МУЗЫКА  Проверка пульса: июнь

DJ Shadow, Plaid, Dan Lissvik, Vatican Shadow и другие электронные новинки июня в дайджесте Звуков.

DJ Shadow, Plaid, Dan Lissvik, Vatican Shadow и другие электронные новинки июня в дайджесте Звуков.

DJ Shadow "The Mountain Will Fall" (Mass Appeal)
Главная дилемма, которая стояла перед Джошем Дэвисом (Josh Davis) в момент записи шестого альбома – как сохранить собственное лицо и не выглядеть при этом ретроградом. С одной стороны, в диджей-сетах и короткоформатных релизах он уже опробовал запретный плод бас-музыки: тут вам и "вобвобвоб", и трэповые трещотки. Но для номерного диска Шедоу выдержал баланс между старым и новым примерно на уровне 75 к 25, почти как его давний коллега DJ Krush. На "The Mountain Will Fall" то тут, то там проскальзывают то ритмическая хромота а-ля конец нулевых, то суховатые R&B-ударные TR-808, то резкий жужжащий синтезаторный бас. Но по большей части, всё это старый добрый тёрнтейблизм, коктейль на основе фанка, хип-хопа и музыки из малоизвестного кино. Как обычно, дело не обходится без гостей. И если появление на этой пластинке Run The Jewels едва ли кого удивит (альбом вышел на лейбле, принаджлежащем половине дуэта, El-P), то Нильс Фрам (Nils Frahm), да еще и с электроникой вместо фортепиано, это уж точно из разряда "не ждали". А заодно, видимо, и намек на то, чего дальше стоит ждать от немца.

Plaid "The Digging Remedy" (Warp Records)
Одним из трендов последних двух лет можно считать второе рождения артистов, когда-то составлявших элиту IDM-сцены, а затем переживших затяжной кризис. Plaid, которые всегда были системообразующим коллективом для лейбла Warp, эту историю отлично иллюстрируют. Вот уже второй альбом подряд британцы выдают на уровне своих классических дисков, причем не повторяют себя, а двигаются вперед (в пресс-релизах заявлялся "возврат к детройтским корням" – так вот, ничего подобного!). И если в открывающем альбом треке еще попахивает совсем непривычной для Plaid "хоррортроникой" в духе Zombi, то дальше идёт хорошо узнаваемая и характерная, пожалуй, только для них, сложная по форме музыка с запутанными ритмами и хитросплетениями мелодий, в которых все более заметную роль играют арфы, мандолины, гитары и прочие инструменты, которых совсем не ждёшь от пары нёрдов с лаптопами.

Dan Lissvik "Midnight" (Smalltown Supersound)
Дэн Лиссвик имеет все основания считаться отцом нордик-диско, как-никак его группа Studio выпускала пластинки за несколько лет до появления на радарах Линдстрема (Lindstrom), Принса Томаса (Prins Thomas) и Тодда Терье (Todd Terje). Но соло-карьера его как-то не задавалась. Хотя были уже и соло-альбом, и проект Atelje, но всё это так и осталось в тени его продюсерских заслуг. Альбом "Midnight" – явная, и кажется, успешная попытка застолбить себе место в скандинавском диско-пантеоне. Хотя звучит Дэн по-прежнему мягче своих коллег, и все его фирменные приёмы вроде фанковых гитар с квакушками тут на месте, но всё же "Midnight" – пластика именно для танцев, и швед ни разу по ходу пьесы не съезжает в столь любимый лентяйский и слегка бесхребетный балеарик. Посмотрим теперь, чем ответит Линдстрём.

Public Service Broadcasting "The Race for Space – Remixes" (Test Card Recordings)
Успех прошлогодней пластинки лондонские ретро-футуристы решили закрепить выпуском полнометражного ремикс-альбома. То, что в оригинале звучало как духоподъемный неокраут, теперь преобразилось в летний slow-dance, романтическое нью-диско и в меру бодрый хаус. Состав ремиксеров не то, чтобы суперзвездный (Maps, Petar Dundov, Robert Babicz и полдюжины менее громких имен), но сделаны все интерпретации с любовью и пониманием оригиналов, а не как принято у нынешних ди-джеев. Однозначно лучшую версию соорудила группа Errors, многолетние клиенты лейбла Rock Action, где заправляет группа Mogwai.

TM404 "Acidub" (Kontra-Musik)
Три года назад Ардреас Тилландер (Andreas Tillander) наделал шума дебютной пластинкой своего нового проекта, где он исследовал тёмную сторону эйсидного звука. Швед, можно сказать, подобрал знамя, брошенное Ричи Хоутиным (Richie Hawtin) после альбома "Musik". Ко второй пластинке Тилландер сохранил кислотную начинку, но сделал уверенный шаг в сторону грязноватого индустриального техно. Вопреки названию, даба на новом альбоме куда меньше, чем на предыдущем, а вот танцевальных ритмов, шума и грохота – в избытке.

Bakradze "Restless" (Space Hardware)
Новый флагман грузинской электроники Гача Бакрадзе в прошлом году великолепно дебютировал альбомом на лейбле Apollo (под именем Gacha), а теперь записал не менее яркий лонг-плей от имени проекта Bakradze. "Restless" – прекрасная иллюстрация того, как клубная музыка может быть тёплой и человечной. 11 треков блуждают между расслабленным летним дип-хаусом и спейс-диско, где то и дело проскальзывают отсылки к Tangerine Dream. И хотя жанры вроде бы изъезженные вдоль и поперек, Гача как-то умудряется звучать в этих рамках свежо и необычно.

Vatican Shadow "Media In The Service Of Terror" (Hospital Productions)
Позапрошлогодний диск "Games Have Rules", записанный вместе с музыкантом Function, открыл Vatican Shadow с совершенно новой стороны, оказывается Йен Доминик Фэрроу (Ian Dominick Fernow) способен сочинять не только мрачное индустриальное техно, но и разреженный амбиентный чилл по заветам Spacetime Continuum. На "Media...", однако, всё возвращается на свои места – шум, грохот, лязг железа, гулкое эхо, маршевые ритмы и нервные синтезаторные аккорды. Ближе к концу, однако, туман рассеивается, и завершается пластинка треком "More Of The Same (Tunisia)", звучащим как потерянный бриллиант детройтского техно конца 80-х. Так и ищешь в соавторах Деррика Мея (Derrick May) или Кевина Сондерсона (Kevin Saunderson).

Fennesz & Jim O'Rourke "It’s Hard For Me To Say I’m Sorry" (Editions Mego)
От дуэта Феннеша и О'Рурка (которые много играли и записывались вместе в различных составах, но никогда раньше не сочиняли музыку вдвоём) невольно ждёшь бескомпромиссного "импрова", практически нойза. Но оба сейчас видимо находятся в такой стадии развития, что звучит их совместная запись совсем не резко, а напротив, гармонично и печально. Сохранив сложность и плотность звуковой текстуры, композиционно Кристиан и Джим ушли на совсем уж традиционные, почти баховские территории. Получается электроника, близкая к совершенству – такая, что и уму, и сердцу есть, за что зацепиться. Тут всё в порядке с эмоциональной начинкой, но добраться до неё получается, только продравшись через ту самую плотную, где-то почти непроходимую твердь звука. В конце удовольствие гарантировано.

01.07.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: