Разговор о священных коровах рок-н-ролла актуален по-прежнему. Британские отцы волосатой поп-психоделии Pink Floyd выпустили недавно новый релиз,- Eсhoes, - сборник лучших вещей группы за ее более чем тридцатилетнюю историю. Когда автор этих строк прогуливался по одному музыкальному рынку, его внимание привлек выпуск британского журнала Mojo с фотографией Pink Floyd на обложке. Угадав в авторе покупателя, продавец без обиняков спросил, что конкретно интересует - группа или сам журнал?
Услышав ответ "меня интересует Сид Барретт", продавец с ловкостью фокусника извлек из-под прилавка еще какой-то журнал, тоже с Pink Floyd на обложке, и призывно потряс им в воздухе: "Целиком посвящен Pink Floyd - и всего *** рублей!"
Я поспешил отойти от прилавка, почувствовав, как рука инстинктивно дернулась в карман за деньгами: меня интересовал только Сид Баррет - гениальный основатель группы, официальная жертва вредного воздействия LSD, человек, покинувший (?) Pink Floyd на пороге славы и тихо состарившийся в кругу своих родственников, Crazy Diamond, ныне влачащий растительное существование наедине со своим телевизором.
В чем же дело, приятель,- думал я, - что же с тобой случилось?
На этот вопрос исследователи рока не могут дать окончательного ответа даже спустя три десятилетия.

Есть несколько версий ухода Сида Баррета, из которых наиболее вероятной считается потеря необычайно амбициозным музыкантом творческого дара (случай, который, возможно, послужил одной из причин самоубийства другого гения - Александра Башлачева,- человека мистического склада, как и его британский коллега). Творческое "самоубийство" Барретта, как музыканта - собственная группа выставила его вон; два невразумительных сольных альбома, несколько сумбурных попыток вернутся на сцену в эпоху глэм-рока и последовавшее за всем этим гробовое молчание - заставляет снова и снова переслушивать "Piper At The Gates Of Down" в надежде подобрать ключи к творческому наследию Безумного Шляпника ("Безумный Шляпник смеется" - название его первого сольного альбома).

В рок-н-ролле, стараниями критиков и поклонников, как нигде в современном искусстве, много мифов и ошибочных, основанных на слухах и домыслах, суждений.
На поверку многие из этих мифов развеиваются, как утренний туман: Хендрикс не был идейным наркоманом и умер совсем не от передозировки,- а захлебнувшись рвотой, вызванной алкогольной интоксикацией. Джим Моррисон вообще не употреблял наркотиков (т.е. веществ, вызывающих физическую зависимость) - кроме алкоголя, разумеется. Сид Вишес не был вдохновителем Sex Pistols - он был всего лишь колоритным персонажем из тусовки, взятым подменять на концертах ушедшего из группы басиста Глена Мэтлока (чью игру мы, собственно, и слышим на Nevermind The Bollocks...), слабо владеющим инструментом опасным психопатом. Курт Кобэйн вместо "последнего героя" оказывается одержимой карьерой жертвой рок-н-ролльной мифологии (Live fast, die young), ставшей символом поколения благодаря своей внешности, паре доступных песен и PR-усилиям звукозаписывающей компании.
Но какова бы ни была суровая правда, иногда бывает интересно попытаться разыскать первоисточник, отправную точку в развитии того или иного мифа.

В случае с Барреттом нужно внимательнее посмотреть на то, что происходило на лондонской психоделической, андерграундной сцене в 1965-66 годах,- периоде творческого расцвета хиппи-идеологии. И группам, задававшим на ней тон.
Таковыми можно назвать The Who, Soft Machine, Crazy World of Arthur Brown, Jimi Hendrix Experience. Не говоря уже о монстрах - Kinks, Animals или Yardbyrds, по статусу близким к Rolling Stones, или Cream. Напомним, что Beatles с 1966 года не выступали с концертами,- кстати, их пристальный интерес к андерграундной сцене отражают сильно недооцененный альбом Revolver (например, жуткая "Tomorrow Never Knows") и последовавший за ним маниакально-депрессивный шедевр Sgt. Pepper's...
Таким образом, круг музыкантов-новаторов сужается до нескольких названий.

