ФЕСТИВАЛЬ  SONAR 2018: как это было

Лучшие выступления Sonar 2018: LCD Sounsystem, Рюичи Сакамото, Джордж Фитцджеральд и другие

LCD Soundsystem

LCD Sounsystem никогда не были для меня какой-то уж особенно любимой группой, но не попасть под их концертное обаяние просто не возможно. Здесь я вижу их уже в третий раз (кажется, они привозят на Сонар каждую новую программу), и каждый раз их шоу становится не только более мощным, но и более интересным. На сцене чуть ли не десять человек, среди которых помимо обычного рок-состава есть целая передвижная синтезаторная лаборатория, лицом которой становится наша хорошая знакомая Нэнси Вонг (Nancy Wang).

Модуляры, старые клавиши, новые клавиши, электропиано – здесь есть всё, и в отличие от большинства рок-групп, использующих этот инструментарий, про LCD Soundsystyem чётко понятно, зачем именно каждый синтезатор оказался здесь. Чуть ли не в каждый трек вмонтированы длинные электронные соло, так что, если выдернуть из этого шоу нужные две минуты, Джеймса Мёрфи (James Murphy) сотоварищи вполне можно принять за какую-то краут-роковую супергруппу. Глядя на это величие, задаешься вопросом – а почему так не играют те, кому бы это было положено по статусу, вроде Depeche Mode или Pet Shop Boys?

Но при всей технической привлекательности, у LCD Soundsystem есть еще и множество хитов. Умереть от счастья хочется уже после триплета "You Wanted A Hit", "Turbulations", "I Can Change" (в начале которого группа играет фрагмент из "Radioactivity"), а это ведь только начало. Кульминация концерта с хоровым пением наступает на песне "Yeah" – в этот момент Мерфи, кажется, удается достучаться до самого распоследнего клаббера, коротающего время перед сетом Diplo. Финальным аккордом группа выдает "All My Friends", под который весь зал пляшет пого. За почти двухчасовой концерт незаслуженно забытой остается разве что "Daft Punk Is Playing In My House", но жаловаться в этой ситуации грешно.

Benjamin Damage

Меня непросто сразить техно-лайвом, но здесь было всё, чего ждешь от хорошего рейв-шоу: мощный и в то же время чистый звук (в отличие от главной арены, где звук плох почти всегда, акустика и саунд-система площадки Sonar Pub подходят друг другу идеально), правильная публика (основная масса "отдыхающих" отправилась занимать места на Bonobo, а здесь собрались этакие техно-воины) и, разумеется, музыка. Звучание Бенджамина О'Ши (Benjamin O'Shea) – синтез старого доброго эйсида, техно-классики в духе лейбла R&S середины девяностых и модерногово "эйфорейва" – эмоционального подвида техно, построенного на восходящих пэдах и вообще не чуждого мелодий. Особый шик в том, что исполняет всё это Бен исключительно на "железе" – стол плотно уставлен синтезаторами, руки крупным планом транслируются на экран, а сам Бенджамин, не поднимая глаз в зал, крутит фильтры, переключает паттерны и двигает фейдеры.

Alex Silva

Испанцы, играющие в первой половине дня – часто лучшее, что можно увидеть на Сонаре. Так вышло и в этот раз. Алекс Сильва более известен под именем Astroboyz, в этой ипостаси на его счету с десяток сетевых и кассетных релизов в диапазоне от минимал-электроники до шумового краутрока. Его выступление заявлено как live band, но на поверку оказывается, что группа это сам Сильва за модулярами плюс барабанщик. Звучат испанцы при этом отменно – Алекс начинает с комфортного журчания арпеджиаторами в духе лейбла Spectrum Spools, затем барабанщик даёт шумного драйва, и музыка ускоряется в плотный (даром что на сцене всего два человека) и энергичный неокраут.

