже
скромняга-риффмастер, - Функцию соло-гитары по сути приходилось брать на себя
нашему басисту Джону"... Тем не менее, уже четыре десятка лет каждое новое
поколение гитаристов тщится освоить не слишком функциональный, но такой
эффектный на сцене приём Пита #1, именуемый "мельницей" - отводя
гитару влево на всю длину ремня, ударять по струнам правой рукой, совершающей
вращательные движения со всё возрастающей скоростью. Сноровки хватает не у
всех, а посему приходится плавно переходить к приёму #2 - "ломке гитар
академической". Дорого, зато ещё более эффектно, и…

Далее... →