Банальная истина: нужно очень сильно постараться, чтобы оставаться актуальным артистом на протяжении сорока лет. Потому что это означает нравиться и родителям, и детям, вкусы которых, как правило, противоположны. "Постараться" также подразумевает не выглядеть циником, расчетливым карьеристом, предателем былых идеалов и т.д. Имена преуспевших в решении этой задачи известны. Имен этих немного. Питер Гэбриел (Peter Gabriel) - одно из них.
Когда в 1975 году Гэбриел покинул преуспевающую прогрессив-группу
Genesis, это стало драмой для фэнов и рискованной затеей для него
самого. Логично было предположить, что период Genesis останется важнейшей
частью жизни этого музыканта, даже если у него что-то и получится с сольной
карьерой. Пять лет спустя Гэбриел был успешным рок-певцом, вполне вписавшимся в
"новую волну". Еще через пять лет видеоклипы Гэбриела крутились по MTV, а
новое поколение воспринимало его как умную поп-звезду. Еще через пять лет
Гэбриел олицетворял из себя зрелую рок-звезду 90-ых, озабоченную правами
человека, экологией, проблемами третьего мира...
Период Genesis в общем объеме
творческих свершений Гэбриела при этом постепенно сокращался, и ныне занимает
довольно скромное место - так, была когда-то довольно популярная и довольно
занудная группа, откуда Гэбриел вовремя вырос. И это был, пожалуй, единственный
в карьере музыканта резкий сдвиг, разрыв между прошлым и будущим. Если у другого
"преуспевшего", Дэвида Боуи (David Bowie), вся карьера состоит из таких
разрывов, из
постоянных срываний и надеваний новых масок, то у Гэбриела все происходило
медленнее и незаметнее. Просто через какое-то время вы с удивлением
обнаруживали, что теперь он повернулся к вам новой гранью - без скандалов, без
смены жен или сексуальной ориентации, без уходов в монастырь или в официанты.
В семье юного Питера Гэбриела детям было положено играть на пианино и учиться
верховой езде. "Когда мне было девять лет, я устроил маленькую революцию и
сказал - никаких уроков фортепиано, никакой верховой езды, я буду просто
смотреть телевизор". Так я и сделал, и мне сказали: "Ты пожалеешь об
этом. Когда станешь старше". Я стал старше - и я cожалел о сделанном".
В 1963 году Питер отправляется в школу для мальчиков, которая, скорее, была
чем-то вроде мясорубки для перемолки детских характеров. Но нет худа без добра,
и в мрачных
коридорах школы Питер встречает троих таких же бледных юношей в серой униформе
- так в 1966 появляется группа The Garden Wall, позже переросшая в
Genesis. Питер меняет свое изначальное место барабанщика на микрофон солиста.
Забавно, что поначалу Genesis играли наивные фолк-психоделические песенки с
религиозной тематикой (большим поклонником этой стадии Genesis был Егор Летов),
однако славу, признание и деньги группа получила не за это, а за длинные многослойные
композиции, за концептуальные альбомы, за то, что называлось прогрессивным
роком. Шесть студийных альбомов, турне по всему миру, театрализованные шоу, во
время которых Гэбриел перевоплощается в персонажей разных песен, меняя при этом
грим и костюмы и появляясь в самых фантасмагорических обличьях.
К 1975 году Гэбриел был сыт этим по горло. "Хотя я многое увидел и многому
научился за последние семь лет, я понял, что начал смотреть на многие вещи
глазами "рок-звезды". Я стал рассуждать бизнес-терминами и стал относиться к
записям и к аудитории как источнику денег, что уводило меня в нежелательную
сторону: Я не хотел стать еще одной толстой богатой поп-звездой". Он твердо
решил уйти еще осенью 1974 года, но группа и менеджмент
настояли на его участии в турне весны 1975 года после выхода триумфального,
монументального и неизбежно концептуального "Lamb Lies down on Broadway"
(десятое место в британских чартах - неслабое достижение для девяностоминутной
рок-драмы из американской жизни). В мае 1975 года уход Гэбриела состоялся, и
он называл
это "возвращением к роду человеческому". Сказать точно, Гэбриел вернулся к
заброшенной было в угоду гастролям жене Джилл и дочери Анне-Марии, страдавшей в
то время болезнью легких. Гэбриел наслаждался радостями семейной
жизни полтора года - роскошь, недоступная большинству звезд шоу-бизнеса,
поскольку у этой роскоши непомерно высокая цена - забвение публики. Питер
Гэбриел вполне
готов был с этим смириться во имя душевного спокойствия.
