ТЕХНИКА  Real Audio и выход в Сеть

Пробиться через Dial-Up, или Первый выход музыки к массовой аудитории в Сети.

В год основания Звуков (тогда еще первый в Рунете сайт о музыке Music.Ru) мир пережил настоящую технологическую революцию. В интернете появился доступный живой звук. На то время возможность слушать музыку онлайн в сети была сильно ограничена: только-только заработали первые сайты, объединяющие в себе графические и текстовые элементы (в 1993 году вышел графический браузер — Mosaic, а за ним годом позже последовал Netscape). Так называемые интернет-радиостанции чаще всего были FTP-серверами, на которых хранились записи эфирных передач, а малая часть ретранслируемых из эфира программ не доходила до слушателя, так как скорость модемных каналов dial-up в то время была на уровне 28-32 килобита в секунду. В этих условиях передача звука по сети, а уж тем более радиовещание через интернет, казались многим чем-то из мира фантастики.

Однако ситуация в одночасье изменилась в апреле 1995 года, когда бывший топ-менеджер корпорации Microsoft Роб Глейзер и его компания Progressive Networks выпустили революционный формат сжатия данных Real Audio и плеер Real One Player. Новый формат позволял сжимать аудио и передавать его в битрейте 8 и 16 килобит в секунду, что было вдвое меньше средней скорости телефонного соединения. Установив на компьютер real player, пользователь мог в прямом эфире (и даже в "отложенном доступе") слушать интернет-радиостанции, использующие такую же технологию для трансляции. Одними из первых на новую технологию перешли Virgin Radio, которые стали транслировать в прямом эфире в Сеть весь свой FM-эфир - 24 часа в сутки. Когда в 1996 году Слободан Милошевич закрыл оппозиционную радиостанцию B92, сотрудники компании возобновили вещание через интернет при помощи голландского провайдера XS4All уже спустя 2 дня. Медиагигант BBC тоже начал использовать новую технологию на своем сайте, отказавшись от формата только в 2011 году, когда эпоха медленных соединений и плохого качества звука давно ушла в прошлое.

Но пока на дворе 1996-ой, и маленькие радиостанции в американских колледжах вовсю осваивают новую технологию. Вышла первая стабильная версия real audio server soft, на базе которой пользователи могли создавать собственные интернет-радиостанции, и этот рынок стал стремительно развиваться. В Штатах культура андерграунда, традиционное распространяющаяся через колледж-радио, получила новый канал поддержки. В документальном фильме PBS - "Virtual Radio and Real Audio" создатели первых американских интернет-радиостанций рассказывают, как ставили записи любимых команд в эфир, а музыканты "получали" эфир, чтобы предупреждать фанатов о своем приезде в их город.

Параллельно с Real Audio Nullsoft и Microsoft развивали собственные стриминговые форматы. Фирма Билла Гейтса, например, выпустила построенный на базе сжатия WMA формат ASF/ASX и интегрировала в очередную версию своего плеера поддержку интернет-вещания (изначально гигант планировал сделать эту опцию платной, но открытость и бесплатность real audio вынудила Гейтса пойти навстречу потребителям).

Все это спровоцировало небывалый рост количества интернет-радиостанций во всем мире и способствовало популярности real audio. В том числе в России…

23 ноября 1996 года, когда число пользователей сети в России только-только перевалило через отметку 400 тысяч, была организована первая живая трансляция концерта российской группы Аукцыон. Двумя днями ранее Александр Лебедь стал первым российским политиком, чей голос можно было услышать в интернете – 21 ноября в электронном журнале Intellectual Capital появилась запись интервью с генералом журналиста Пита Дюпона. Спустя 3 недели - 18 декабря 1996 отпраздновал свой первый день рождения портал Music.Ru (ныне Звуки.ру), одной из функций которого было прослушивание альбомов отечественных и зарубежных исполнителей в формате real audio.

Что стало с Real Audio потом? Он относительно неплохо чувствовал себя еще лет 10, пока выделенная линия не стала чем-то нормальным для большинства интернет-пользователей. Помимо очевидных преимуществ, таких как высокая скорость передачи данных, приемлемое звучание и низкий расход трафика, первым годам стримингового монополизма RealNetworks способствовала хорошая поддержка плеера Real One, который имел каталог из более 2000 интернет-радиостанций и аудиотеку из 80 тысяч наименований. С началом нового тысячелетия RealNetworks попыталась выйти на рынок коммерческого стриминга, предприняв попытку создать прототип современного Spotify. Основой для идеи послужило соглашение c компанией Sony, чей каталог и планировалось транслировать в сети. Однако в августе 2003 года RealNetworks приобрела уже работающий по схожей модели музыкальный сервис Rhapsody Listen.com и, переименовав его в RealRhapsody, стала продавать подписки на музыкальные коллекции 5 ведущих мейджор-лейблов EMI, BMG, Warner Bros. Records, Sony и Universal. Что любопытно – записи транслировались в конкурентных форматах AAC+ и WMA. Rhapsody стал самостоятельным сервисом в 2010 году, решив выйти из-под крыла Real Networks.

Real Player можно по-прежнему бесплатно скачать на сайте real.com.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)