МУЗЫКА  Проверка пульса: июнь.

Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня.

Fizzarum "Frisson" (Ant-Zen)

Нечасто хочется начать обзор с отечественного релиза, но новый альбом питерцев Fizzarum – случай именно такой. 17 лет назад их дебютник вышел не где-нибудь, а на Domino, когда российская электроника только-только прорывалась в Европу, но после мощного старта Fizzarum мало-помалу исчезли с радаров. Несколько лет назад дуэт снова начал гастролировать и даже выпустил концертный альбом, но до полноценного камбэка (т.е. второго "номерного" диска) дошло дело только сейчас. Как и в тот раз, издатель у Fizzarum более чем серьезный. Бельгийский концерн Ant-Zen специализируется скорее на индустриально-шумовой музыке, но и IDM в круг их интересов входил всегда, просто раньше такую музыку выпускал не сам Ant-Zen, а его специализированное подразделение Hymen. "Frisson" – прямое продолжение альбома "Monochrome Plural". Звук, конечно, чуть изменился, но на месте все характерные черты Fizzarum вроде крайне высокой детализации (вся музыка будто бы записана в режиме "HD", где тщательно проработана каждая мелочь) и сложных ритмических конструкций, которым "противостоят" привязчивые сентиментальные мелодии. В этом плане самый яркий пример – трек "Garyan", гвоздь концертной программы последних лет. С одной стороны – размер 7/8 (который замечаешь совсем не сразу, слишком уж стройно и логично всё звучит), с другой – ярчайшая печальная клавишная мелодия в духе Boards of Canada. Кажется, у Bola "DEG" появился серьезный конкурент в борьбе за титул лучшего IDM-альбома года.

Goldie "The Journey Man" (Metalheadz) Когда уже никто не ждал, 52-летнему Клиффорду Прайсу (Clifford Price) удалось-таки совершить камбэк. "The Journey Man", формально – третий альбом Goldie, это конечно не новый "Timeless", но впервые за долгое время от новых записей Голди есть ощущение, что музыканту есть, что сказать. Жанрово "The Journey Man" – это предельно мягкий, соулфул драм-н-бейс. Мощные голоса (вокал есть почти в каждом треке), аранжировки с фортепиано и струнными и сравнительно скромная по современным меркам ритм-секция – всё это выглядит явным шагом в сторону "музыки для взрослых" (тут никуда не деться от ассоциаций с поздними 4 Hero), но в этом Прайс куда более органичен, чем в попытках конкурировать с DJ Fresh или High Contrast. Даже залёты на территорию R&B у Голди получаются стильные и породистые – начинаешь верить, что задротскому нео-соулу и глянцевому пластику R&B-мейнстрима есть альтернативы.

Com Truise "Iteration" (Ghostly International)

Американец Ком Труз, главная звезда жанра синт-вейв, после пятилетней паузы записал наконец новый альбом. За это время он успел перебраться из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, выпустить пару ЕР и отыграть уйму концертов и диджей-сетов. Когда же настало время всё же напомнить о себе полнометражным релизом, наш герой решил руководствоваться принципом "не чини то, что не сломано". На "Iteration" мы слышим в точности тот же неторопливый синтезаторный диско-фанк, которым Com Truise и заработал себе имя. Стилистические изменения минимальны – чуть побыстрее темп, чуть помощнее грув, чуть больше кисло-сладкой ностальгии в мелодиях, местами почти Mitch Murder. Но с качеством материала полный порядок: Ком Труз каким-то образом ловит правильную эмоцию и ловко реализует формулу хита "похоже на всё сразу и ни на что конкретное". Слушая "Iteration", вспоминаешь фантастические фильмы вроде "Властелинов времени" или "Приключений в каникулы", которыми засматривался всё детство.

Aphex Twin "London 03.06.17" (Warp Records)

Великий и ужасный Ричард Джеймс (Richard James) вот уже 20 с лишним лет удерживает титул главного эксцентрика британской электроники. Примерно с середины нулевых до середины десятых Ричард обстоятельно молчал, а теперь взялся за старую практику без предупреждения издавать пластинки лимитированными тиражами. Выход этого миниальбома был приурочен к выступлению на лондонском фестивале Field Day, продавался исключительно там и, разумеется, тут же стал раритетом – цены на пластинку на Discogs начинаются примерно от 300 евро. Как это часто бывает с такого рода релизами, цену им набивает совсем не музыка. В этих треках нетрудно узнать "почерк мастера", но увы – это совсем не тот Афекс, который очаровывал нас "Selected Ambient Works" и приятно шокировал "I Care Because You Do". Скорее "London 03.06.17" похож на новый эпизод сериала "Analord" – небезынтересно, но как-то совсем без откровений. Подопечные лейбла Analogical Force продвинулись в сочинении брейнданса гораздо дальше.