Он потихоньку играл на фортепиано (сожалея о потерянном в детстве времени), учился сочинять в одиночестве, наблюдал за появлением новой музыки, которая с грохотом пустила под откос проржавевший состав прогрессив-рока. Гэбриелу нравился панк, ему нравился Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen), и он видел себя где-то рядом с ними, а не рядом с толстеющими экс-хиппи, которые делали вид, что на дворе все еще 1971-ый год. В качестве символического отказа от прошлого Гэбриел побрил голову и в таком виде беззаботно трудился в саду. Его жена в знак солидарности c мужем тоже побрила голову. Слава богу, что жили они в сельской местности - иначе вести о коллективном сумасшествии в семье мировой рок-звезды получили бы железобетонное подтверждение.
Эта своего рода терапия привела к обретению Гэбриелом уверенности - и осенью 1976 года он решает записать накопившийся за последние месяцы материал. Он знает, что это не будет походить на Genesis, потому опасается будущей реакции англичан и отправляется в Канаду в компании гитариста King Crimson Роберта Фриппа (Robert Fripp). В Канаде его ждет Боб Эзрин (Bob Ezrin) - удачливый продюсер, только что поработавший со столь разными артистами как Лу Рид (Lou Reed), Kiss и Элис Купер (Alice Cooper). Студийные сессии под руководством Эзрина проходят на ура, и вся команда американских музыкантов (гитарист Дик Вагнер (Dick Wagner), басист Тони Левин (Tony Levin), синтезаторщик Лэрри Фаст (Larry Fast) и др.) выражает желание стать концертной группой Гэбриела.
Первая сольная работа Гэбриела - Peter
Gabriel
(1977) - стала своего рода
манифестом: отказом от тридцатиминутных рок-сюит в пользу более простых и
доступных форм. Однако идей - музыкальных и поэтических - у Гэбриела при этом
не убавилось, отчего песни стали весьма насыщенными, а весь альбом в целом
работал как концентрированное и убедительное заявление. Не связанный более
рамками группы, автор мог в рамках одного альбома записать и жесткий гитарный
рок, и балладный шепот, и нечто джазовое, но неизменно драматичное. Избранный в
качестве первого синла трек "Solsbury hill" метафорически описывал разрыв
Гэбриела с Genesis, и теперь всем было видно, что разрыв того стоил.
Сольную концертную программу Гэбриел тоже начинает с Северной Америки, подозревая, что консервативной Англии он придется не по нутру. Если шоу Genesis были знамениты своей театральностью, то теперь Гэбриел берет простотой - никаких декораций, сам вокалист - то в рабочем комбинезоне, то в джинсах и кожаной куртке. Коротко стриженый и полный энергии Гэбриел мало походил на ветерана прогрессив-рока, скорее - на молодого льва "новой волны". Или даже на террориста - немецкие полицейские арестовали его в декабре 1977 года, посчитав террористом из группы Баадер-Майнхоф.
Вопреки опасениям Гэбриела, родина его вспомнила и благожелательно встретила
сольное творчество, альбом попал в Top 10. Питер берется за второй альбом,
продюсером становится Роберт Фрипп - с ним легко и приятно работать, но
чересчур поспешные методы работы Фриппа приводят к не слишком удачному
результату; песни не стали тем, чем могли бы стать. К тому же, погружение в
более мрачные глубины психологии не воодушевляет покупателей альбома. Вторая
работа Гэбриела, как и первая, называется Peter Gabriel
, так же - к раздражению
звукозаписывающих компаний - будут называться и два следующие альбома. Среди
поклонников Питера они получат неофициальные названия соответственно обложкам -
первый станет "Rainy Windshield" (лобовое стекло во время дождя), второй -
"Fingernails" (ногти), третий - "Melting Face" (тающее лицо).
