KAUAN  "Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"

"Звуки" поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских кастингах, финских лейблах и новом альбоме.

KAUAN - редкий случай, когда российская по происхождению группа на Западе оказывается намного более известна, чем на у себя родине. Тому может быть довольно много причин: нестандартный материал, сочетающий пост-рок, эмбиент и вкрапления металла разной степени экстремальности; финский язык (название переводится как "Даль"); "европейский" уровень звучания. Заподозрить группу в российском происхождении на слух довольно трудно. Сейчас Kauan готовится выпустить уже седьмой по счёту альбом, и сами музыканты говорят, что он будет открывать "новый цикл" в их творчестве. На этот раз музыканты решили прибегнуть к принципу "чем меньше, тем больше": добиться отточенности каждого звука при общем минимализме, использовать олдскульные методы записи и абсолютный минимум цифровой обработки. "Звуки" поговорили с основателем группы Антоном Беловым о звукозаписи, гастролях, причинах переезда в Киев, а также о том, с чего всё началось и к чему всё пришло.

Звуки: Антон, как появилась сама идея вашего проекта и как получилось, что он стал тем, чем является сейчас?

Антон Белов: Начнём с того, что в том возрасте, когда появился проект, планов и стратегии быть не могло. У меня был товарищ по несчастью, Александр Боровых, - мы оба не прошли "кастинг" в одну pagan black metal команду в Челябинске. Не прошли по причине того, что мы не дотягивали по уровню владения инструментом. Сначала пнули его, потом меня. Когда я спросил совета: "может посоветуете, с кем можно было бы поиграть?",- в качестве шутки предложили мне и Саше объединиться. Мы созвонились, встретились - и в первый же раз записали какой-то набросок. Так и пошло.
В это время на прилавках только начало появляться музыкальное ПО - программы для звукозаписи, диски типа "Всё для композитора-7" и прочее. Думаю, все, кто был в СНГ, пользовались такими. Мы их скачивали, ставили, расковыривали, записывали... На это уходила куча времени, я постоянно прогуливал школу, - мне тогда, к слову, было лет 12.
Через какое-то время у нас накопилась удельная масса материала, которую с натяжкой, но можно было назвать "треками".

Звуки: Как вы попали на финский лейбл?

Антон: В тот период я увлекался финскими группами и финским языком. Для того, чтобы не тратить время на написание лирики с "глубоким смыслом" - на английском или русском, - я просто накидал со словарём скетчи на финском языке.
Мы записали несколько песен с вокалом. Никакой конкретной концепции у материала не было - шесть треков "тяжёлых" и два акустических. Отправили это в интернет, где их и услышал лейбл Solitude Productions. Они спросили: "Это у вас альбом?" - А мы такие: "Э-эм, ну да".
Они говорят: "Ну, подлатайте запись по звуку, сделайте оформление, мы выпустим".

Мне кажется, поэтому и сработало: никто ничего не ожидал, не планировал и не хотел - ни популярности, ни славы, ни выступлений. Это просто был такой чистый поток творчества, который трансформировался в альбом. Мы и название для группы придумали за два месяца до релиза. Нам просто надо было что-то написать на диске, - название альбома, название группы.
А как это превратилось в то, что есть сейчас? - Мы просто шли по течению. Ничего не делалось специально. Ни одной копейки не было вложено ни мной, ни другими членами проекта, чтобы "всё это случилось".

Первый альбом набрал популярность, нам сразу дали бюджет - и мы записали второй. На третьем альбоме появилось предложение от финского лейбла Firebox Records. С того момента мы начали выпускаться "за бугром", и можно было побаловать себя - выбрать тот лейбл, который нравится, взвесить условия, повникать в схему работы дистрибуции.
Четвёртый альбом выпустил Avantgarde Music, выпустивший примерно 50% метал команд, которые я вообще в жизни слушал.

Звуки: Но в какой-то момент вы решили открыть собственный лейбл?

