ТЕХНИКА  Metallica vs Napster

Споры о легальном статусе цифровой музыки набирают силу после иска, поданного всенародно любимой группой против самого популярного файлообменника cети.

13 апреля 2000 года против крупнейшего файлообменника мира Napster был подан иск от лица всенародно любимой группы Metallica и ее лейбла A&M (Universal). Однако его реальным инициатором была ассоциация правообладателей RIAA. Причина иска именно к Napster была проста: эта сеть, в отличие от ее конкурентов, не "прятала" пользователей, отказавшись от децентрализованного обмена файлами и индексируя всех подключенных пользователей и файлы, которыми они обменивались. На главной странице Напстера даже публиковался сводный чат самых популярных альбомов, что значительно облегчало работу не только пользователям, но и обвинителям. Шоком для юных фанатов стало то, что судом над компанией дело не ограничилось: за распространение музыки им начали вчинять огромные иски.

Помимо судебной тяжбы с Napster, лейблы предъявили иск университетам Южной Калифорнии, Йеля и Индианы за то, что их руководство не воспрепятствовало бесплатному распространению файлов.

Дэвид Джанк (David Junk), вице-президент Universal Eastern Europe и General Director Universal Russia: "Napster стал смертельным врагом для рекорд-индустрии. Возможно, именно дело Napster стало для нас губительным, надолго сделав нас в глазах людей врагами прогресса. Мы сделали две фатальные ошибки, которые слишком поздно осознали. Во-первых, мы начали судить детей за то, что они скачивают музыку. Мы начали банкротить семьи, заваливая их миллионными исками. Это было ужасно само по себе, но это еще и было ужасным пиаром для групп и музыкантов. Такое положение вещей применительно к фанатам рок-музыки убивало саму природу рока: люди, выступающие за свободу, начали судить своих слушателей. И мы стали их врагами.
Вторая ужасная вещь – мы убедили икон рока, чтобы они стали нашими представителями в судах. Мы фактически использовали музыкантов, чтобы те нападали на людей, мы заставляли барабанщика Ларса Ульриха (Lars Ulrich) говорить от нашего имени.
Сегодня очевидно, что эти суды породили длительное недоверие между группой и ее фанатами. Мы просто спровоцировали нарушителей на то, чтобы они лучше прятались, и при этом мы разрушили репутацию любимой группы. Но проблему пиратства мы не решили. Безумно жаль”.

"Дело Napster" положило начало широкомасштабной дискуссии о распространении музыки в сети. ”Мы не были подготовлены к той буре дерьма, в которую нас вовлекли", - говорил позже Ларс Ульрих, описывая реакцию публики на суд. Группа подчеркивала, что цель иска - не денежная компенсация, а право на управление собственными правами, но для всех было очевидно: музыканты воюют с собственными фанами.

В марте 2001 года федеральный судья окружного суда вынес решение по делу, итогом которого стало закрытие сервиса и его продажа по остаточной стоимости - $94 млн. - концерну Bertelsmann (позднее - Sony/BMG). Доля основателя в бизнесе была размыта. Фэннинг стал основателем еще нескольких стартапов, а долю в Напстере продал Rhapsody, и в итоге стриминг-сервис перезапустился в 2015 году под старым именем.

Ирония судьбы: 17 лет спустя каталог группы Metallica вернулся в Napster. Правда, легендарная сеть к тому моменту уже основательно растеряла аудиторию, а Rhapsody - не p2p, а стриминг-сервис.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)