Разговор о священных коровах рок-н-ролла актуален по-прежнему. Британские отцы волосатой поп-психоделии Pink Floyd выпустили недавно новый релиз,- Eсhoes, - сборник лучших вещей группы за ее более чем тридцатилетнюю историю. Когда автор этих строк прогуливался по одному музыкальному рынку, его внимание привлек выпуск британского журнала Mojo с фотографией Pink Floyd на обложке. Угадав в авторе покупателя, продавец без обиняков спросил, что конкретно интересует - группа или сам журнал?
Услышав ответ "меня интересует Сид Барретт", продавец с ловкостью фокусника извлек из-под прилавка еще какой-то журнал, тоже с Pink Floyd на обложке, и призывно потряс им в воздухе: "Целиком посвящен Pink Floyd - и всего *** рублей!"
Я поспешил отойти от прилавка, почувствовав, как рука инстинктивно дернулась в карман за деньгами: меня интересовал только Сид Баррет - гениальный основатель группы, официальная жертва вредного воздействия LSD, человек, покинувший (?) Pink Floyd на пороге славы и тихо состарившийся в кругу своих родственников, Crazy Diamond, ныне влачащий растительное существование наедине со своим телевизором.
В чем же дело, приятель,- думал я, - что же с тобой случилось?
На этот вопрос исследователи рока не могут дать окончательного ответа даже спустя три десятилетия.

Есть несколько версий ухода Сида Баррета, из которых наиболее вероятной считается потеря необычайно амбициозным музыкантом творческого дара (случай, который, возможно, послужил одной из причин самоубийства другого гения - Александра Башлачева,- человека мистического склада, как и его британский коллега). Творческое "самоубийство" Барретта, как музыканта - собственная группа выставила его вон; два невразумительных сольных альбома, несколько сумбурных попыток вернутся на сцену в эпоху глэм-рока и последовавшее за всем этим гробовое молчание - заставляет снова и снова переслушивать "Piper At The Gates Of Down" в надежде подобрать ключи к творческому наследию Безумного Шляпника ("Безумный Шляпник смеется" - название его первого сольного альбома).

В рок-н-ролле, стараниями критиков и поклонников, как нигде в современном искусстве, много мифов и ошибочных, основанных на слухах и домыслах, суждений.
На поверку многие из этих мифов развеиваются, как утренний туман: Хендрикс не был идейным наркоманом и умер совсем не от передозировки,- а захлебнувшись рвотой, вызванной алкогольной интоксикацией. Джим Моррисон вообще не употреблял наркотиков (т.е. веществ, вызывающих физическую зависимость) - кроме алкоголя, разумеется. Сид Вишес не был вдохновителем Sex Pistols - он был всего лишь колоритным персонажем из тусовки, взятым подменять на концертах ушедшего из группы басиста Глена Мэтлока (чью игру мы, собственно, и слышим на Nevermind The Bollocks...), слабо владеющим инструментом опасным психопатом. Курт Кобэйн вместо "последнего героя" оказывается одержимой карьерой жертвой рок-н-ролльной мифологии (Live fast, die young), ставшей символом поколения благодаря своей внешности, паре доступных песен и PR-усилиям звукозаписывающей компании.
Но какова бы ни была суровая правда, иногда бывает интересно попытаться разыскать первоисточник, отправную точку в развитии того или иного мифа.

В случае с Барреттом нужно внимательнее посмотреть на то, что происходило на лондонской психоделической, андерграундной сцене в 1965-66 годах,- периоде творческого расцвета хиппи-идеологии. И группам, задававшим на ней тон.
Таковыми можно назвать The Who, Soft Machine, Crazy World of Arthur Brown, Jimi Hendrix Experience. Не говоря уже о монстрах - Kinks, Animals или Yardbyrds, по статусу близким к Rolling Stones, или Cream. Напомним, что Beatles с 1966 года не выступали с концертами,- кстати, их пристальный интерес к андерграундной сцене отражают сильно недооцененный альбом Revolver (например, жуткая "Tomorrow Never Knows") и последовавший за ним маниакально-депрессивный шедевр Sgt. Pepper's...
Таким образом, круг музыкантов-новаторов сужается до нескольких названий.