Антон: На данный момент мы пришли к тому, что появилось очень много работы, не связанной с созиданием, как таковым. Мне нравится менеджмент, но я предпочитаю наблюдать со стороны и не быть ответственным за вопросы, в которых я откровенный аматор. Я решил, если у меня получится найти хорошего менеджера, то мы сможем выпустить материал самостоятельно.

Мне повезло: нами заинтересовался Джонни Плэзент (Johnny Pleasant), менеджер группы Hammock, который также работал с American Dollar и Lights Out Asia. Он базируется в Штатах, у него очень клёвый подход к работе и сейчас у нас очень доверительные отношения.
Его первой идеей было создание собственного лейбла, который будет базироваться в США, там будет склад и соответственно, оттуда будет производиться рассылка.

Собственно, последний год мы этим и занимаемся. Для кого-то, может быть, стало шоком, что мы ушли с Blood Music, поскольку это один из самых быстрорастущих лейблов в мире, с ним работают команды, которые у всех на слуху.
Только не подумайте, что я против работы с лейблом, как таковым. По моему мнению, для любой молодой группы грамотный лейбл - это большая победа. Особенно в мире, где существует "миллиард карбоновых копий", где уже все играют что-то, похожее на кого-то, кто копирует ещё что-то.

Звуки: В сущности, так всегда было, разве нет?

Антон: Кажется, в 1970-е и 1980-е годы с этим было попроще: такие факторы, как уровень качества твоего материала, степень инновации в нём и то, насколько ты популярен, были взаимосвязаны. Если ты оказался в правильном месте, в правильное время и с правильной музыкой, то выйти в свет было проще, нежели сейчас. Да, сейчас все бегают и орут, что в эпоху интернета можно легко и быстро решить любую проблему...

Звуки: Нельзя.

Антон: ...а оказалось, что наоборот. И я сам уже ловлю себя на том, что когда мне кидают на прослушивание новую музыку - даже друзья, - то я поступаю так, как меня воспитал интерет: нажимаю на Play и слушаю секунд десять. Если меня не оттолкнёт то, что я успел услышать, я мотану пару раз вперёд, если услышу что-то интересное, то дослушаю трек. Но, с вероятностью 90% я закрою окно плеера почти сразу после нажатия на play - ординарный звук, одинаковый контент, почти везде одинаковые обложки альбомов, - это я говорю, в частности, о пост-рок-индустрии. Она "загажена" толпами людей, пребывающих в восторге от God Is An Astronaut и считающих, что "нам нужно играть так же".
Порой я получаю письма с просьбой дать совет о том, как, куда и что отправить - я отвечаю им, что Kauan - это нетипичный проект с нетипичной историей успеха, чтобы служить примером. Нам повезло - мы в последний момент запрыгнули в тот последний трамвай, который ведут люди, всё ещё покупающие диски, слушающие винил. Но вероятно, мы были, последними, - через два-три года рынок очень сильно изменился.

Звуки: Каких артистов ты бы сам назвал основными "факторами влияния"? Кто повлиял на тебя и других больше всего и продолжает влиять?

Антон: К счастью, никто. Вообще, мне кажется очень странным, когда музыкант потребляет и производит одно и то же.
Мы всё обладаем субъективным восприятием музыки, - точнее, формирование системы суждений, "что звучит хорошо, а что плохо" проходит у каждого по разному. Моё современное мышление сформировано преимущественно с помощью эмбиента, в основном, американской школы, максимально широкий, спокойный и позитивный, а также с помощью советской музыки 1950-1960 годов; Майи Кристалинской и других исполнителей того времени. Их я слушал больше не из-за музыкальной составляющей, (которая тоже, конечно, очень классная), сколько из атмосферы. Я очень люблю музыку, от которой веет настроением, ощущением, эмоциями.

