Давайте представим, что нам ничего неизвестно о том, как прогремела
эта работа после выхода, и попробуем разработать технологию создания
великим музыкантом великого альбома. Во-первых, разумеется, он должен
набрать в команду как минимум таких же великих аккомпаниаторов.
Во-вторых, работать с музыкальным материалом высочайшего уровня.
В-третьих, делать все это в рамках великой идеи.
Если бы великий музыкант Херби Хэнкок (Herbie Hancock), работая над
великим альбомом "The New Standard", упустил любую из трех
составляющих - наверное, такого ошеломляющего успеха не было бы. Но он
все сделал правильно. Аккомпаниаторов можно называть аккомпаниаторами
лишь условно. Компания, которая работает над диском - едва ли не самый
звездный состав, за всю
его историю джаза. Майкл Бреккер (Michael Brecker), Джон Скофилд
(John Scofield), Дэйв Холланд (Dave Holland), Джек ДеДжонет (Jack
DeJohnette) и Дон Алиас (Don Alias) - любой эстет потеряется,
попытавшись предложить сколько-то аргументированно хоть одну замену.
Что же касается музыкального материала и новых идей, то тут Херби
сделал очевидный, казалось бы, ход. Ход, который уже напрашивался
буквально десятилетиями, но которого так никто и не делал. Да,
легендарная Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) охотно включала в свой
репертуар песни The Beatles и Cream; да, не менее легендарный Гил
Эванс (Gil Evans) записывал целые программы с аранжировкой музыки
Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) для джазового биг-бэнда. Но никто так и
не взял на себя смелости довести идею до логического конца -
сформировать полноценный долгоиграющий альбом из самых разнообразных
хитов далекой от джаза музыки, не утруждая себя ни страховкой в виде
очередной версии "Summertime", ни концепцией своеобразного трибьюта
в честь одного-единственного автора.
Хэнкок не только не побоялся смешать в своей работе несовместимые,
казалось бы, вещи, но и пошел дальше: название "Новый стандарт" иначе
как претенциозным не назовешь. Но победителей не судят. Да и не за
что. Если поставить любому пуристу от джаза версию, скажем, "Mercy
Street", то вряд ли его удастся убедить в том, что это не новое
авторское произведение самого Хэнкока, а старый хит человека из
"вражеского лагеря" - Питера Гэбриэла (Peter Gabriel). Композициями
такого плана Хэнкок словно доказывает, что из чужого материала можно
делать джаз, в котором не слышно ничего, кроме современного джаза.
Разумеется, другими композициями он дает и другие срезы восприятия
своей идеи. "Thieves In The Temple" Принса (Prince) не так уж далека
от фанковой ритмики оригинала (хотя, наверное, в контексте фанка было
бы правильнее сравнивать ее с работами самого Хэнкока времен начала
восьмидесятых). "Norwegian Wood" Леннона и Маккартни (John Lennon /
Paul McCartney), полюбившаяся джазовым музыкантам уже давно -
самопроизвольно стремящаяся уйти за рамки джаза баллада, процесс
удерживания которой солистами в стилистике совершенно самоценен. Ну и,
конечно же, "All Apologies" - совершенно беспрецедентное свидетельство
широты взглядов Хэнкока на музыку. Наверняка многие его поклонники до
появления этого альбома не знали даже имени Курта Кобейна (Kurt
Cobain), а о группе Nirvana слышали лишь, что это грех.
Справедливости ради надо сказать, что как раз переложение классики
гранджа стало, наверное, единственным вызывающим сомнения ходом на
всем альбоме (отчасти и из-за специфического звучания инструмента, за
который здесь взялся гитарист Джон Скофилд - электрического ситара);
однако множество обращений джазовых музыкантов к музыке Кобейна в
последующие годы говорит само за себя.
Словом, великий музыкант в очередной раз нашел правильный рецепт и
создал один из лучших своих альбомов. Поклонников Кобейна к джазу он,
разумеется, не привлечет. Но и не должен. А вот принципиально новые
возможности перед испытывающей дефицит идей импровизационной музыкой
середины девяностых этот альбом открыл вне всякого сомнения, а его
создателю, среди прочего, принес Грэмми'за единственную композицию
собственного сочинения - "Manhattan". И неизвестно, имел ли в виду
Хэнкок такой результат, называя свой альбом "новым стандартом", а не
"новыми стандартами", но ни одна из включенных в него композиций в
число джазовых стандартов, разумеется, не вошла. А вот то, что
стандартом стал сам альбом - бесспорно.
Дата рождения:
12 апреля 1940
1989 – Родилась Рэйна Танака, японский идол, певица, бывшая участница шестого поколения J-Pop-группы Morning Musume »»
Willie COOK (1923)
Mose ALLISON (1927)
Ernestine ANDERSON (1928)
LaVern BAKER (1929)
Dave LASTIE (1934)
Chris DREJA (1945)
Andy PARTRIDGE (1953)
Bill SMITH (1956)