Отрешенная манера пения Барретта отсылает нас к Beatles,- как и сама структура музыкального полотна, скомпанованного кудесниками студии фирмы EMI на Эбби-роуд, где "Piper..." записывался одновременно с "Sgt. Pepper's..."
Длительные звуковые медитации - это общее место психоделической музыки: тут сложно вообще кому-либо отдать пальму первенства.
Пульсирующий ритм и его частые смены, вкупе со специфической монотонной гитарой - влияние The Who,- группы, уже успевшей к 67-у году сделать себе паблисити и первой из клубных героев выпустившей полноценный альбом. Достаточно послушать ранних The Who - например, "Boris The Spider" или "I'm A Boy", чтобы понять обоснованность этого сравнения.
Общий настрой на "стену звука", использование звуковых искажений, фидбэков, как части песен, а также забота об имидже - от Джими Хендрикса.
Заливистый электроорган - это Soft Machine (которым повезло в значительно меньшей степени: свой первый альбом они смогли выпустить только в 68-м) и Артур Браун.
Тексты - эксцентрическая британская традиция детских абсурдных стихов, восходящая к Эдварду Лиру и Льюису Кэроллу.

Что же остается после этого препарирования от, собственно, Безумного Шляпника?
Только притягательность личности, "синдром Джеймса Дина", и безусловный дар компилятора, помноженный на амбиции, а также тот факт, что группа оказалась в нужном месте в нужное время.
Но этого оказалось достаточно, чтобы оставить после себя феноменальный альбом, ставший безусловной классикой психоделической музыки 60-х. Плюс несколько жутковатых песен, вышедших на синглах,- песен, заставляющих всерьез задуматься о душевном здоровье (или же гениальности?) их автора: в первую очередь, это хиты "Arnold Lane" и "See Emily Play".

Барретт не был банальным сумасшедшим, - об этом говорит его друг, фотограф Мик Рок, автор обложки к Madcap Laughs,- по его словам, Сид, после ухода из Pink Floyd мысливший себя больше музыкантом-экспериментатором, чем автором хитов, думал о том, чтобы собрать новую группу, но, по собственному признанию, не знал как это сделать.
Не знал этого и Мик Рок, который вскоре стал официальным фотографом Дэвида Боуи. А Боуи подобных проблем с поиском музыкантов для своей группы не испытывал.

Последняя новость от Сида Баррета - фирма Harvest,(подразделение EMI) занимавшаяся ранее выпуском его сольных альбомов, выпустила недавно барреттовский Best Of.

17.01.2002, Б. БЛАЖКОВИЧ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Syd BARRETT - Повесть об Алхимике - ваше мнение о статье
  • Иконостас в статье подобран колоритный. Вот только странно, что Дженис Джоплин туда не попала. Вроде тоже как не от старости померла, царство ей небесное !
    Написал(a): cleric, 25/01/2002 15:47
  • Позвольте уж и мне подкинуть свои пять копеек о "дворовых командах и музыкальном бизнесе": Alex, вдумайтесь. На дворе - начало 70-х. Рок-группы еще не строятся поголовно и не ходят по плацу под команды продюсеров: продюсеры - такие же члены творческого коллектива, как и сами музыканты.
    Шоу-бизнес еще не поглотил всех без разбора, он пока остается привелегией поп-музыки и джаза.
    В той эпохе при создании групп меньше всего думали о том, чтобы продолжить или начать успешную карьеру в Большом Шоу-Бизнесе. Думали о том, чтобы просто играть музыку, и о том, чтобы играть ее лучше всех.
    Написал(a): Соня Соколова, 24/01/2002 11:40
  • одна из самых занятных дискуссий на моей памяти
    Баррет был возможно гениальным компилятором, но сама гениальность этого компиляторства ставит под сомнение легитимность этого термина в его приложении :)
    в конце концов, любое творчество - результат наследования и переработки чего то, сделанного до тебя
    Баррет же просто "съел" свою судьбу, не сумев разобраться с собственными комплексами
    при таком старте не сделать себе карьеру, не суметь НОРМАЛЬНО устроить свою жизнь - это еще надо постараться :)
    Написал(a): linski, 24/01/2002 7:34
  • Stoogehead, я вовсе не пытался опустить Игги и превознести Стоунз. Я просто хотел подчеркнуть, что у них были разные концепции.
    Написал(a): Alex, 24/01/2002 4:10
Syd BARRETT - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 6 января 1946
Место рождения: Cambridge