В ранние годы я слушал в основном металл - doom, black. Сейчас всё, что я из гитарной музыки себе "позволяю", это блэк финской школы, - Horna, Beherit - грязная, мерзкая музыка. (смеётся). Ну, и всяких товарищей, вызывающих ностальгию, - Dimmu Borgir, Immortal и так далее.
Что мне нравится в Black Metal - это то, что он был рождён мёртвым, и поэтому может существовать вечно. Если через десять лет соберутся какие-нибудь ребятишки и запишут на кассету какой-нибудь "стафф", и если он не будет сильно пахнуть пост-роком, то это можно будет слушать. У блэка, в отличие от других жанров, нет каких-то особых приёмочных критериев, в отличие от других жанров.

В последнее время я стал больше уделять внимания технике записи. Медленно, но верно в мою жизнь пришёл подход, который исповедует работу с пленкой, старыми аналоговыми устройствами. Так сказать, сознательное ограничивают себя в выборе, с использованием только того, что под рукой - например, только аппаратные устройства, никакого софта. Кратко говоря - я намеренно стараюсь избавить себя от излишеств.

Звуки: На альбоме "Pirut" слышна совершенно ювелирная работа со звуком. Можешь рассказать, как это было сделано?

Антон: Вот как раз про Pirut особо сказать нечего: там была проделана довольно типичная работа, часть из которой была сделана грязно - я сейчас могу смело и с улыбкой об этом говорить.
Первая часть работы делалась у меня дома. Прикол в том, что в месте, где я живу, рядом стоит крупная радиовышка, и от неё на всё оборудование, где есть магниты или трансформаторы, - на гитары и микрофонные предусилители, шли наводки. Эти наводки достаточно сильно слышны на всем материале альбома, и если знать, где слушать, то можно услышать их на этом альбоме неоднократно.
Но, наверное, все это считают аудиоэффектами. А на самом деле, это просто шумы, от которых я никаким образом не мог убежать, и они меня довольно сильно бесят.

После того, как мы сделали трекинг дома, всё отправилось на сведение в Челябинск к Диме Локтионову. Это наш доверенный звукорежиссёр и мой хороший друг, который, наверное, альбома четыре уже нам свёл.
Что мне нравится в его подходе, так это предпочтение олдскульных технологий. У него много аналоговых синтезаторов, он любит экспериментировать, он классный аранжировщик. На Pirut множество мелочей, которые были созданы именно его рукой. В целом он неслабо поучаствовал в моём становлении в качестве саунд продюсера. Ведь просто взяв маленький фрагмент аудио и проведя некоторые манипуляции, можно склепать целый альбом, но на это нужно, во-первых, время, во-вторых, желание, в-третьих, умение.

Pirut был первым альбомом, с которым мы попытались сделать серьёзную - крупную - форму. Альбом-то по сути представляет собой один трек, он "порезан" на треки чисто технически. Ребята из Blood Music сказали, что очень опасно нарезать на носители один файл на 40-45 минут, поскольку есть большая опасность брака - из тиража в три тысячи, до десяти процентов могут быть испорчены. Я, конечно, изначально был против, поскольку надеялся, что это будет один аудиофайл, но мне ещё и коммерческие аргументы стали приводить, мол, например, Spotify не очень любит однотрековые альбомы, считая их синглами. По этому мы их и порезали.
Забавный факт - если кто-то скажет мне, что ему понравился "шестой трек", я не смогу его воспроизвести в своей голове, поскольку не знаю, о чём именно идёт речь.

Звуки: Расскажи, пожалуйста, про состав команды. Кто сейчас играет и что это за люди?