Refree

У московской публики испанская группа Refree ассоциируется с фестивалем "Авант" (у которого были тесные контакты с лейблом Acuarela Discos) и инди-тусовкой середины нулевых. В это время Рауль Фернандес (Raul Fernandez) несколько раз приезжал в Москву с концертами и звучала его тогдашняя музыка как чистой воды фолк-рок, ну то есть по-нашему – авторская песня. Поначалу я решил было вообще пропустить их выступление, но прочитав интригующий анонс про новую электронную программу всё же решил зайти глянуть и, прямо скажем, не пожалел. Видал я много трансформаций, но такой радикальный поворот наблюдаю впервые. Рауль и неизвестная мне барышня вообще отказались от гитар и вокала, вооружились лаптопами и какой-то машинерией и выдали совершенно фантастический перформанс. Если первая половина их концерта напоминала скорее поздний Oval, т.е. кое-какие следы присутствия гитар всё же содержала, то ближе к концу Refree перешли на эйфорическую power-электронику а-ля Blanck Mass под веселящим газом. С такой программой их нужно было ставить не в сидячий зал Sonar Complex, а куда-нибудь близко к хедлайнерам на ночную часть.

George Fitzgerald

Джордж Фитцджеральд – одно из самых ярких открытий 2018-го и, пожалуй, моё главное ожидание от этого фестиваля. Ему вполне по делу достался хедлайнерский слот на главной площадке Sonar Village в четверг вечером, и ради этого даже приходится пропустить исполнение "In C" Терри Райли в концертном зале (в программе фестиваля есть и такое). Джордж ответственно подходит к собственному лайв-шоу и на сцену выводит настоящую группу. В составе двое клавишников (один из которых – сам Фитцджеральд, расположившийся в центре происходящего), барабанщик и чёрная певица. Аппаратуры на сцене столько, что Рик Уэйкман (Rick Wakeman) бы позавидовал, и исполнение всех электронных партий максимально честное, пальцами. При таком подходе звучание треков сильно меняется – в живой ипостаси куда меньше хауса и бас-музыки, зато больше фанка и электронного джаза а-ля Floating Points. Особенно это чувствуется на старых треках вроде "Crystallise" – тут со сменой мужского вокала на женский выходит почти Bonobo, и это не факт что хорошо. Но эту легкую "салонность" британцы компенсируют треками с новой пластинки, где вокальные сэмплы так и остаются сэмплами, да и общий тон задает электроника.

Suzanne Kraft x Jonny Nash

Пятница, два часа дня, площадка "Ред булла" заполнена где-то на треть, если не меньше – ночной программы вчера еще не было, но в отличие от дня открытия, народ не спешит приходить к началу. Двое голландцев играют предельно разреженный эмбиент с вкраплениями неокласики. Играют где-то в половину громкости, но этого вполне хватает – местная публика, за которой обычно водится громко разговаривать, притихла и слушает. Кто-то медитирует с закрытыми глазами, кто-то улегся на пол и рассеянно смотрит в потолок. Вот она, атмосфера дневного Сонара. Здесь каким-то непостижимым образом уживаются потные танцы в Sonar Village, суровые эксперименты в Sonar Hall и такие вот чиллаут-ретриты.

Kode 9

Лет десять назад лайв Стива Гудмана (Steve Goodman) произвел на меня сногсшибательное впечатление. Тогда, на фестивале Bloc Weekend в полной темноте Стив играл мрачный гипнотический даб, под который свои мантры читал Space Ape. С тех пор я несколько раз видел Kode9, но всякий раз уходил скорее разочарованным – магии в его выступлениях становилось всё меньше, а простоватой музыки для ног – всё больше. Так что на его выступление на Сонаре я зашел скорее из любопытства, но в этот раз Гудман не подвёл. Его нынешняя программа – энергичный и не в меру веселый гибрид футворка, чиптюна и рейва, вдохновленный музыкой из старых японских видеоигр. Картину дополняет мелькающий видеоряд, за который отвечает маститый аниматор Коджи Моримото (Kōji Morimoto), успевший поработать над "Акирой", "Аниматрицей" и так далее. В четыре часа дня весь этот нездоровый рейв-угар поначалу смотрится странно, но минут через десять весь зал уже пляшет в экстазе, выделывая причудливые коленца.