Отрешенная манера пения Барретта отсылает нас к Beatles,- как и сама структура музыкального полотна, скомпанованного кудесниками студии фирмы EMI на Эбби-роуд, где "Piper..." записывался одновременно с "Sgt. Pepper's..."
Длительные звуковые медитации - это общее место психоделической музыки: тут сложно вообще кому-либо отдать пальму первенства.
Пульсирующий ритм и его частые смены, вкупе со специфической монотонной гитарой - влияние The Who,- группы, уже успевшей к 67-у году сделать себе паблисити и первой из клубных героев выпустившей полноценный альбом. Достаточно послушать ранних The Who - например, "Boris The Spider" или "I'm A Boy", чтобы понять обоснованность этого сравнения.
Общий настрой на "стену звука", использование звуковых искажений, фидбэков, как части песен, а также забота об имидже - от Джими Хендрикса.
Заливистый электроорган - это Soft Machine (которым повезло в значительно меньшей степени: свой первый альбом они смогли выпустить только в 68-м) и Артур Браун.
Тексты - эксцентрическая британская традиция детских абсурдных стихов, восходящая к Эдварду Лиру и Льюису Кэроллу.

Что же остается после этого препарирования от, собственно, Безумного Шляпника?
Только притягательность личности, "синдром Джеймса Дина", и безусловный дар компилятора, помноженный на амбиции, а также тот факт, что группа оказалась в нужном месте в нужное время.
Но этого оказалось достаточно, чтобы оставить после себя феноменальный альбом, ставший безусловной классикой психоделической музыки 60-х. Плюс несколько жутковатых песен, вышедших на синглах,- песен, заставляющих всерьез задуматься о душевном здоровье (или же гениальности?) их автора: в первую очередь, это хиты "Arnold Lane" и "See Emily Play".

Барретт не был банальным сумасшедшим, - об этом говорит его друг, фотограф Мик Рок, автор обложки к Madcap Laughs,- по его словам, Сид, после ухода из Pink Floyd мысливший себя больше музыкантом-экспериментатором, чем автором хитов, думал о том, чтобы собрать новую группу, но, по собственному признанию, не знал как это сделать.
Не знал этого и Мик Рок, который вскоре стал официальным фотографом Дэвида Боуи. А Боуи подобных проблем с поиском музыкантов для своей группы не испытывал.

Последняя новость от Сида Баррета - фирма Harvest,(подразделение EMI) занимавшаяся ранее выпуском его сольных альбомов, выпустила недавно барреттовский Best Of.

17.01.2002, Б. БЛАЖКОВИЧ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Syd BARRETT - Повесть об Алхимике - ваше мнение о статье
  • Иконостас в статье подобран колоритный. Вот только странно, что Дженис Джоплин туда не попала. Вроде тоже как не от старости померла, царство ей небесное !
    Написал(a): cleric, 25/01/2002 15:47
  • Позвольте уж и мне подкинуть свои пять копеек о "дворовых командах и музыкальном бизнесе": Alex, вдумайтесь. На дворе - начало 70-х. Рок-группы еще не строятся поголовно и не ходят по плацу под команды продюсеров: продюсеры - такие же члены творческого коллектива, как и сами музыканты.
    Шоу-бизнес еще не поглотил всех без разбора, он пока остается привелегией поп-музыки и джаза.
    В той эпохе при создании групп меньше всего думали о том, чтобы продолжить или начать успешную карьеру в Большом Шоу-Бизнесе. Думали о том, чтобы просто играть музыку, и о том, чтобы играть ее лучше всех.
    Написал(a): Соня Соколова, 24/01/2002 11:40
  • одна из самых занятных дискуссий на моей памяти
    Баррет был возможно гениальным компилятором, но сама гениальность этого компиляторства ставит под сомнение легитимность этого термина в его приложении :)
    в конце концов, любое творчество - результат наследования и переработки чего то, сделанного до тебя
    Баррет же просто "съел" свою судьбу, не сумев разобраться с собственными комплексами
    при таком старте не сделать себе карьеру, не суметь НОРМАЛЬНО устроить свою жизнь - это еще надо постараться :)
    Написал(a): linski, 24/01/2002 7:34
  • Stoogehead, я вовсе не пытался опустить Игги и превознести Стоунз. Я просто хотел подчеркнуть, что у них были разные концепции.
    Написал(a): Alex, 24/01/2002 4:10
Syd BARRETT - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 6 января 1946
Место рождения: Cambridge

Водяное перемирие – Kanye WEST Канье Уэст и Джей Зи помирились и начинают работу над совместным альбомом и шоу »»

Ура сверхдоходам – GORILLAZ Gorillaz вернулись с политическим заявлением »»

Отдавай-ка родимую взад – Paul MCCARTNEY Сэр Пол Маккартни подал судебный иск против Sony/ATV Music Publishing, требуя вернуть ему права на… »»

Гррррэмми! – METALLICA Metallica выступит на церемонии вручения премии Grammy »»

Трамп и мертвого разбудит – AUDIOSLAVE Тяжелая панковская формация Audioslave воссоединится на один концерт ради "анти-инаугурации" нового… »»