Антон Белов: До того, как я переехал в Украину (это было в 2010 году), в составе группы было два человека. Мы так и "работали" почти всю дорогу, кроме самого первого альбома, в записи которого поучаствовал сооснователь Александр Боровых. Ко второму альбому он уже ушел из группы, и я остался в дуэте со скрипачкой Любовью Мушниковой. В таком виде мы существовали до четвертого альбома включительно.
После четвертого альбома, когда я переехал, мы поговорили с Любой, она сказала, что у нее большие нагрузки в оркестре и она не сможет больше учавствовать. Я сказал - окей, я тебя понимаю, и начал уже в Киеве искать музыканта, с которым буду работать. Один мой товарищ подсказал, что есть некий Анатолий Гаврилов, альтист. Я всегда мечтал работать именно с альтом; тембр скрипки мне кажется резковатым и не совсем применимым к музыке Kauan, а вот альт - это умеренно гнусавый, более "низкий" голос, то, что нужно. Позже товарищ, посоветовавший Толика (его зовут Евгений Даргаард, он является организатором крупного фестиваля Doom Over Kiev), уломал меня набрать живой состав и сыграть на его фестивале.
Фестиваль действительно крупный: в лучшие годы и в лучшие времена через него проходили до 1000 человек,- в принципе, это победа. Там играет довольно много "больших" групп той сцены: например, Esoteric, Draconian. В общем, вся дум-сцена через этот фестиваль прошла. И он уламывал набрать живой коллектив.

Я решил сделать ход конем и побродить по киевским мероприятиям в надежде "захантить" целую группу. Так будет быстрее и логичнее – будут чуваки, сыгранные между собой, к которым, в общем, добавлюсь только я. Не помню, как называлось мероприятие, но там я увидел группу, которая называлась Vin De Mia Trix.
Там был состав из трех ребят – гитарист, басист и барабанщик. Басист у меня уже был, но в виду занятости, не смог прийти на первые репы, поэтому я решил временно задействовать и басиста VDMT. В итоге оказалось, что только этот басист сейчас с нами и остался. Его зовут Алекс Виноградов, он является участником Vin De Mia Trix и имеет собственный проект A Noend Of Mine.
Альтист, Анатолий Гаврилов - постоянный член самого крупного оркестра в Украине, они часто летают на гастроли, в связи с чем у нас бывают сложности как с репетициями, так и с концертами. Не большие, но случаются.
Алина Белова, моя жена, играла в украинской группе Inferno. Cейчас играет только со мной, в других проектах не участвует.
Барабанщик Антон Скрытник, до этого играл в группе Dimicandum, и у него есть еще какой-то свой блэк-метал проект. Никто из нас, кроме альтиста, не профессиональные музыканты, связаанные "карьерно" с музыкой. Мы стараемся не передвигать музыку из ранга хобби в ранг профессии. Все заинтересованы в том, чтобы получать от этого наслаждение - и я, в том числе. У меня есть работа, на которую я хожу с понедельника по пятницу, а в свободное время творю. И мне комфортно.

Звуки: Насколько часто вы играете вживую и где это происходит обычно?

Антон: Зовут частенько. В 99 процентов случаев играем в Европе. Всего однажды играли в Петербурге. В Россию не зовут и никогда (кроме Петрограда) не звали. Играем очень выборочно, по стратегически важным местам. Я не люблю фестивали, например. Считаю, что это стрельба в стену. Если ты не хедлайнер, то тебе там делать нечего.
Разумеется, когда группа молодая, можно бесконечно оттачивать свое техническое мастерство и так далее. Однако, если люди уже взрослые и есть конкретные стратегические цели, то бомбить на фестивалях – это такая себе затея. На это тратится довольно много времени, и если ты не главный хэдлайнер, то тебе не оплачивают почти ничего. Выступаем выборочно ещё и потому, что не у всех получается. Здесь есть интересный момент, когда все молодые и амбициозные, все бегают кричат о том, что очень хочется играть в группе, ездить по концертам, выступать, девочки-наркотики-бухло (смеётся). И вот, когда приглашения начинают поступать на твой почтовый ящик - начинаются сложности с поисков свободного времени. Стареем (смеётся)!

