НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ  Тригонометрия

Темное платье до пола, сжатые в кулак руки, напряженные вены, стиснутые губы, слегка растрепанные волосы, надменно-дерзкий взгляд - это Диана Арбенина, такая же изнемогающая от непонимания и...

Темное платье до пола, сжатые в кулак руки, напряженные вены, стиснутые губы, слегка растрепанные волосы, надменно-дерзкий взгляд - это Диана Арбенина, такая же изнемогающая от непонимания и одиночества, такая же предельно собранная и откровенная, местами музыка НС по-прежнему резко-брутальная, местами спокойно-нежная, а местами - со здоровым чувством юмора. Что-то изменилось, что-то нет, что-то безвозвратно ушло, что-то неожиданно открылось.
Тригонометрия - это двадцать спетых и одно прочитанное признание, сделанное "во МХАТе весной, 15, 2003" Арбениной и ее группой.
Отличительной чертой НС всегда была предельная концентрация (вспомните, снайпер - тот, кто бьет точно в цель, у кого нет права на ошибку) как в песнях, так и в музыке. Первыми двумя треками: "Холмы" и "В городе моем" - "снайперы" стреляют сразу, без промаха и предупреждения. В этих двух разных песнях Арбенина под одинаково упругий, жесткий аккомпанемент гитары одинаково безапелляционно поет, кажется, об одном: пустынное одиночество, холодное непонимание - в общем, говоря словами самой Арбениной, "блокадное время". Такое чувство, будто группа обернулась и заметила в своем прошлом "Рубеж" и теперь, спустя несколько лет, явила напоминание о нем - две новые песни, выполненные в лучших традициях "Ночных снайперов".
Спокойное гитарное вступление, плавные, тягучие звуки сопрано саксофона, а перед глазами примерно такая картина: от всего парИт, на улице так душно, что трудно дышать, а взгляд человека - солнечный луч. Под изменившейся оболочкой неизменившееся содержание - это обновленное "Солнце" из "бочки меда"! Саксофон почти всю песню сопровождает вокал Дианы Арбениной так же, как тема этой песни - тема постоянства сущего - сопровождает всё творчество группы.
Трек "Она выпускает змей" единственный записан в сопровождении одного только фортепиано, причем в крайне незатейливом сопровождении фортепиано. "Бас - аккорд", вот и вся наука! В песне чувствуется какая-то горечь, в словах слышится упрек ("Она променяла меня на пару дешевых фраз" ), но упрек без злобы, а в музыке, в клавишном аккомпанементе - еще и упорная настойчивость. Кажется, именно в этой композиции собрана вся соль - это ведь одно из любимых слов Арбениной - ее песен вообще: принять людей такими, какие они есть, отпустить их тогда, когда они сами хотят уйти, ну и пусть, что они взамен лишь выпускают змей и вытирают пыль "под песни мои".
"Реггей" и "Рулетка" - это кульминация альбома, его перевалочный пункт. Они разделили пластинку пополам: с одной стороны остались экспрессивные откровения, а с другой - их резюмирующий итог.
В "Реггей" нет ни акцентированных четных долей, ни растаманской озабоченности, а есть лишь простое и неторопливое арпеджио гитары и слегка приглушенный голос Арбениной. Как назло в одной из самых красивых песен "Тригонометрии" одно из самых больших недоразумений: неожиданно появляются какие-то трамваи, остановки, всё это не очень-то и связано, видимо, понимая это, Арбенина сообщает, что это можно было бы сказать другими словами, но что-то не вышло.
"Рулетка" - точка, где зафиксирована самая высокая температура на пластинке: 100 градусов. Эта песня - перчатка, брошенная самой судьбе, вызов ей. Фатальные чувства и двойное самоубийство - квинтэссенция альбома.
За этим перевалом начинается новая жизнь "Цунами" . Приевшаяся до ужаса "Катастрофически" , похоже, достала всех и окончательно, поэтому в этот раз она исполнена со здоровой самоиронией, как-то легко и просто. Зву-чи! почти не изменилась, и это хорошо. А песня "Питерская" внезапно приобрела новое название "Домой" , а значит, и новое к ней отношение, хотя текст остался прежним.
На "Тригонометрии" есть целый ряд веселеньких песенок, позволяющих НС не впасть в безнадежную меланхолию. Появляясь то тут, то там, они отлично разряжают обстановку, и температура в один миг падает со ста градусов до нормы. Хотя иногда эти песенки и раздражают, как, например, "Директорская" . К чему эта пошлая цыганщина? хоть медведей зови.
Эта пластинка с посвящением: "В эту предельную осень я дарю тебе дерзкую, нежную акустическую тригонометрию в награду за умение ждать и радоваться тому, о ком никому пока не удалось спеть". Альбом - отличное дополнение ко всем предыдущим записям Ночных снайперов. Как поет Арбенина: "Все прекрасно, даже это. Вот так!"

19.11.2003, Полина УСТЮЖАНИНА (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.snipers.net

НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ

Дата образования:

19 августа 1993