Альбом "новой звезды world-pop Natacha Atlas" (цитата с диска)
начинается почти как саундтрек к Белоснежке или обычной
Голливуд-мелодраме. Немолодые мамы-домохозяйки по всему свету тают от
восхищения, не замечая под переливами арфы и иных струнных инструментов
этнических мелодий. Но чем дальше по пустыне, тем талибы толще. Something
Dangerous плавно поднимается из шелков поп-аранжировок, как готовая к удару змея.
Основу альбома составляют ближневосточные мелодии. Они
могут быть даже не всегда заметны, но они вездесущи, прямо как у System
Of A Down с их армянской этникой. Исламская культура за последние годы
распугала поклонников-европейцев, но не стоит бояться: муэдзиновское
голосовое вибрато в устах Наташи звучит небесно. Старине Таркану просто
нечем крыть.
К вопросу о конфликте цивилизаций - ближневосточная музыка, как выяснилось,
врастает в рэп и etherial pop бесшовно. И тем не менее, в случае с Something
Dangerous этническая составляющая сохраняет за собой
главенство. Почти всегда. Некоторые куски - даже не песни целиком - звучат
как простой беззубый поп, как в сказке - "в одно ухо влез, в другое вылез".
Особенно это верно для "Man's World" - кавер на Джеймса Брауна - и
"When I
Close My Eyes". Еще больше портит дело рэп. У Rage Against The
Machine это органично. У Наташи Атлас - раздражает. Дервиш-бит
"Eye of the duck" с вкраплениями рэп-читки звучит отлично, но начавшийся
за здравие "Just Like a Dream" сползает в однообразный рваный бит. Причитания
Princess Juliana, скорее всего - второразрядной бэк-вокалистки у
малоизвестных рэпперов, в общем контексте просто не вставляют. Где-то
четверть материала альбома - хорошая коньюнктурная поделка, вроде взятки на
таможне. Только здесь деньги, выкачанные у черных братьев и белых женщин
среднего класса и возраста, пойдут не детям таможенника, а демону
шоу-бизнеса.
Однако большая часть Something Dangerous - работа куда качественнее.
Альбом выдержан в классическом для поп-этно меланхолическом ключе: вспомните
Enya, Enigma, Clannad и Hagalaz' Runedance. Однако
это - не фоновая музыка. Наташа (которая заявлена как
один из авторов песен) добавляет в композиции элементы кабаре и джаза и очень мудро
использует электронику для создания целой палитры вариантов меланхолии
арабской ночи. "Daymalhum" - холодное, почти трансовое звучание drum loops
заставляет подумать, что Kraftwerk, как и все немцы, ездят на восток
отдыхать. Под уже упомянутую "Eye of the Duck" почти не возможно не
двигаться в ритм. Один из лучших номеров - дуэт с Шинейд О'Коннор на
"Simple Heart". Дело не столько в вокале, сколько в самой музыке.
Меланхоличный грув просто неотразим, а аскетичные гитарные пассажи и
синтезаторные намеки на TrickyMassive Attack делают песню не просто
хитом, а готовой классикой. 8-минутный финальный трек, "Like The Last
Drop", объединяет все трюки в арсенале Наташи в одно эпическое произведение,
под которое, наверное, хорошо читать "Сказки 1001 ночи".
Конечно, это не Дживан Гаспарян или какие-нибудь исландские
Vikivaki. 70-минутный альбом можно было бы утрясти до 50 минут - за
счет пресловутой Enigmaподобной жвачки. Но и такой, какой есть, альбом
Наташи Атлас -готовая заявка на хит года в жанре world pop.
Bob COOPER (1925)
Jay LEONHART (1940)
Jonathan KING (1944)
Randy RHOADS (1956)
Peter BUCK (1956)
Ben WATT (1962)
Роман СТОЛЯР (1967)
Ульф ЭКБЕРГ (1970)
Ulf "Buddha" EKBERG (1970)