ШКЛОВСКИЙ  "Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут."

Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем

Сегодня группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом - и мы вновь собираемся с двумя лидерами команды, чтобы обсудить их новую работу. Сергей Корнихин и Михаил Местецкий - не только музыканты: они - одни из наиболее успешных молодых кинематографистов, так что следить за их творчеством интересно сразу во многих областях.

Звуки: Привет, друзья! Мы не общались три года. Давайте начнем с того, как вы их провели. Что произошло после выхода дебютного альбома и фильма - и чем эти три года были заняты вы и команда?
Михаил Местецкий: Соня, приветствую. Ну, сказать по правде, с окончания фильма прошло 2 года (премьера "Тряпсоюза" была на Кинотавре 2015-го). Один год, разумеется, нужно было отъездить по фестивалям, - это тяжелый крест любого артхаусного кинематографиста. Нужно жрать икру, получать статуэтки и постепенно доходить до той степени отупения и отчаяния, в какой только и возможно решиться на следующий проект. А параллельно мы писали песни, готовили клипы, выбрасывали всё приготовленное в помойное ведро, начинали заново. Мы же люди серьёзные, - нам важно, чтоб не получилось!

Звуки: Но ведь в фильме уже используются как минимум 2 песни с нового альбома - "Культура" и, если не ошибаюсь, "Брат". То есть уже было что-то готово и записано, когда началась суматоха с фильмом?
Михаил: Да, было соло из "Брата". Ну, долго всё это делается, так есть. Сейчас вроде как придумали систему, по которой, может, получится быстрее работать. Мы ж всё-таки вездеходы. Я за это время 3 сценария написал, вышли фильмы. Серега тоже работает на кинематограф русский, как вол. Баянист наш Леша Смирнов поставил несколько опер, в том числе в Мариинке... Ну, и не забывайте обычную хандру, депрессию, прокрастинацию, - на это тоже нужно время. Похрипеть от тоски, забухать. Всё это дела не быстрые. В ютьюбе ролики опять же. Мальчик крутит белку. Лучшие голы Ибрагимовича.

Звуки: Потрясающая продуктивность! От группы все волей-неволей ожидают, что она будет концертировать, как это принято говорить, "в поддержку нового альбома". А у вас как с этим дела обстоят?
Михаил: Поддерживать альбом, боюсь, будем, в основном, в Москве. У меня вот-вот должен сын родиться. И он передал, что Иркутск не канает. Типа, сиди дома.

Звуки: После вашего сурового дебюта от группы можно было бы ожидать более глубокой проработки социальной антиутопической тематики, но вы выдали нечто совершенно аполитичное. Почему?
Михаил: Хаха, узнаю Соню и её тип интервью! Чтоб интервьюируемый не расслаблялся особо. То улыбочка, а то в печень.
Сергей Корнихин: Соня, ну совсем аполитичным я бы наш альбом не назвал.
Михаил: В общем, политики много в альбоме, - взять хоть песню "Принцесса" или "Листовки". Но для нас есть оскорбительный термин: публицистика. Вот от чего мы постоянно пытаемся убежать. И если политика - то пусть она будет немножко теософией, немножко театром абсурда и так далее. Такую политику мы готовы жрать.

Звуки: А культуру? Вы там Ленинграда обожрались, что ли?
Сергей: В некотором смысле тренд ты уловила точно. Мы переслушали, например, "Листовки", которые чуть-чуть не успели в первый альбом, и поняли, что они предельно серьезно звучат: памфлет, марш, - и решили найти другую тональность высказывания. Более того, последние несколько лет, - а альбом писался до 26-го марта в основном, - вести серьезные речи о политике было просто странно.

Звуки: "Пойдем отсюда, Архип" ("Могуч") - звучало весело и страшно. "Брат" и "Культура" - звучат нестрашно и невесело.
Сергей: Ну, в каком-то смысле "Культура" звучит для меня не менее страшно и весело, просто диалог ведется чуть на другом уровне.
Михаил: В том-то и дело, что "Жрать культуру" - это никакой не Ленинград, не гопак для миллионов и совсем не весёлая песня. Точнее, она пытается быть весёлой посреди совершенно отчаянного положения. Это вопль человека, который бежит "в Рудомино", в культуру, в текст, потому что если он остановится - его зарежут. Вот и вся наша политика.

Звуки: Что вы таким образом хотели высказать?
Сергей: Высказать мы хотели следующее, как я это для себя формулирую - что не стоит впрямую вести разговоры о каких-то фактах реальности. Это задача новостных сайтов. Интереснее подметить столкновение тектонических плит и рассказать о них не со звериной серьезностью документального кино, а с некоторой иронией и разухабистостью группы Ноль. Этот референс мне куда ближе Ленинграда, и для меня второй альбом - он об этом.
Мы больше не говорим "в каждом доме притаились какие-то суки", не говорим "Дети, не связывайтесь с гопниками, это может плохо для вас закончиться", - мы предлагаем посмотреть на столкновение с гопниками в ироничном ключе, и предлагаем какое-то неочевидное, дзэн-буддийское решение попробовать. Так я для себя интерпретирую "Жрать Культуру".
У нас, кстати, в этом смысле образуется интересный момент. Поскольку тексты пишет Миша, а некоторые из них я пою - я становлюсь первой линией обороны зрителя - я уже как-то интерпретирую текст и не всегда так, как Миша это задумывал. Так что "мнение одного из фронтменов может не совпадать с мнением Шкловского".