Гэбриел объяснял свои
причуды тем, что разные выпуски одного и то же журнала имеют одинаковое
название на обложке. На самом же деле тут сквозило явное желание воткнуть еще
одну булавку в толстый зад шоу-бизнеса, рождавшего одинаковые в своей
экстравагантности однодневки.
Именно в процессе подготовки третьего альбома
Гэбриел находит те новые
компоненты, которые позволят ему в 80-е и 90-е быть не просто успешным
артистом, но новатором. Это драм-машины, сэмплеры и так называемая world music, -
то есть этническая музыка третьего мира. Теперь у Гэбриела есть необычные ритмы
и экзотический бэкграунд. Он торопится этим воспользоваться в своей третьей
сольной работе, но не только этим - в студии собирается цвет новой британской
музыки: Кэйт Буш (Kate Bush), люди из XTC и The Jam.
Резкие барабанные звуки
разрывают пространство, голос Гэбриела то равнозначно жесток, то контрастно
человечен и эмоционален. Абсолютно новаторский альбом, в который было вложено
так много сил и средств, был прослушан начальством Atlantic Records с явным
недоумением. Американский лейбл Гэбриела был воодушевлен его первым альбомом и
смущен вторым. Третий они отказались выпускать вообще. Питер был взбешен,
поскольку знал, что создал выдающееся произведение. Однако последующие события
заставили музыканта злорадно посмеиваться, а руководство Atlantic кусать локти от
досады. Весной 1980 года сингл Гэбриела "Games without frontiers" (с
Кэйт Буш на подпевках) достигает четвертой строчки в английских чартах, чуть
позже сам альбом занимает первое место. Atlantic срочно пытается выкупить
альбом обратно, но уже поздно - английский лейбл Гэбриела Charisma продает
лицензию Mercury, и именно те наслаждаются крупнейшим успехом Гэбриела на
американском рынке.
Двумя годами позже четвертый одноименный альбом (в Штатах он продавался со
стикером "Security") продолжает линию предшественника - много
сэмплов, электроники и этнических красок. В июле того же 1982 года Гэбриел
представляет миру другое свое детище - "Мир музыки, искусств и танца"
(WOMAD), -
ежегодный международный фестиваль, на котором должны были встретиться западный
рок и этническая музыка Азии и Африки. Чтобы собрать денег на этот проект,
Гэбриел даже соглашается на разовое воссоединение с Genesis в октябре 1982
года.
Недельный мультикультурный праздник, включавший в себя концерты,
выставки, ярмарки, лекции, дегустации национальных кухонь, держался поначалу
исключительно на энтузиазме Гэбриела и его друзей и был убыточным мероприятием.
Однако со временем WOMAD стал модным и способствовал появлению мировой моды
на этническую музыку. Такие артисты как сенегалец Йуссу Н'Дур (Youssou N'Dour)
или пакистанец Нушрат Фатех Али Хан (Nusrat Fateh Ali Khan) нашли свой
путь к
западному слушателю именно посредством WOMAD.
Идея WOMAD потянула за собой другую идею - если уж все эти замечательные
экзотические исполнители выбрались в Англию, то почему бы их не записать в
хорошей студии и не издать это для местной публики? Так Гэбриел положил начало
Real World, студийному комплексу и собственному рекорд-лейблу, ориентированному
на world music. Свою первую прибыль Real World принес только в 1993 году, а до
этого субсидировался на паях Гэбриелом и его новым английским лейблом Virgin.
Но помимо этих важных проектов было и другое. Брак Питера дал серьезную трещину
- он увлекся американской актрисой Розанной Аркетт (Rosanne Arquette), у Джилл
тоже возник роман на стороне.
