30 лет для электронной группы – возраст какой-то запредельный. Для сравнения, во времена "электронной революции" конца 80-х – начала 90-х Pink Floyd, которые тогда казались абсолютными мастодонтами, были заметно моложе. И если 10 лет назад, в дни двадцатилетних юбилеев, все нервно шутили про "теперь можно покупать сигареты и алкоголь", теперь кажется пора шутить уже про ипотеку и кризис среднего возраста.
Двадцатилетие 808 State, которое отмечалось в круглую дату 8.08.2008 и на которое мне тоже довелось попасть, группа праздновала совсем без пафоса, веселой вечеринкой с андерграундном клубе Jacks с лайвом DMX Krew и диджей-сетами Артура Бейкера (Arthur Baker), I-F и самих музыкантов из 808 State. Десять лет спустя Грэм Мэсси (Graham Massey) сотоварищи наконец решили сыграть большой концерт.
Местом празднования на этот раз выбран лондонский клуб Koko, старая и намоленная площадка в Кэмдене, работающая как клуб с начала 1980-х. Находится Коко в здании бывшего театра (который в свою очередь открылся в 1900-м) и внутреннее устройство с тех пор кажется не очень изменилось, разве что стулья убрали. Красно-золотой декор на стенах, танцпол на месте партера и несколько уровней балконов и лож, на которых тоже стоячие места и очень неплохой вид на сцену. Выглядит, особенно в сочетании с музыкой, совершенно сюрреалистично, но для Англии это вполне обычное дело.
Аншлага нет, билеты можно купить на входе, но клуб выглядит полным. Публика помоложе, чем на Гари Ньюмане (Gary Numan), но постарше и поприличнее чем за несколько дней до этого на Bicep – тут и 45-летние панки в косухах и с цветными ирокезами, и молодые хипстеры, и простой лондонский люд разных возрастов. На разогреве ставит музыку Lone, чей сет – прекрасная демонстрация британской диджейской школы. Здесь, в отличие от Берлина, принято играть эклектично и не слишком концентрироваться на современных треках. За часовой сет Lone успевает сначала поиграть модерновый хаус, потом съехать в uk techno начала девяностых (дуплет из B12 "Obsessed" и Orbital "Farenheit 303" публика встречает особенно тепло), затем переключиться на балеарик-брейкс и в конце поставить пару своих треков.
Точно в заявленные 20.40 (как же я люблю это правило – не просто опубликовать заранее set times мероприятия, но и тщательно это расписание соблюдать) на сцену выходят 808 State. В нынешнем составе три человека. Справа отлично сохранившийся Энди Баркер (Andy Barker) за электроникой (перед ним компьютер и баррикада клавишных), по центру – лидер группы, седобородый Грэм Мэсси в очках и бейсболке (он отвечает за вторую порцию синтезаторов, а также гитару и духовые), слева – барабанщик, чью личность мне идентифицировать не удалось.
Удивительно, что 808 State совершенно не торгуют собственной легендарностью. Карл Крейг (Carl Craig) или Найл Роджерс (Nile Rodgers) выходят на концерты с гордой позой "смотрите, это я придумал всю эту вашу танцевальную электронику". Мэсси и компания, люди как минимум для Англии не менее легендарные (помимо того, что 808 State придумали британский рейв, Грэм еще и, например, сыграл не последнюю роль в запуске соло-карьеры Бьорк), общаются с публикой в жанре "Ээ, здорово чуваки, клёво что вы нас помните еще, ща мы вам тут слабаем чё-нить".
Начинают с дуплета "Cubik" и "Let Yourself Go" и это чётко задает вектор концерта, сегодня будет в основном материал конца восьмидесятых – начала девяностых. Звук очень громкий и максимально, даже слишком сырой. Драммер поверх электронных ударов выстукивает брейки, Грэм то играет соло на клавишах, то хватается за гитару, порой выводя прямо-таки металлические запилы. Если целью был рок-драйв, 808 State своего добились – это похоже не то на концерты Prodigy, не то на нью-рейв, прочтения старых клубных хитов в исполнении Klaxons или Shitdisco. На танцполе рвака и угар, но электроники хочется больше.
Раскачав зал, британцы переходят к более спокойной части. "Olympic", "Sunrise", в которой Грэм берется за кларнет, и наконец "Plan 9" в каком-то безумном замесе со "State Ritual". Здесь Мэсси играет на акустической гитаре, и звучит это на удивление чётко и красиво. В пору вспомнить, что 808 State отлично сочиняют не только рейв-хиты, но и мечтательный балеарик. Самая необычная часть концерта – новые треки, их в основной части как минимум три. Распознать детали в такой аранжировке непросто, но прямой бит в темпе 140+ ударов в минуту – это как минимум неожиданно. Получается какой-то нервический технотранс.
То и дело освежая публику незнакомым материалом, отцы тем не менее делают ставку на проверенные вещи. Еще один ярчайший момент концерта – "Pacific", где Грэм снова играет на кларнете. Зал очень шумно реагирует на вступающую то тут, то там TB-303, которой в этих лайв-аранжировках тоже находится место. Время от времени вылезает откровенная несведёнка (какой-то солирующий синтезатор вдруг начинает забивать собой весь микс, потом его спешно прибирают почти в ноль и лишь по ходу выводят на правильную громкость), но ясно что весь этот безумный арсенал "мугов", "роландов" и прочего добра, общей численностью за десять штук, стоит тут не для декорации.
Как полагается на рейве (пусть дело и происходит в 9 вечера), в Koko отличный свет и, главное, лазеры – я и забыл, когда в последний раз видел такое их количество на концерте. С музыкой всё это гармонирует как нельзя лучше, тем более что под конец начинается брейкбит-вакханалия: "Cobra Bora" (где как раз особенно хорошо слышна "серебряная коробочка") и "In Yer Face", где вой сирены перебивает всю музыку, но всем хорошо и так. Под финал – снова "Cubik", и если первая её версия была достаточно минималистичной, то здесь шквал звука, металлические запилы Грэма на гитаре и максимально выпяченный на передний план главный синтезаторный риф. Мощный хит, чего уж там.
"Эй чуваки, у нас осталось время на одну вещь, вам старую сыграть или новую?". Народ требует новую (что само по себе необычно) и концерт юбиляры заканчивают еще одной свежей вещью, на этот раз похожей на нью-бит. За бортом осталось много хорошего – не сыграли ни трека с "Newbuild", ни одного хита с приглашенными вокалистами (что логично) и ничего с альбомов после 1993-го (хотя на "Don Solaris" хватает ярких вещей, да и "Outpost Transmission" сильно недооценен, просто вышел не ко времени). Не скажу, что идея настолько оживить свой материал мне стопроцентно нравится – как минимум, без живых ударных вполне можно было бы обойтись. Но с другой стороны, как еще добиться такого драйва? Примерно таким, сырым и несколько оголтелым, я представлял себе реюнион KLF. Когда там юбилей "The White Room"?..
1966 – Группа Rolling Stone выпустила сингл Paint it Black. По слухам, основу для песни придумал басист Билл Уайман, которого посадили играть на электрооргане. Не владея инструментом, он начал просто лупить по педалям кулаками, чтобы достичь наиболее глубокого звука »»
Ritchie VALENS (1941)
Stevie WONDER (1950)
Ronnie FOSTER (1950)
Paul THOMPSON (1951)
Tom MORELLO (1964)
Robert PATTINSON (1986)
Александр РЫБАК (1986)