Звуки: Семья, дети, то-се…

Антон: Да-да. Короче, мы играем где и когда нам нравится. Так как проект студийный, я его собирал как домашний и никогда не рассматривал выступления как приоритет в трате живого времени. И сейчас не ставлю. Я лучше посижу неделю дома и поковыряюсь в очередной музыкальной идее, чем сяду в автобус и поеду в многочасовую поездку до какого-нибудь концерта в Германии и обратно.

Звуки: И о новом альбоме: ты написал, что он будет минималистичен...

Антон Белов: В моей жизни настал тот момент, который многие пытаются называть "кризисом среднего возраста". Для меня это, скорее, прощание с детством, с детскими идеалами. Но при этом и понимание - то, что жило в нас, когда мы были юными, останется до самого конца, и нужно просто не забывать, что "оно" есть. И целью нового альбома стало - пробудить у слушателей детские воспоминания. Альбом не про моё детство, а про детство каждого из нас.

Оформлением, а точнее - рисованием оригинальных картин для него занималась моя бабушка. Она нарисовала в общей сложности около 30 картин, правда, около 20 были продиктованы лично мной, потому что она не знала, что именно делать; она звонила и спрашивала: "А что мне нарисовать". И я говорил: "Ну, нарисуй двор, нарисуй лес, где я гулял". Ещё десять картин я попросил её нарисовать уже от самой себя. В основном это были абстракции и они оказались... очень крутыми. Две или три, например, похожи на текстуры малахита. Обложка альбома - это как раз часть её картины.

А оформлением альбома занимается немецкая контора FELD Design, это очень серьёзная компания, которая не пускает клиентов "извне". Нам очень повезло, что мы попали в этот "внутренний клуб". Они делали всю вёрстку. Непосредственный исполнитель, например, фигурирует в учебниках по архитектуре и участвует в крупнейших в мире семинарах и лекциях в качестве преподавателя по современному художественному минимализму.
Что касается звука, то я попытался использовать только те инструменты, что у меня есть под рукой - гитару, несколько синтезаторов, минимальный набор ПО и по максимуму - аналоговый тракт. Всё или почти всё записывалось на плёнку и только с неё уже - на "цифру".

Этот альбом будет первым релизом нашего собственного лейбла Kauanmusic. Выйдет он 22 сентября - на диске и на виниле.

Звуки: У нас есть вопрос про гастроли в поддержку будущего альбома. Вы будете его как-то крутить?

Антон: Есть одна идея, но она не масштабная. Тура точно не будет, но, возможно, будет парочка точечных концертов, один из которых пройдёт в Киеве и мы презентуем альбом. Правда, альбом выйдет в сентябре, а презентация случится только в следующем году (смеётся).

Звуки: В Россию не собираетесь заглядывать? Или вообще не зовут?

Антон Белов: Вообще не зовут. Но если бы позвали, я с трудом представляю себе предложение, на которой я бы согласился. Если будут звать, то, во-первых, это должно быть сольное мероприятие. Во-вторых, я хочу, чтобы хорошо было по всем правилам: хороший зал с хорошим звуком, с исполненным райдером.

Правда есть исключение - я бы сыграл в Челябинской филармонии. Не шучу, серьезно. Это мой родной город, и мне сейчас кажется, что меня слишком быстро списали со счетов. Был такой период времени, когда процесс переезда в другую страну был уже запущен, но ещё не закончен, и у меня брали интервью в таком духе как, например: "Десять советов от самого известного в мире челябинского музыканта". Это было и забавно, и приятно - тем, что я могу кому-то помочь. Молодые музыканты считали меня соотечественником, которому удалось с помощью интернета куда-то пробиться со своим материалом.
Но как только я переехал в Украину, я как будто сразу перестал быть челябинцем. Хотя я и не считаю, что родину можно поменять. И поэтому на мои достижения дома никто не реагирует и уже, наверное, не среагирует.

Если нас позовут в Челябинскую филармонию, то для меня это будет закрытие гештальта.

02.08.2017, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: kauanmusic.com

KAUAN

Дата образования:

1 февраля 2005