Эмоциональный стресс, пережитый Гэбриелом в эти
годы, вылился в следующий альбом "So" (1986) - и, что удивительно,
альбом этот не
был наполнен депрессией, унынием или яростью. "So" на редкость гаромнично
чередует меланхолию с бьющей через край позитивной энергией электронного белого
соул, и пожалуй никогда прежде Гэбриел не был столь искренен и столь
эмоционален. Став очередным достижением в музыкальном плане и приобретя при
этом максимальную слушабельность для обычного человека, "So" начал триумфальное
шествие по миру, став абсолютным бестселлером сезона. Номер один в Британии,
номер два в Штатах, две премии BRIT AWARDS, девять премий MTV... ("So",
кстати, был первым альбомом Гэбриела, которому он дал название. Этому
предшествовал крупный
разговор Питера с руководством Geffen Records, которое заявило, что не будет
выпускать альбомы Гэбриела, если у них не будет названий. Питер порадовал
лейбл, назвав альбом So, то есть "ну").
MTV было особенно радо новому альбому легендарного автора, потому что он не
только записал
хорошую музыку, но и снял на нее новаторские энергичные клипы -
"Sledgehammer" и
"Big Time" (работа компании Aardman, которая более всего известна мультфильмами
Ника Парка (Nick Park)). Гэбриел переживает свой звездный час - и тратит
большую часть миллионных прибылей на комплекс Real World, который превращается
в его резиденцию, а также становится хэдлайнером турне Amnesty International,
обозначая приоритеты свой системы ценностей.
В этот период Питер Гэбриел,
казалось, обрел способность превращать в золото все, к
чему прикасался - даже саундтрек скандального фильма Мартина Скорсезе (Martin
Scorsese) "Последнее искушение Христа" ( "Last temptation of Christ"). О
взаимоотношениях Гэбриела и кино следует сказать особо. Его талант к
визуализации музыкального материала не подлежит сомнению, и это было очевидно
еще во времена Genesis; но музыка все же была первична, и предложение поступить
в киношколу Гэбриел в свое время отверг. В то же время до определенного момента
с кино были связаны не слишком приятные моменты в жизни
Питера. В 1974 году Гэбриел получил предложение от режиссера Уильяма Фридкина
(William Friedkin) поработать над совместным сценарием и на неделю бросил
Genesis в разгар студийной работы, что привело к растущему отчуждению
вокалиста от группы и к дальнейшему уходу Гэбриела. В 1979 году Гэбриел и
легендарный Алехандро Ходоровски (Alejandro Jodorowsky) несколько месяцев
работают над сценарием экранизации "Lamb lies down on Broadway", но проект
сворачивается из-за проблем с финансами. Первое удачное вторжение на
кинотерриторию произошло уже в 1985 году - Гэбриел написал саундтрек к драме
Алана Паркера (Alan Parker) "Птаха" ("Birdy"), взяв за основу песни
своего четвертого альбома и создав их инструментальные, более медитативные
версии. Работа Гэбриела была отмечена жюри Каннского фестиваля и отчасти
утешила фэнов, грустивших в отсутствии нового альбома.
Работа над фильмом Скорсезе была иного рода - это 70 минут совершенно новой
музыки, явившейся слиянием этники и современной электроники. Для сопровождения
неканонической истории Христа Гэбриел использовал народную
музыку места действия, то есть Ближнего Востока, а также Турции и Сенегала.
Слияние голосов Нусрат Фатех Али Хана, Йуссу Н`Дура, Баабы Маала (Baaba Maal)
разнообразных перкуссий, армянских дудуков, индийских скрипок становится
песчаной бурей, которая поднимает слушателя над палестинскими пустынями и
оставляет у подножия Голгофы.
Название фильма Скорсезе по юридическим причинам
не появилось на обложке альбома, и он был назван "Passion (1989), что довольно
символично - то, что получилось у Гэбриела, выходило за рамки обычного
саундтрека и было самостоятельным художественным произведением, глубочайшим
погружением Гэбриела в world beat. Инструментальный альбом, чья судьба за
десять лет до этого была бы весьма сомнительной, достигает 29-й позиции в
Британии и 60-й в США. Этническая музыка после долгих усилий Гэбриела и прочих
сочувствующих наконец стала востребованной западным слушателем. Гэбриелу альбом
приносит премию "Грэмми" - в категории "new age", поскольку категории "world
music" не существует.