Marnie "Strange Words and Weird Wars" (Disco Pinata)

Пока квартет Ladytron отдыхает (не так давно, впрочем, группа объявила о том, что начала работу над новой пластинкой), их вокалистка Хелен Марни (Helen Marnie) издает уже второй соло-альбом, и этот тот случай, когда спин-офф ничуть не проигрывает основной линии. Из Ladytron Марни взяла самое лучшее и сольно исполняет мрачноватый, но масштабный и иногда прямо-таки возвышенный электропоп. С одной стороны, Марни – отличный сонграйтер и в её пластинках никогда нет проблем с хитами и запоминающимися мелодиями. С другой, если Ladytron в аранжировках за редкими исключениями всё же старались держаться скуповатого электро-минимализма, то Марни и команда работающих с ней музыкантов не стесняются мощи и масштаба – громыхающие барабаны, многослойные клавиши, километры реверберации. Так могли бы звучать M83, если бы Энтони Гонсалес увлекся бы Pet Shop Boys, Depeche Mode и A-ha, а не музыкой для лифтов.

Mark McGuire "Vision Upon Purpose" (Not On Label)

Покинув трио Emeralds, Марк Магвайр проникся глубоким презрением к музыкальному бизнесу и играет по собственным правилам. Правила эти заключаются в том, что Марк записывает десятки релизов и безо всякой промо-кампании выкладывает их в сеть на собственную Bandcamp-страницу. Разобраться в этом потоке и как-то его систематизировать едва ли возможно (альбомы, ЕР, отдельные треки и разные проекты – всё свалено в одну кучу), но выудить из него отличный релиз получается регулярно. "Vision Upon Purpose" – запись очень комфортная, гармоничная и умротворяющая. Здесь всё, что Магвайр умеет, смешано примерно в равных пропорциях – синтезаторные секвенции под семидесятые, психоделические гитарные соло, лёгенький электро-ритм и даже немного вокала. Есть в этом сладковатом журчании что-то глубоко хипповское, а этого посыла в электронике не было примерно со времен Banco De Gaia. Снова меняется вектор?..

Blochemy "Rame" (SunSeaSky Productions)

То ли звезды так сложились, то ли это где-то в воздухе, но в последнее время один за другим появляются прекрасные альбомы в духе классического, прямо-таки ортодоксального IDM. Причем выпускают их как ветераны вроде Bola или Fizzarum, так и совсем молодежь вроде этого музыканта из чешской Остравы. 32-минутный альбом напоминает примерно всю IDM-меланхолию в диапазоне от Autechre времен "Anvil Vapre" до Arovane или Bauri. Да, это чистая ретромания, но кого это сейчас смущает? Если новому диску Люка Вайберта (Luke Vibert) подходил лозунг "веселитесь как в 1992-м", то к "Rame" идеально подойдет тэглайн "грустите как в 2001-м".

Autumn Of Communion "Metal" (...txt)

По моему скромному мнению, Ирландец Мик Чилледж (Mick Chillage) и англичанин Ли Норрис (Lee Norris), также известный как Metamatics, записывают лучшую на сегодняшний день "умную электронику". Их жанр сам Мик недавно окрестил "айдиэмбиентом" и лучше, кажется, и не скажешь. В классической формуле "борьба ритма и мелодии" у AOC баланс сильно смещен в сторону второй. Ритм-секция "низведена" до замысловатых "промышленных" перкуссионных линий, зато музыкальная текстура относительно всё того же IDM-канона звучит куда более насыщено и многослойно. Аналогии приходят на ум самые разные – и Вангелис (Vangelis) с его голливудской эмоциональностью, и Пит Намлук (Pete Namlook) с холодными синтезаторными пассажами, живущими как будто своей, неподконтрольной человеку жизнью, и Клаус Шульц (Klaus Schulze), и даже FSOL времен первого "Environments". А под конец, когда хронометраж альбома уже переваливает за час, AOC вдруг выдают почти орбовский эмбиент-хаус.

VA "Voiceless Z" (Analogical Force)

Третья (и видимо завершающая) часть серии "Voiceless" явственно уходит от канона, заданного было лейблом Analogical Force. Если почти все предыдущие релизы лейбла так или иначе вертелись вокруг брейнданса, в массе своей – резвого, оптимистичного и где-то даже легкомысленного, то здесь появляются маршевый техно-ритм и суровые синтезаторные рифы. Первая сторона, за которую отвечают Хелена Хауфф (Helena Hauff) и CCO – это прямо-таки кислотная техно-вакханалия. На второй в дело вступают старые айдиэмщики B12 и Lowfish, но и тут дело не обходится без "прямой бочки". Похоже, что дело группы Hardfloor получает долгожданное продолжение.

03.07.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)