SEEFEEL  "Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов"

Seefeel o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет.

В конце ноября в Москве выступили британцы Seefeel, одни из участников ставшего легендарным фестиваля "Бритроника", "потерянное звено" экспериментальной музыки начала 90-х, обретшее новую аудиторию уже в конце 00-ых годов. Звуки обсудили с лидерами группы Сарой Пикок и Марком Клиффордом их странную историю.

Звуки: Давайте начнем с фестиваля "Бритроника" и вашего пребывания здесь 22 года назад. Эта история уже настолько обросла легендами в России, что совсем уже неясно, где правда, а где вымысел.
Сара Пикок: Да, у нас дома происходит примерно то же самое. В последнее время эта история тоже всплыла на поверхность. Сейчас готовится к публикации новая книга о пост-рок сцене, и когда у меня брали интервью для неё, я вспомнила эту историю, и несколько других музыкантов ее вспомнили тоже. Так что в итоге этот эпизод превратился, как говорят, в одну из главных историй этой книги. Мы сегодня целый день говорим об этом с разными людьми. В какой-то момент к нам подошел парень с просьбой дать автограф и сказал, что тогда ему было 9 лет. И тогда я почувствовала себя старушкой!

Звуки: Какое ваше самое яркое воспоминание с того фестиваля? Какой-то один эпизод…
Сара Пикок: Диван, падающий с балкона отеля! Все были очень пьяны, было много водки, и это началось как шутка. Диван начали поднимать, а фотограф Стив Дабл (Steve Double) из NME, который приехал с нами, всё время шикал и говорил: "Переворачивайте, переворачивайте!". И всех это очень подзадорило – "Давайте, давайте сделаем это, выкинем этот диван!" Тогда Стив сказал: "Окей, окей, только подождите пока я камеру достану!". В итоге камеру он достал и падение дивана сфотографировал! Потом до нас доходили слухи о каких-то ужасных вещах, происходивших там.
(Позже Seefeel уточнят, что диван выкинули не они.)

Звуки: Некоторые из музыкантов, игравших тогда на "Бритронике" (например, Autechre) с тех пор никогда не играли в России, и говорят, что они даже от переговоров отказываются: "В этот ад? Никогда больше!"
Сара Пикок: Да, мы тоже слышали об этом. Не знаю, дело ли в "Бритронике" или в чем-то еще, но Autechre действительно в Россию ехать не хотят. Правда, больше ни про кого я ничего подобного не слышала. Мы были рады вернуться!
Марк Клиффорд: Мы знали, что сейчас нас ждёт совершенно другая Москва. Тогда была какая-то анархия, безумие. Очень депрессивно. Нас это просто шокировало.
Сара Пикок: Никто из нас до этого не бывал ни в одной стране в стадии коллапса. Эта бедность была для нас шоком. Всё это безумие на фестивале было, отчасти, следствием культурного шока. Мы понимали, что удостоились особой привилегии приехать и выступить здесь, но когда выяснилось, что билеты смогли купить только богатые мафиози, нас это жутко расстроило. Мы встретили нескольких ребят, которые были настоящими фанами, но у них не было денег на билеты. Кажется, нам удалось-таки протащить их внутрь.

Звуки: Но по составу "Бритроника" была отличным шоукейсом с очень разнообразным составом.
Сара Пикок: Да, мы тогда со многими музыкантами познакомились впервые. Мы уже были знакомы с Autechre и Aphex Twin, но, к примеру, с Расселом Хасвеллом (Russell Haswell) тогда встретились впервые. С Bark Psychosis и Ultramarine мы тоже не были знакомы до этого, как и с Алексом Патерсоном (Alex Paterson). Мы жили в одном отеле, ездили в одном в автобусе, так что все сразу же перезнакомились, это было очень мило.
Занятно, что сейчас все стали такими звездами! Тогда в Британии эта сцена была скорее сектой. Мы никогда не собирали больших площадок, это была нишевая история. Так что было очень приятно узнавать, что в каких-то случайных уголках мира кто-то слушал нашу музыку на пиратских кассетах или записывал с коротковолногово радио. А потом ты приезжаешь и знакомишься с этими людьми, и это очень здорово. Все они - наши друзья.