Undo

Каталонец Габриэль Берланга (Garbiel Berlanga) – мой фаворит еще с первой поездки на Сонар в 2005-м. С тех пор он появлялся на фестивале регулярно, но чаще диджеил, так что его лайв я ждал прямо-таки с трепетом. Звучать он может очень по-разному, в его дискографии попадаются и тек-хаус, и минимал-техно, но для Сонара Undo отобрал ровно то, чего и хотелось услышать – печальное спейс-диско с вокодерами (а кое-где даже с чистым вокалом), арпеджиаторами и гомеопатической дозой эйсида. А главное, там где раньше был лаптоп и миди-клавиатура, теперь целая груда синтезаторов, драм-машин и примочек, и всё это показывается крупным планом. Идеальный перформанс для главной дневной арены, единственное, чего не хватает – старых хитов вроде "Happy Monday", ну уж ладно, придется этим догнаться уже дома с винила.

Emma Jean Thackray presents Walrus

Недостаток джаза в этот раз частично компенсировался его качеством. Юная по джазовым меркам англичанка, попавшая сюда по линии Red Bull Music Academy, привезла на фестиваль квартет из ударных, тубы и клавишника-японца. Сама Эмма Джин играет на трубе в манере Нильса-Петера Мольвэра (Nils-Peter Molvaer) и иногда поёт. Ритм-секция при этом не просто подыгрывает, а становится как бы вторым полюсом, то и дело перетягивая на себя событийную линию. То, что играет квартет, находится на полпути между джазом и дабом – туба выдает тяжелую остинатную бас-линию, удары тарелки тонут в эхе, а где-то неподалеку витает дух Sabres Of Paradise.

Bicep

Рассказ о Сонаре-2018 не может обойтись без лучших (на мой субъективный вкус) танцевальных продюсеров прямо сейчас. Слушать Bicep непросто – на арену SonarLab одновременно пришел примерно весь фестиваль, звук далек от идеала, да и рассмотреть процесс игры невозможно, на экране вместо привычных уже рук с машинками транслируют абстрактную анимацию. Но все эти недостатки перебивает музыка. Материал, который играют британцы, поначалу кажется мне совсем незнакомым (до обязательных хитов Bicep добрались уже ближе к концу). Во-первых, в ход идут далеко не только альбомные треки, но и ремиксы на других музыкантов вроде "Higher Level" Айзека Тайчауэра (Isaac Tichauer) или доальбомных синглов, во-вторых, весь материал основательно переработан. Удлиненные брейкдауны, измененный ритм, много раз повторенные вокальные сэмплы – за всем этим узнать исходный трек непросто, что только добавляет интриги. По манере препарировать материал их концерт больше всего напоминает Chemical Brothers, по звучанию – нечто среднее между ранними Orbital и классическим трансом вроде Resistance D. Короче говоря, ровно то, чего ждешь от выступления на большом рейве в два часа ночи.

Alva Noto + Ryuichi Sakamoto

Как обычно, после нон-стопа длиной в три дня и две ночи, фестиваль закрывается отдельным концертом в воскресенье. Theatre Grec, амфитеатр под открытым небом у подножия горы Монжуик совсем не похож на остальные фестивальные локации. Здесь всё чинно и нарядно, да и публика совсем другая, рейверов здесь явное меньшинство, а вот дамы в вечерних платьях – совсем не редкость. Альва Ното и Рюичи Сакамото уже выступали здесь дуэтом несколько лет назад, с тех пор Сакамото перенёс рак, после чего объявил было о прекращении концертной деятельности, но затем решил всё же делать редкие исключения. В общем, его появление здесь – большая честь и большой сюрприз. В этот раз он играет не только препарированном рояле, но и на синтезаторах (Alva Noto привычно отвечает за ритм-секцию), да и в целом программа звучит более экспериментально по сравнению с прошлым разом. Концерт начинается с совсем уж "инсталляционной" музыки, но минут через 20 Рюичи и Карстен всё же переходят к знакомым пьесам. Звучит их музыка негромко, так что в текстуру вплетаются окружающие звуки. Лай собак, взрывы петард, крики чаек – всё это только добавляет музыке еще один событийный слой и звучит как часть представления, и даже звездное небо над головой кажется продолжением генеративных видеопроекций. Чёрт, может случится чудо и Сакамото решится в следующий раз привезти сюда Yellow Magic Orchestra?

25.06.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)