В декабре 1997-го открылся mp3.com, первая площадка онлайн-продажи музыки непосредственно от артистов, минуя лейблы. Функционал его был предельно прост – каждый музыкант мог бесплатно зарегистрироваться на сайте и заливать собственные треки с битрейтом 128 kbps. Треки можно было или организовывать в альбомы, или просто выкладывать по отдельности. Слушательский функционал включал проигрывание музыки онлайн (бесплатное для слушателя, но приносившее небольшие деньги авторам), а также платное скачивание файлов и совсем уж экзотическую по нынешним временам услугу – нарезку CD-R и высылку их по почте. Нарезались диски всё с тех же изрядно пожатых mp3, но по меркам конца 90-х это считалось настолько обычным делом, что этим не гнушались даже небольшие лейблы, принимавшие у артистов "мастер-копии" в виде файлов с потерей качества. Важной находкой сайта было то, что музыка снабжалась тэгами (жанровыми и географическими) и тщательно ранжировалась во всевозможных чартах, что создавало соревновательный эффект даже внутри узких локальных сцен.
Экономика сайта была устроена так: если артист зарабатывал на продажах меньше 50 долларов, все его скромные заработки доставались площадке. Если же артист всё же преодолевал этот минимальный рубеж, сайт забирал себе небольшой процент и перечислял деньги артисту. Разумеется, никакой Paypal тогда в России не действовал, поэтому приходилось получать по почте чек, а затем обналичивать его в банке, на что уходил месяц, а примерно пятая часть суммы съедалась банковской комиссией. Среди российских музыкантов mp3.com стал популярен примерно в 1999-м, и вскоре на этой площадке выросли большие звезды. Прежде чем подписаться к Полу Окенфорду на лейбл Perfecto и попасть в британские чарты, ростовская группа PPK продала несколько миллионов (!) цифровых копий сингла "ResuRection" через mp3.com и стала интернациональной сенсацией. Тут-то Окенфолд и его предприимчивые менеджеры группу и заприметили.
Погорел сайт примерно на том же, что и все остальные. По мере того как музыки становилось больше, контролировать пиратский контент было всё сложнее. На компанию посыпались иски от правообладателей, и в 2001-м компания была продана, перепрофилирована, но успеха уже не имела.
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)