ТЕХНИКА  Guitar Hero

Guitar Hero становится любимой игрушкой меломанов по всему миру. И хорошим приработком для музыкантов.

Киберспорт в первой половине 2000-х стал уже не просто массовым явлением, а отдельной индустрией с солидными призовыми (в одной только Южной Корее, помешавшейся на Starcraft, действовало два кабельных канала, круглосуточно транслирующих зарубы профессиональных геймеров), но музыкальных гиков обходил стороной. Совместить одно с другим придумала компания RedOctane, и в 2005 году увидела свет первая версия игры Guitar Hero. Идея, позаимствованная у японской аркады Guitar Freaks (ветераны игростроя Konami обкатывали ее в игровых залах, но из-за проблем с патентом не смогли запустить серию в США) оказалась насколько простой, настолько же и гениальной: вооружившись контроллером, стилизованным под гитару, рок-фанаты могли почувствовать себя Джими Хендриксом или Карлосом Сантаной, а соседи, которых до того терзал реальный гитарный дистроршн, облегченно выдохнуть.

Успех серии был грандиозен. Выкупившие франшизу за 100 миллионов долларов Activision, неплохо вложились в раскрутку игры и получили отдачу в размере 2 миллиардов. Тематические вечеринки, посвященные Guitar Hero, стали этаким альтернативным караоке, только в отличие от караоке, где вокальные навыки все-таки лучше иметь, чем не иметь, пластиковый джойстик не требовал владения реальным инструментом - попадай себе по кнопкам и выбивай призовые очки. Профессиональные гитаристы посматривали на "героев джойстика" со снисхождением и поругивали разработчиков за профанацию (впрочем, были и те, кто отнесся к игре с юмором: на видео 2007 года Скотт Йен из Anthrax пытается сыграть в Guitar Hero свою же песню - и начисто заваливает попытку), зато все остальные были довольны. Особенно издатели музыки и правообладатели, для которых Guitar Hero стал дополнительным, из ниоткуда свалившимся источником авторских отчислений. Если верить главе Activision Бобби Котику, по контракту с ними Aerosmith получили больше денег, чем от продаж любого из своих альбомов. Более того, лицензировать разработчики стали не только сами песни, но и образы музыкантов: при желании можно было примерить на себя образ Слэша, Мэтта Беллами, Тэйлор Свифт и даже покойного Курта Кобейна. Не остались в стороне и производители гитар, нашедшие новую рекламную нишу для своей продукции.

Потенциал франшизы казался безграничным, а за Guitar Hero последовали Band Hero (симулятор полноценной группы) и DJ Hero (с кпопочным микшером вместо гитары), вышли портативные (On Tour) и мобильные версии игры. Но как часто бывает с сезонными забавами, снискавшими огромную популярность, публика быстро охладела к тому, из-за чего еще недавно сходила с ума. Суммарные продажи игры перевалили за 25 миллионов копий по всему миру - и вдруг выяснилось, что на планете с населением в 7 миллиардов продавать ее больше некому. Уже в 2009 года популярность серии пошла на спад, а в 2010-м Activision поставили заглушку на выпуск Guitar Hero. Следующая версия - Guitar Hero Live, с усовершенствованным контроллером и более реалистичной графикой - вышла только в 2015 году, и, хотя была встречена тепло, нового всплеска энтузиазма не вызвала.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)