Звуки: Вы были новаторами. Это был взрыв британской электроники, и примерно 57 её вариаций уже цвели, но вы пришли и создали 58-ю. Когда вы начинали как Seefeel, какой была точка отсчета, какая-то первая искра, заставившая вас сделать то что вы сделали?
Сара Пикок: Изначально, у Марка была группа вместе с Джастином (Justin Fletcher – барабанщик Seefeel, прим. Звуков).
Марк Клиффорд: Да, я тогда учился в колледже Голдсмитс в Лондоне, и я разместил объявление о поиске музыкантов, на которое откликнулся Джастин.
Сара Пикок: А я разместила объявление в музыкальной газете, я хотела играть вместе с кем-то, кто любил бы My Bloody Valentine, Sonic Youth и т.д. Мне позвонило несколько человек, а потом позвонил Марк и спросил: "А как насчет Cocteau Twins, ты их тоже любишь? У нас уже есть демо, правда оно не такое тяжелое, как Sonic Youth". Они послали мне кассету, мне понравилось, мы встретились и начали играть вместе.

Звуки: То есть вы не увлекались электроникой, вы были рок-группой?
Сара Пикок: Нет, сначала мы были инди-группой!
Марк Клиффорд: Ну, это не звучало как куплет-припев-куплет, но какая-то песенная структура в этом была.
Сара Пикок: Но это была очень ранняя стадия, первые эксперименты, поиски себя. У нас было мало песен, я пыталась сочинять что-то сама, что-то мы сочиняли уже вместе, но поначалу это никуда не двигалось. Мы сыграли буквально пару не очень успешных концертов…

Звуки: Вы записывались дома?
Марк Клиффорд: Обычно были какие-то мои наработки, которые я дома записывал на четырехдорожечный Tascam, которые мы приносили в студию и доводили до ума.
Сара Пикок: В то же время мы начали ходить на рейвы, мы ходили на The Orb в Brixton Academy, а потом на Orbital в новогоднюю ночь. Мы танцевали, нас всё это цепляло. Потом вышел сборник "Artificial Intelligence I", первый альбом Autechre и так далее – мы все это слушали и постепенно осознавали, что играем мы одну музыку, а нравится нам другая, так что может стоит подумать о том, куда двигаться дальше.
Марк Клиффорд: Не то, чтобы мы сели, устроили разбор полётов и решили, что нужно меняться. Это происходило постепенно – зачем нам песни? А традиционная структура зачем?
Сара Пикок: Мы сделали демо с несколькими вещами, которые в конце концов превратились в наш первый сингл "More Like Space". Мы тогда много репетировали, у нас было по три восьмичасовых репетиции в неделю. На эти репетиции мы начали приносить драм-машины, пропускать их через эффекты, в общем, экспериментировали. Мы могли, например, играть одну вещь очень долго, минут десять. Так что эти изменения никогда не были сознательным выбором, так выходило само собой. Нам нравилась электроника, и где-то подсознательно мы делали свою музыку немного более похожей на неё, хоть мы и по-прежнему играли на гитарах.
Марк Клиффорд: Технология тоже сыграла в этом не последнюю роль. Когда нам заплатили аванс, мы накупили аппаратуры, в том числе сэмплеры, так что реализовывать странные идеи стало проще, и звук наш стал интереснее.

Звуки: Когда я слушаю пластинки Seefeel, я отчетливо слышу влияние даба. Откуда идет этот корень, вы увлекались ямайской музыкой?
Сара Пикок: Регги-вечеринки всегда проходили по соседству с рейвами. Джастин был большим поклонником регги и даба, и он играл нам пластинки Mad Professor. Но кажется, первой даб-пластинкой, которую я услышала, была "Slow" My Bloody Valentine. Так что, когда я потом услышала уже настоящий даб, он мне понравился и стал важным элементом нашей музыки.

Звуки: Это было странное время для британского инди. Люди с похожим образом мышления записывали совершенно разную музыку: вы, A.R. Kane, Spacemen 3...
Сара Пикок: Эти две группы были чуть раньше нас. У A.R. Kane была своя студия там, где мы репетировали, и мы то и дело сталкивались друг с другом в коридоре, но никогда не были знакомы. Мы очень подружились с одним из сотрудников 4AD. Туда нас не взяли, но он постоянно подталкивал нас в сторону их саблейбла Too Pure, куда мы в конце концов и подписались. Дело в том, что "сценой" что-то называется уже после того, как всё случилось. Ты играешь в группе, у тебя есть друзья, которые тоже играют в группе, и если вы дружите, то обычно играете вместе. В какой-то момент оказалось, что дружим мы с электронщиками, а не с рокерами, мы продолжали двигаться в этом направлении и в конце концов оказались на Warp.

