ТЕХНИКА  Mp3.com

Mp3.com - первый музыкальный интернет-магазин с революционной моделью заработка: победитель получает все.

В декабре 1997-го открылся mp3.com, первая площадка онлайн-продажи музыки непосредственно от артистов, минуя лейблы. Функционал его был предельно прост – каждый музыкант мог бесплатно зарегистрироваться на сайте и заливать собственные треки с битрейтом 128 kbps. Треки можно было или организовывать в альбомы, или просто выкладывать по отдельности. Слушательский функционал включал проигрывание музыки онлайн (бесплатное для слушателя, но приносившее небольшие деньги авторам), а также платное скачивание файлов и совсем уж экзотическую по нынешним временам услугу – нарезку CD-R и высылку их по почте. Нарезались диски всё с тех же изрядно пожатых mp3, но по меркам конца 90-х это считалось настолько обычным делом, что этим не гнушались даже небольшие лейблы, принимавшие у артистов "мастер-копии" в виде файлов с потерей качества. Важной находкой сайта было то, что музыка снабжалась тэгами (жанровыми и географическими) и тщательно ранжировалась во всевозможных чартах, что создавало соревновательный эффект даже внутри узких локальных сцен.

Экономика сайта была устроена так: если артист зарабатывал на продажах меньше 50 долларов, все его скромные заработки доставались площадке. Если же артист всё же преодолевал этот минимальный рубеж, сайт забирал себе небольшой процент и перечислял деньги артисту. Разумеется, никакой Paypal тогда в России не действовал, поэтому приходилось получать по почте чек, а затем обналичивать его в банке, на что уходил месяц, а примерно пятая часть суммы съедалась банковской комиссией. Среди российских музыкантов mp3.com стал популярен примерно в 1999-м, и вскоре на этой площадке выросли большие звезды. Прежде чем подписаться к Полу Окенфорду на лейбл Perfecto и попасть в британские чарты, ростовская группа PPK продала несколько миллионов (!) цифровых копий сингла "ResuRection" через mp3.com и стала интернациональной сенсацией. Тут-то Окенфолд и его предприимчивые менеджеры группу и заприметили.

Погорел сайт примерно на том же, что и все остальные. По мере того как музыки становилось больше, контролировать пиратский контент было всё сложнее. На компанию посыпались иски от правообладателей, и в 2001-м компания была продана, перепрофилирована, но успеха уже не имела.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)