Следующие пару лет Гэбриел проявляет себя в основном как общественный деятель - права человека, Нельсон Мандела, экология... Рекламируя благотворительный альбом "Grenpeace - Breakthrough", музыкант в январе 1989 года появляется в Москве и раздает автографы в магазине "Мелодия" на Калининском проспекте. Он также развивает проект Real World, не чураясь поиска достойных артистов и советской территории: сначала Дживан Гаспарян, а потом Терем квартет были изданы на Западе фирмой Гэбриела.
Тут подкрался очередной кризис на личном фронте - отношения с Аркетт
расстроились вконец, и случилось это в разгар записи нового альбома. В
результате "Us" (1992) вышел интроспективным и созерцательным, походя на чуть
ухудшенную копию So. Участие Шинейд О`Коннор (Sinead O'Connor), Брайана Ино
(Brian Eno) и обычной когорты соратников (Тони Левин, барабанщик Ману Каче
(Manu Katche), продюсер Даниэль Лануа (Daniel Lanois)) ситуацию
мало оживляло. Сопровождающие альбом клипы, правда, были на высоте,
коммерческий успех - и
всевозможные премии также наличествовали, но опять-таки на порядок меньше, чем
в 1986 году.
Гэбриел откатал красочное концертное шоу по всему миру, выпустил концертный
альбом, а потом занялся развитием мультимедийных проектов Real World. Между
тем, руководство столь сложной структурой периодически вгоняло музыканта в депрессию,
и он должен был заниматься собственным творчеством хотя бы для того, чтобы
отвлечься от текущих дел Real World.
Работа над следующим альбомом заняла рекордные сроки - начало проекту "Up"
было
положено в 1995 году, и уже к 1997 году материала было записано на два альбома.
Однако в это время Гэбриелу поступает предложение создать 20-минутное шоу на
тему смены тысячелетий для показа в the London Millennium Dome. Гэбриел с
энтузиазмом берется за проект, в итоге получается не 20-минутное, а
полуторачасовое мультимедиа-шоу, где аллегорическое противостояние трех
поколений одной семьи служит метафорой развития человечества в прошлом,
настоящем и будущем - ни больше, ни меньше. Саундтрек шоу, в котором
участвовали музыканты Cocteau Twins, Blue Nile, The Pogues, Нине Черри (Neneh
Cherry) был издан в 2000 году как OVO. По
количеству вложенных сил OVO вполне
мог считаться очередным альбомом Гэбриела, но все же он был приложением к шоу,
- к тому же, остался неизданным в Америке.
Распыление сил затормозило работу над Up, да еще случилось обескураживающее для
Гэбриела похищение названия - R.E.M. так же назвали свой новый альбом и издали
его в 1998 г. После некоторых раздумий название проекта решено было оставить
прежним, тем более что конца ему не предвиделось. В 1999 году накоплено уже с
полторы сотни треков, среди которых нужно отобрать десять для альбома. Гэбриел
вполне серьезно говорит в интервью, что процесс работы над музыкой ему нравится
куда больше, чем процесс ее продажи, а стало быть, всё это может продолжаться бесконечно.
В 2001 году, продолжая доделывать Up, Гэбриел принимается за саундтрек к
австралийскому фильму "Противокроличья ограда" (The Rabbit-Proof Fence), куда
сбрасывает часть рожденного за последние годы огромного материала. Саундтрек
"The Rabbit-Proof Fence" выходит в 2002 под названием Long Way Home, опять-таки
опережая многострадальный Up.
Наконец в сентябре 2002 года выходит сингл "The Barry Williams Show", а
потом и
сам альбом. Центральный вопрос многочисленных интервью этого периода - что,
черт побери, вы делали последние 10 лет?! В ответ Гэбриел неспешно перечисляет
свои занятия (в том числе участие в кастинге на роль Гэндальфа во "Властелине
колец" - это стоило ему белой бородки) и повторяет старую истину, что движение
к цели важнее самой цели.