Звуки: Когда вы воссоединялись, вы думали о том, что Seefeel – уже сложившийся бренд, или же пытались начать всё с чистого листа?
Марк Клиффорд: Было бы очень опасно отталкиваться от того, что мы делали 20 лет назад. Мы были уже совершенно другими людьми. Особенно тогда, когда впервые зашла речь о реюнионе. Это было в 2007-м, когда выходило переиздание "Quique", и мы давали несколько интервью по этому случаю.
Сара Пикок: К этому моменту мы не виделись несколько лет, а тут выходит это переиздание, и мы вместе приезжаем в студию чтобы записать подкаст и дать интервью, и Марк вдруг говорит: "у меня есть несколько демо-записей"! После этого мы какое-то время переписываемся и обмениваемся идеями, а дальше нас приглашают выступить в Киеве, мы снова собираемся и начинаем репетировать.

Звуки: Вы же не распадались официально?
Сара Пикок: Да, мы просто решили взять перерыв на полгода в 1995, ну и видите, что из этого вышло…
Марк Клиффорд: К тому же, мы занялись разными вещами. У Сары был проект Scala, а я работал над ремиксами для Cocteau Twins, это был естественный процесс.

Звуки: Расскажите поподробнее про историю с Cocteau Twins. Если верить википедийной статье, вы просто отправили им свою пластинку, и они предложили сделать для них ремиксы?
Марк Клиффорд: Да, всё правда. Мы послали им нашу первую ЕР, потому что Cocteau Twins очень на нас повлияли. На самом деле, я отправил пластинку Элизабет, но она была в Америке, и Робин распечатал посылку, потому что ему было любопытно. Робин написал нам, что запись ему очень понравилось, и предложил как-нибудь зайти к ним в студию.

Звуки: А сейчас вы как-то поддерживаете контакт с ними?
Марк Клиффорд: Да, я иногда разговариваю с Робином, но довольно редко. Он сейчас живет во Франции.

Звуки: И музыку Seefeel, и - в особенности - ваш соло-проект Disjecta, относят к жанру IDM. Как вы относитесь к этому "зонтичному" термину? Многие британцы, с кем мне доводилось делать интервью, тут же начинали размахивать руками: "Никогда не говори так, это ужасный термин!"
Марк Клиффорд: Да, я солидарен с ними! Мне кажется, это не слишком удачная попытка объединить одним словом слишком разную музыку. Это плохо и непродуктивно, этот термин очень сбивает с толку. Если вам не нравится один из артистов, объединенных в эту "кучу", из этого совсем не следует, что вам не понравится другой! Мне вообще все эти стилистические ярлычки кажутся деструктивными.

Звуки: Вы над чем-нибудь работаете в последнее время?
Марк Клиффорд: Да, у нас уже есть новые записи Seefeel, а кроме этого я работаю над новым проектом Oto Hiax, это я и Скотт Гордон (Scott Gordon, он же Loops Haunt), в январе у нас выходит альбом на Editions Mego.

Звуки: Вы не только записывались сами, но и продюсировали других музыкантов?
Марк Клиффорд: Ну нет, в основном я всё же делал для них ремиксы.

Звуки: Ну, по крайней мере на пластинках Миры Каликс (Mira Calix) вы указаны именно как продюсер. В чем была ваша роль в этом проекте? Одно дело, когда вы работаете с рок-группой, когда у вас есть демо-запись, а вы как продюсер занимаетесь её аранжировкой. Другое, когда ваша подопечная – сама тоже электронный музыкант.
Марк Клиффорд: Здесь главное слышать исходный материал. Слышать и, возможно, подавать идеи по поводу того, как это можно переаранжировать. Я точно не готов говорить музыкантам, что им делать, подталкивать их куда-то. Форсировать процесс в музыке всегда опасно, всё должно развиваться естественным образом.

Звуки: В вашей дискографии есть сплит-релиз с украинкой Катериной Заволокой, не самый очевидный ход! Расскажите историю этого проекта.
Марк Клиффорд: Это произошло благодаря Иде (Iida Kazuhisa, барабанщик нового состава Seefeel – прим. ред). Он выступал в Киеве – не помню уже, в каком качестве он там был, но там он познакомился с Катей, и она дала ему пару дисков. Ида передал их мне, сказав, что это должно мне понравиться. Так и вышло, это просто удивительная музыка! Я даже не могу объяснить, что в ней особенного – что-то в звуке, в деталях аранжировки. Но это что-то настоящее. Электронике положено быть холодной, но у Заволоки музыка тёплая.