Земля, прием – JAMIROQUAI Jamiroquai выпускает первый альбом за 7 лет и отправляется в турне »»

Кто дороже – ИЗ ЖИЗНИ Элтон Джон и Мэрайя Кэри спели на свадьбе 19-летней внучки российского олигарха »»

По ночам в тиши я пишу стиши – John LYDON Заслуженный панк и певец анархии Джонни Лайдон издаёт книгу стихов с картинками »»

Продлить прощание – НАГРАДА Дэвид Боуи и Леонард Коэн посмертно номинированы на британскую музыкальную премию BRIT Awards »»

Люби меня любой – ANOHNI Anohni получила номинацию на звание Лучшей певицы Британии спустя 11 лет после того, как она была… »»

Кульман для дизайнера – DESIIGNER Нью-йоркский хип-хоп музыкант Desiigner впервые выступит в Москве »»

По кличке "Счастливчик" – Вася ОБЛОМОВ Долгая и несчастливая жизнь Васи Обломова подходит к концу... или только начинается »»

Буря в пустыне – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль Coachella объявил состав участников: Radiohead, Beyoncé, Kendrick Lamar, Lorde, The xx,… »»

Планы на год – КОНЦЕРТ Главные концерты 2017 года - в обзоре Звуков. »»

Фантастические хедлайнеры и где они обитают – ФЕСТИВАЛЬ Самые интересные хедлайнеры фестивалей 2017 года в обзоре Звуков. »»

Счастливые люди неопределенного возраста – ФЕСТИВАЛЬ В Будве прошел фестиваль "Возраст счастья". Участников и слушателей он поразил своим звездным… »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 2. – ФЕСТИВАЛЬ Как посетить 14 концертов за 1 неделю на 5 разных фестивалях и не сойти с ума? - Читайте… »»

Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета – ФЕСТИВАЛЬ Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead. »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 1. – ФЕСТИВАЛЬ Как мы побывали на 5 open air за неделю: гонзо-репортаж из самой благополучной страны на планете »»

Flow 2016: лучшее – ФЕСТИВАЛЬ Репортаж с финского фестиваля Flow: Iggy Pop, Stormzy, Laraaji, Liima, M83, Chvrches, Floating… »»

R.I.P. – William ONYEABOR В нигерийском городе Энугу в возрасте 70 лет скончался новатор электронного фанка Уильям Ониебор - »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Нобелевская речь Боба Дилана – Bob DYLAN "Не думаю, что у Шекспира было время спросить себя: "Занимаюсь ли я литературой?"  »»

"Япония - это место, где меня узнают на улице" – OVAL Oval - о концептуализме, новых технологиях и о том, почему его пластинки стали классикой. »»

"Нам совсем не обязательно быть стереотипной старперской группой" – THE BUZZCOCKS Стив Диггл из The Buzzcocks - о советах Курту Кобейну, эпохе краудфандинга и юбилее панк-рока. »»

Day Breaks – Norah JONES Новый альбом Норы Джонс "Day Breaks" зафиксировал неожиданный камбэк певицы к оркестровому джазу в… »»

I See You – THE XX Британцы The xx выпустили из студии альбом, на котором наконец догнали собственные каверы »»

Теперь я - Чебурашка – ИЗ ЖИЗНИ Откуда есть пошла русская музыка: от древних славян до Чебурашки на Первом канале »»

Проверка пульса: итоги года. – МУЗЫКА 20 лучших электронных альбомов года по версии Ника Завриева. »»

Сокрушительная победа – ПРАВО Новое руководство РАО официально приступило к работе. »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

Вспомнить всё: русский рэп - начало – МУЗЫКА Час Пик из Куйбышева, ленинградцы Черное и Белое и многое другое в плейлисте об истории русского… »»

18:00 – Brooklyn – ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЬ »»

Хроника22/01

1959 – В этот день в 1959 году Бадди Холли произвёл свои последние записи в собственной квартире при помощи магнитофона и акустической гитары. Их выпустят уже посмертно: меньше, чем через 2 недели пионер рок-н-ролла погибнет в авиакатастрофе  »»

Juan TIZOL

Teddy MCRAE

Irving "Mouse" RANDOLPH

Ed LEWIS

Pud BROWN

J.J. JOHNSON (1924)

Sid RAMIN (1924)

Sam COOKE (1931)

Eberhard WEBER (1940)

Michal URBANIAK (1943)

Свежая реплика

Остановите музыкуESTRADARADA 21/01/2017 04:57 от Стас Без обид,реально не понравилось. Видимо,я не ваша аудитория.Сорь. ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить