Киберспорт в первой половине 2000-х стал уже не просто массовым явлением, а отдельной индустрией с солидными призовыми (в одной только Южной Корее, помешавшейся на Starcraft, действовало два кабельных канала, круглосуточно транслирующих зарубы профессиональных геймеров), но музыкальных гиков обходил стороной. Совместить одно с другим придумала компания RedOctane, и в 2005 году увидела свет первая версия игры Guitar Hero. Идея, позаимствованная у японской аркады Guitar Freaks (ветераны игростроя Konami обкатывали ее в игровых залах, но из-за проблем с патентом не смогли запустить серию в США) оказалась насколько простой, настолько же и гениальной: вооружившись контроллером, стилизованным под гитару, рок-фанаты могли почувствовать себя Джими Хендриксом или Карлосом Сантаной, а соседи, которых до того терзал реальный гитарный дистроршн, облегченно выдохнуть.
Успех серии был грандиозен. Выкупившие франшизу за 100 миллионов долларов Activision, неплохо вложились в раскрутку игры и получили отдачу в размере 2 миллиардов. Тематические вечеринки, посвященные Guitar Hero, стали этаким альтернативным караоке, только в отличие от караоке, где вокальные навыки все-таки лучше иметь, чем не иметь, пластиковый джойстик не требовал владения реальным инструментом - попадай себе по кнопкам и выбивай призовые очки. Профессиональные гитаристы посматривали на "героев джойстика" со снисхождением и поругивали разработчиков за профанацию (впрочем, были и те, кто отнесся к игре с юмором: на видео 2007 года Скотт Йен из Anthrax пытается сыграть в Guitar Hero свою же песню - и начисто заваливает попытку), зато все остальные были довольны. Особенно издатели музыки и правообладатели, для которых Guitar Hero стал дополнительным, из ниоткуда свалившимся источником авторских отчислений. Если верить главе Activision Бобби Котику, по контракту с ними Aerosmith получили больше денег, чем от продаж любого из своих альбомов. Более того, лицензировать разработчики стали не только сами песни, но и образы музыкантов: при желании можно было примерить на себя образ Слэша, Мэтта Беллами, Тэйлор Свифт и даже покойного Курта Кобейна. Не остались в стороне и производители гитар, нашедшие новую рекламную нишу для своей продукции.
Потенциал франшизы казался безграничным, а за Guitar Hero последовали Band Hero (симулятор полноценной группы) и DJ Hero (с кпопочным микшером вместо гитары), вышли портативные (On Tour) и мобильные версии игры. Но как часто бывает с сезонными забавами, снискавшими огромную популярность, публика быстро охладела к тому, из-за чего еще недавно сходила с ума. Суммарные продажи игры перевалили за 25 миллионов копий по всему миру - и вдруг выяснилось, что на планете с населением в 7 миллиардов продавать ее больше некому. Уже в 2009 года популярность серии пошла на спад, а в 2010-м Activision поставили заглушку на выпуск Guitar Hero. Следующая версия - Guitar Hero Live, с усовершенствованным контроллером и более реалистичной графикой - вышла только в 2015 году, и, хотя была встречена тепло, нового всплеска энтузиазма не вызвала.
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)