Звуки: Откуда идет японский след в Seefeel? У меня до сих пор не укладывается в голове, что DJ Scotch Egg играет в Seefeel, это примерно как если бы вы взяли кого-то из Iron Maiden!
Марк Клиффорд: C Шигеру (Shigeru Ishihara, басист нового состава Seefeel, прим. Звуки) мы познакомились даже раньше, чем с Идой, дело было в Брайтоне.
Сара Пикок: Да, все эти милые люди - это, на самом деле, брайтонская сцена.
Марк Клиффорд: Нас познакомили случайно, просто потому что мы оба были музыкантами. Оказалось, что он знает Seefeel, а я немного знал DJ Scotch Egg. Потом, уже когда мы играли вместе с Идой, я стал искать бас-гитариста. Шигеру вызвался сам, и я был в восторге от этой идеи!
Сара Пикок: Когда он пришел репетировать с нами, он вел себя крайне уважительно и деликатно, очень старался вписаться в нашу группу. Тогда я впервые его увидела, и хотя я слышала про DJ Scotch Egg, я никогда не видела его выступлений. Так что я была не в курсе про всё то безумие, что он устраивает на сцене! Для меня это был просто милый парень, который играет с нами на басу! Но когда он немного освоился, он стал проявлять больше индивидуальности в группе (к чему мы его всегда призывали), и в нашем камбэк-альбоме его вклад очень велик.

Звуки: Насколько новые участники изменили динамику группы?
Сара Пикок: Очень сильно! Это был адреналин, в котором мы очень нуждались. Перед тем самым концертом в Киеве, мы не выступали вместе много лет. Появление в группе новых людей и разучивание с ними старых песен, было как глоток свежего воздуха. Песни были старыми, а группа совершенно новой.

Звуки: Интернет и социальные сети позволили многим группам вернуться. Одно дело, когда речь идет о воссоединении The Kinks или The Smiths или Oasis - им СМИ и так постоянно напоминают, что их ждут. Другое дело, когда речь о ком-то, чей реюнион совсем не обязательно станет большим событием. Насколько для вас важна поддержка от слушателей, которую вы получаете через интернет?
Сара Пикок: Да, еще как! Ты понимаешь, что кто-то по-прежнему любит тебя. И это живые люди, ты видишь их, они пишут тебе сообщения. Иногда от них даже приходят по почте письма, написанные от руки, но в интернете всё это происходит быстрее и проще. Наша репутация сама собой выросла за время нашего отсутствия. Когда мы снова собрались вместе и гастролировали с новым альбомом, я все время напоминала людям, что мы никогда до этого не ездили в тур в качестве хедлайнеров. Честное слово! Забавно наблюдать, как этот миф разрастается, и мы оказывается чем-то большим, чем мы были. И это здорово!

Звуки: Музыканты, игравшие в девяностые, любят рассказывать истории о том, как их музыка (концерты или пластинки) вызывала какую-то неожиданную реакцию у слушателей. Какой был самый неожиданный отзыв на вашу музыку?
Сара Пикок: Эндрю Смит (журналист, который написал отличную книгу об экспедициях на Луну), и его жена Соня Данстан рассказывали, что когда Соня рожала их старшую дочь, они включали наш альбом "Quique" в качестве саундтрека. И дочку они назвали Шарлоттой, в честь одного из треков!
Марк Клиффорд: Недавно Эндрю писал, что Шарлотта поступила в университет!
Сара Пикок: Еще одна такая история – кто-то написал нам, что используют треки Seefeel в работе с детьми с аутизмом. Наша музыка довольно репитативная, и дети хорошо на неё реагируют. Очень здорово, что мы можем помочь таким образом.

Звуки: Вы следите за современной музыкой? Есть ли какие-то молодые группы, чьей музыкой вы сейчас вдохновляетесь? Вы, например, делали ремикс для School of Seven Bells. Какого вы мнения о нью-гейзе?
Марк Клиффорд: Я, честно говоря, не очень слежу за этой сценой. Они связались со мной, трек мне понравился, я был рад с ними поработать, но технически это не совсем моя история.
Сара Пикок: Я совершенно не слежу за новинками, Марк осведомлен куда лучше меня.
Марк Клиффорд: С годами ты как-то эмоционально изнашиваешься, тебе всё сложнее чем-то сильно впечатлиться. Но хорошая музыка по-прежнему есть, вот например, ирландская группа Girl Band. Они приезжают в Брайтон через пару недель.
Сара Пикок: Да, они играют в клубе, где я работаю!

06.12.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

SEEFEEL - свежие публикации: