Бригада Бумера

Перед вами саундтреки к двум знаковым, в некотором роде, кинопроектам, наглядно характеризующим не только общее положение дел в современном кинематографе, но и в стране в целом. Не будем копаться в кинематографическом и общественно-политическом грязном белье и прейдем непосредственно к музыке...

Перед вами саундтреки к двум знаковым, в некотором роде, кинопроектам последнего времени, наглядно характеризующим не только общее положение дел в современном кинематографе, но и в стране в целом. На смену "поколению дворников и сторожей" пришло "поколение гопников и бомжей". Разговор у нас сегодня пойдет о многосерийной бандитской телесаге "Бригада" - своеобразном доморощенном варианте "Однажды в Америке",- и модном протарантиновском русском народном экшене "Бумер". Не будем копаться в кинематографическом и общественно-политическом грязном белье и прейдем непосредственно к музыке.

У зрителя с IQ выше комнатной температуры неоднозначная реакция проявляется уже на первых минутах развлекательно-познавательной истории о бригаде четырех отморозков, пытающихся "добиться всего в этой жизни". Эти первые кадры как раз и сопровождаются той самой инструментальной темой "Бригада", автором которой является Алексей Шелыгин. Ему же принадлежат и остальные печальные оркестровые эмбиентные зарисовки к этому своеобразному "реквиему по потерянному поколению", как позиционируют фильм его создатели. Если вам нравиться слушать в целом неплохую инструментальную музыку, перемежаемую быковскими "терками", то вам сюда. Хотя, откровенно говоря, удовольствие это - не из приятных, и месседж смогут оценить, наверное, только истинные фанаты сериала, каковых на бескрайних просторах нашей необъятной родины нашлось немало. Музыка, звучащая в фильме, абсолютно не передает его настроения и является лишь неким фоном к происходящим там событиям. Не в укор людям, записывавшим этот диск, хочется отметить безумное количество треков (учитывая разговоры главных героев): их там аж 45. Не слишком ли много? Чтобы отыскать ставший популярным брейк-битовый ремикс Триплекса на заглавную тему "Бригады", сначала нужно пролистнуть 35 дорожек вперед, а это - явный перебор.

В отличие от персонажей "Бригады", четверка героев "Бумера" не пытается чего-то доказать в этой жизни: она, скорее, от нее бежит, все глубже и глубже утопая в суровых ее реалиях. Саундтрек к "Бумеру" более народный, что ли: львиная доля треков отдана на откуп "культовому" исполнителю современности - Сергею Шнурову. На чье громкое имя клюнет немало поклонников радикальной культуры (которые, возможно, и ломанут потом в кинотеатры). Впрочем, имя Шнура на обложке стольких же может и оттолкнуть - в особенности тех, кто разочаровался в его творчестве уже после выхода "Пиратов XXI Века", не говоря уже о приблатненном "Втором Магаданском". Да, и "Жопа" и "Мама, наливай!" есть в наличии на диске, как, впрочем, и своеобразный вариант "Мне бы в небо-2" - "Никого не жалко": грустно, жестко, философски и в тему.
Сотрудница шнуровского же трио "Три Дебила" Света Колiбаба порадовала своей сентиментально-сатирической сугубо женской трескотней и прагматизмом ("Купи Мне Это..."), отдаленно напоминающей некоторые вещи Колибри и ранней Валерии. Не подкачал и ручной синти-поп проект Шнура Диоды с презабавнейшим поп-хитом "Мама Мне Говорит". Эти вещи скрашивают общее невеселое настроение диска, прорезая лучами оптимизма тяжелую атмосферу витающей в воздухе безысходности.

Second Hand Band, как всегда, окутали слушателя плотной электронно-дабовой паутиной, которую разрывают своим речитативом Диман и хардкор-рэпперы Слот (достойная смена для I.F.K.). Любопытны и электронные вирши от Snoop Жаба Жаб: симбиоз классического эмбиента и брейк-бита - "Микс Малера" и аналоговая техно-долбежка "Девок Сняли" (прям "Мортал Комбат" какой-то). "Никита рязанский" тоскующий "среднерусской тоской" и оживший в музыкальной повести Ботаники, активно взбадривается бодрыми рок-н-ролльными латинскими наигрышами, которые выдают на гора Я И Мой Друг Грузовик.
Обидно, что здесь-то как раз и не хватает крылатых фраз из фильма, которые по своей содержательности могли бы задвинуть некоторые слабые и невнятные треки.

Скептики, уже поспешившие слить в отстой Шнурова, будут приятно удивлены новыми творческими изысканиями героя молодежи. Мужчина не сдулся и доказал, что еще способен на многое. Практически с радиохедовским размахом плющит сознание его тяжелый депрессивный загруз "Ангел", в противовес которому выступает минималистический инструментал "Мобильник", в котором и солирует звонок мобильного телефона - свежо, концептуально, забавно. Талантливым композитором Шнур показал себя, передавая напоследок "Привет Морриконе" - великолепная невесомая оркестровая пьеса с доминирующими скрипками и фортепьяно, венчающая альбом.
Такая вот грустная сказка с несчастливым концом. Не "Брат-2", конечно, но слушать можно.

Послушать саундтреки:
Бригада
Бумер

29.09.2003, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)