Если учесть, что в процессе работы над Up музыкант нашел новую жену,
ассистентку звукоинженера Меа Флинн (Meah Flynn), то движение действительно
оказалось плодотворным. Но время все-таки сыграло над музыкантом свою излюбленную
шутку. Оно прошло, и оно изменилось. Десятилетняя пауза между альбомами мало
способствует укреплению фэн-базы, а среднестатистический слушатель не настроен
на 70-минутные альбомы, где центральной темой является смерть. Да и
нравы изменились - первый же новый клип Гэбриела "The Barry Williams Show"
(гиперболизированная пародия-сатира на ток-шоу типа Джерри Спрингера/"Окна") не
получает широкой ротации - слишком уж зло, слишком уж кровью все забрызгано под
конец... Неполиткорректно.
Коммерческий неуспех "Up" наводит на грустные мысли: Гэбриел не стал хуже, он стал старше и он стал еще более серьезен, чем прежде. Это значит, что он не будет зазывать публику всевозможными трюками вроде танцевальных ремиксов или дуэтов с какими-нибудь N'Sync. Он будет продолжать делать то, что считает нужным, и вскоре превратится из артиста популярного в артиста культового, - каковым, к слову сказать, давно является близкий Гэбриелу по духу Питер Хэммилл (Peter Hammill). Это плохо, потому что культовых рок-певцов у нас много, а умных поп-звезд мало. Кто спорит, быть умным и популярным одновременно - сложное искусство. Питер Гэбриел когда-то им обладал. Но, очевидно, с годами это проходит...
Официальный сайт Питера Гэбриела:
www.petergabriel.com.
Питер Гэбриел на Звуках.Ru:
http://www.zvuki.ru/A/P/3677.
Питер Гэбриэл (Peter Gabriel) является не только популярнейшим музыкантом, но и важным общественным деятелем.
Дата рождения:
13 февраля 1950
Подробности из жизни:
Питер Гэбриэл (Peter Gabriel) - британский вокалист, флейтист, композитор
Жанры: арт-рок, world music
Расставшись с Genesis, Питер Гэбриэл начал сольную карьеру, яростно взявшись реализовывать все сови музыкальные и общественные идеи. То, что воплощалось в концептуальных работах Genesis, нашло свое отражение в разноплановости сольных работ.
Изначально Гэбриэл не предполагал давать своим сольным пластинкам какие-либо названия, озаглавливая каждую просто - "Peter Gabriel". Так продолжалось вплоть до 1986 года, когда Гэбриэл выпустил свою пятую сольную пластинку под названием "So", ударившись в другую крайность - теперь все его пластинки не содержали в названии больше одного слова, желательно - односложного. Правда, в 2008 году Гэбриэл нарушил и эту традицию, выпустив альбом под скромным и неброским названием "Big Blue Ball".
Помимо выпуска собственных (естественно, концептуальных) альбомов, Гэбриэл стал активно действовать в качестве кинокомпозитора. При этом режиссеров…
1685 – Родился Иоганн Себастьян Бах - немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Считается величайшим композитором в истории музыки. Бах - единственный композитор, чьи произведения известны ста процентам населения земного шара »»
1839 – Родился Модест Петрович Мусоргский - русский композитор, член "Могучей кучки". В музыкальном творчестве Мусоргского нашли очень оригинальное и яркое выражение русские национальные черты »»
1946 – Родился Рэй Дорсет - британский певец, гитарист и автор песен, наибольшую известность получивший как фронтмен Mungo Jerry. Дорсет - автор самых известных песен группы, в числе которых - хит-синглы "In the Summertime", "Baby Jump" и другие »»
1950 – Родился Роджер Ходжсон - британский певец и музыкант, один из основателей Supertramp. Он легко узнаваем по высокому звонкому голосу, который стал визитной карточкой группы. Тексты Ходжсона проникнуты душевными переживаниями и затрагивают философские темы. Фанатами ему дано имя Мистер Супертрэмп »»
1969 – Led Zeppelin появляются в первый и последний раз в передаче британского телевидения "How It Is". Участники группы не раз вспоминали этот эпизод как казус »»
Александр Николаевич ВЕРТИНСКИЙ
Rose STONE (1945)
Roger HODGSON (1950)