Тихо в лесу – TOKIO HOTEL Немецкие эмо-рокеры Tokio Hotel выпустили клип на второй сингл с нового альбома. »»

Во имя разума – Сергей ШНУРОВ Шнур сочинил матерные стихи про передачу РПЦ Исаакиевского собора. »»

Винтаж, шарман – Lana Del REY Новое видео Ланы дель Рей "Love" разрешило загадку таинственных постеров »»

Снова в бою – Paul MCCARTNEY Два бывших участника The Beatles Пол Маккартни и Ринго Старр впервые за семь лет появились вместе в… »»

Все, что я хочу - это ты – Roger WATERS Вот это новость: Роджер Уотерс выпускает первый сольный альбом за 22 года! »»

Смекалочка – ИЗ ЖИЗНИ Школьник проник на концерт любимой группы в Альберт-холле, подделав статью в Wiki. »»

Grammy-2017 – ГРЭММИ Грэмми-2017: live! Самые важные события и награды церемонии »»

Подсчитали - прослезились – ПРАВО РАО признается в хищениях миллионов: первые итоги финансового аудита »»

Борода в тылу врага – DEPECHE MODE Depeche Mode нацепили бороды и встали на трибуну мавзолея в новом видео »»

Нет, я не Байрон – M.I.A. В новом клипе M.I.A. зачем-то убеждает всех, что она не Мадонна и не Обама »»

Стереокино – ФЕСТИВАЛЬ Питерский фестиваль Stereoleto объявляет первые имена »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

Юбилей свободного джаза – Юрий МАРКИН В России отмечают 75-летний юбилей Юрия Маркина, мэтра отечественного фри-джаза »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Оркестр, музыку! – THE CINEMATIC ORCHESTRA Авторы лучшего саундтрека к "Человеку с киноаппаратом" выступят в России с новой программой. »»

Промерзшие корни – ARSTIDIR В России выступит самая традиционная из исландских групп »»

10 мыслей о 59-й церемонии – ГРЭММИ Слезы Адели, живот Бейонсе, фляга Рианны и другие узелки на память о "Грэмми-2017". »»

Планета "Меланхолия" – BVDUB Мастер пронзительно-печальной электроники возвращается в Москву спустя пять лет »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

R.I.P. – Larry CORYELL Гитарист-виртуоз Ларри Корьелл, которому обязан появлением на свет стиль фьюжн, скончался в 73 года… »»

R.I.P. – Al JARREAU Умер Эл Джерро - самый харизматичный джазовый вокалист, семикратный обладатель Грэмми »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Пони и радуги – ИЗ ЖИЗНИ Новое течение в музыке "Unicorn music" состоит из ретро-элементов. Мы расскажем, как создать… »»

Musikmesse 2017: стартуем весной – ТЕХНИКА Международная выставка музыкальных инструментов, софта, техники и аксессуаров Musikmesse 2017… »»

Ку – 5'NIZZA Новый альбом харьковского дуэта -радушное приветствие после долгого отсутствия »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

Цифры года 2016 – ИЗ ЖИЗНИ Традиционный рейтинг Звуков: чуть меньше букв, чуть больше цифр. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС »»

20:00 – 16 ТОНН – ГРОМЫКА ГРОМЫКА »»

20:00 – Союз композиторов – Леван ЛОМИДЗЕ & BLUES COUSINS Леван ЛОМИДЗЕ & BLUES COUSINS »»

20:00 – Red – СЕРЕБРО СЕРЕБРО »»

20:00 – B.B.King – CROSSROADZ CROSSROADZ »»

Свежая реплика

КсенофаризмXENA 18/02/2017 22:48 от bimba19 They updated it! I got this IMVU credits code and it got accepted! You get it completely free from http://imvucreditsgenerator.com ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить