Natacha ATLAS  Something Dangerous

Альбом "новой звезды world-pop Natacha Atlas" (цитата с диска) начинается почти как саундтрек к Белоснежке или обычной Голливуд-мелодраме. Немолодые мамы-домохозяйки по всему свету тают от...

Альбом "новой звезды world-pop Natacha Atlas" (цитата с диска) начинается почти как саундтрек к Белоснежке или обычной Голливуд-мелодраме. Немолодые мамы-домохозяйки по всему свету тают от восхищения, не замечая под переливами арфы и иных струнных инструментов этнических мелодий. Но чем дальше по пустыне, тем талибы толще. Something Dangerous плавно поднимается из шелков поп-аранжировок, как готовая к удару змея.
Основу альбома составляют ближневосточные мелодии. Они могут быть даже не всегда заметны, но они вездесущи, прямо как у System Of A Down с их армянской этникой. Исламская культура за последние годы распугала поклонников-европейцев, но не стоит бояться: муэдзиновское голосовое вибрато в устах Наташи звучит небесно. Старине Таркану просто нечем крыть.
К вопросу о конфликте цивилизаций - ближневосточная музыка, как выяснилось, врастает в рэп и etherial pop бесшовно. И тем не менее, в случае с Something Dangerous этническая составляющая сохраняет за собой главенство. Почти всегда. Некоторые куски - даже не песни целиком - звучат как простой беззубый поп, как в сказке - "в одно ухо влез, в другое вылез". Особенно это верно для "Man's World" - кавер на Джеймса Брауна - и "When I Close My Eyes". Еще больше портит дело рэп. У Rage Against The Machine это органично. У Наташи Атлас - раздражает. Дервиш-бит "Eye of the duck" с вкраплениями рэп-читки звучит отлично, но начавшийся за здравие "Just Like a Dream" сползает в однообразный рваный бит. Причитания Princess Juliana, скорее всего - второразрядной бэк-вокалистки у малоизвестных рэпперов, в общем контексте просто не вставляют. Где-то четверть материала альбома - хорошая коньюнктурная поделка, вроде взятки на таможне. Только здесь деньги, выкачанные у черных братьев и белых женщин среднего класса и возраста, пойдут не детям таможенника, а демону шоу-бизнеса.
Однако большая часть Something Dangerous - работа куда качественнее. Альбом выдержан в классическом для поп-этно меланхолическом ключе: вспомните Enya, Enigma, Clannad и Hagalaz' Runedance. Однако это - не фоновая музыка. Наташа (которая заявлена как один из авторов песен) добавляет в композиции элементы кабаре и джаза и очень мудро использует электронику для создания целой палитры вариантов меланхолии арабской ночи. "Daymalhum" - холодное, почти трансовое звучание drum loops заставляет подумать, что Kraftwerk, как и все немцы, ездят на восток отдыхать. Под уже упомянутую "Eye of the Duck" почти не возможно не двигаться в ритм. Один из лучших номеров - дуэт с Шинейд О'Коннор на "Simple Heart". Дело не столько в вокале, сколько в самой музыке. Меланхоличный грув просто неотразим, а аскетичные гитарные пассажи и синтезаторные намеки на TrickyMassive Attack делают песню не просто хитом, а готовой классикой. 8-минутный финальный трек, "Like The Last Drop", объединяет все трюки в арсенале Наташи в одно эпическое произведение, под которое, наверное, хорошо читать "Сказки 1001 ночи".
Конечно, это не Дживан Гаспарян или какие-нибудь исландские Vikivaki. 70-минутный альбом можно было бы утрясти до 50 минут - за счет пресловутой Enigmaподобной жвачки. Но и такой, какой есть, альбом Наташи Атлас -готовая заявка на хит года в жанре world pop.

27.09.2003, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Natacha ATLAS - свежие публикации:

  • Интервью - Лампа Аладдина, 14.08.2006
    Поговаривали, что Наташа Атлас практически не даёт интервью, однако в Москве она общалась с журналистами совершенно спокойно. Сразу после выступления она ещё держала маску, но Звукам.Ru удалось поговорить с ней тогда, когда она уже расслабилась, и стало возможно общаться с ней практически неформально »»
  • Анонс - Откройте Атлас, 04.08.2006
    На фестивале в Сорочанах Наташа Атлас будет петь о любви, а не о политике »»
  • События - Языковой барьер, 05.07.2004
    Веб-мастера сайта Наташи Атлас не могут договориться с русскими активистами »»