Звуки: Смотрите, что получается: вы сделали сильное высказывание - оно вызвало мощный резонанс - и вы вдруг говорите: о, наверно, мы не про это вообще, у нас другая роль.
Сергей: Тут важно понять, что песни первого альбома писались Мишей, начиная так с середины 2000-ых годов. И это были такие разухабистые песни, не имевшие никакого отношения к реальности, чистые поэтические выверты. И каково же было наше удивление, когда в момент записи и выпуска этих песен вокруг стали происходить события, которые из пространства художественного высказывания потащили нас прямо на первые полосы газет! В этом не было задумки - так, скорее, совпало.

Звуки: Да, мы это обсуждали, помнится.
Сергей: И, когда мы подошли ко второму альбому, мы уже должны были как -то отрефлексировать это совпадение.И понять - нам самим какое высказывание интересно, чего нам хочется исполнять со сцены и из наушников?

Звуки: Но сейчас, когда вы видите, какую силу воздействия имеют ваши песни, - у вас, наверно, и ощущение своей ответственности изменилось?
Сергей: Ну, вроде того. Хотя, я бы не стал переоценивать наше чувство ответственности. Наши музыканты вообще считают, что мы чудом каждый раз собираем кого-то в клубах - что нас никто не слушает, по большому счету. Я бы говорил не о чувстве ответственности, а просто о том, что мы поняли, что мы не просто поем какие-то песни для друзей на кухне, и хорошо бы учитывать еще и контекст.

Звуки: А вы вообще боитесь "эффекта второго альбома"?
Сергей: Вот это отличный вопрос! Эффекта второго альбома мы не боимся, у нас есть еще 13 песен, которые мы хотим стремительно писать в третий, сразу после того, как презентуем "Это не вам". А вот боязнь второго клипа у нас налицо. Поэтому, если второй будет не очень удачный - мы его быстренько прикроем третьим. А вот с клипами сложнее. Миша уверяет нас, что "Тряпичный союз" - это и есть наш второй клип. Но ему не верят уже даже вахтерши на нашей репбазе. При том, что это же была моя продюсерская ставка! Чего лучше - у тебя сразу есть в обойме режиссер, который может строчить клип за клипом. Более того - у нас придумано по клипу на каждую песню с предыдущего альбома!

Звуки: Тряпичный союз в итоге получил кучу призов и отличную прессу, так что ты кокетничаешь.
Сергей: Я не кокетничаю - фильм всего этого заслужил, я в этом уверен. Вопрос только в том, что для "Шкловского" все это работает опосредованно. А клип и правда нужен. Вот мы переключились теперь на второй альбом. Уже придуманы клипы на три песни.

Звуки: Мне, напротив, показалось, что это Шкловский опосредованно работает на задачи кино - достаточно услышать "Вперед, Местечкис". Это же чистая авторефлексия!
Сергей: Ну да, это самый старый трек группы. Как мы шутим - все мы титры в фильме Местецкого.

Звуки: Кино художественно обогащает группу, и наоборот?
Сергей: Кинопроцесс в разы медленнее музыкального. Поэтому, конечно, нам всем приятнее думать, что музыка Шкловского обогащает кино

Звуки: О музыке: на первом альбоме вы активно работали с размерами и ритмом, сейчас все стало чуть более прямолинейным, ритм-секция такая... дохдчивая. С чем это связано?
Сергей: Как минимум со сменой барабанщика. Но это, скорее, шутка. На самом деле, если бы ты послушала другие треки, из тех 13-ти, которые мы приберегли для третьего альбома, ты бы увидела, что там как раз мы двигаемся в сторону более хитрого звучания. одна из таких песен "Диктатор" не успела войти в альбом ровно потому, что Кирилл Белоруссов (наш ударник и композитор) задумал там целую симфонию и мы ее просто не успели собрать на студии; поэтому данный альбом скорее случайно получается таким более "прямым".

Михаил: Если говорить в целом об альбоме, то я чётко вижу в нём развитие всех наших любимых тем: это и эскейпизм, - уползание в норы, куда-то к метрополитену, к библиотекам, "по щёлочкам, по пулевым отверстиям"... Это и мечта о банде, об отряде, о том, чтоб когда-нибудь с кем-нибудь почувствовать общность. Непрерывный "крик о победе посреди тотального и очевидного поражения", как говорил Летов. Ни на секунду не сомневаюсь, что с музыкальной точки зрения новый альбом - как дипломная работа против вступительной. Он сложнее предыдущего в тысячу раз. Новые инструменты, новые отношения с компьютером, какая-то алхимия, которую вытягивает из эфира наш аранжировщик Кирилл Белоруссов, - в общем, я вообще не согласен, что хоть что-то упростилось.

Но. Я и в кино, и в музыке ненавижу невнятицу. И мы пытаемся делать и то, и другое сложным, но внятным, ясным.

13.04.2017, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ШКЛОВСКИЙ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника18/10

1926 – В Сан-Хосе, Калифорния, родился Чак Берри - один из "изобретателей" рок-н-ролла, скандалист и страшный бабник  »»

Александр ГАЛИЧ

Anita O'DAY

Boogie Woogie RED (1925)

Chuck BERRY (1926)

Леонид Борисович ПЕРЕВЕРЗЕВ (1930)

Cynthia WEIL (1937)

Keith KNUDSEN (1952)

Wynton MARSALIS (1961)

Светлана ЛОБОДА (1982)

Esperanza SPALDING (1984)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить