Разговор о священных коровах рок-н-ролла актуален по-прежнему. Британские отцы волосатой поп-психоделии Pink Floyd выпустили недавно новый релиз,- Eсhoes, - сборник лучших вещей группы за ее более чем тридцатилетнюю историю. Когда автор этих строк прогуливался по одному музыкальному рынку, его внимание привлек выпуск британского журнала Mojo с фотографией Pink Floyd на обложке. Угадав в авторе покупателя, продавец без обиняков спросил, что конкретно интересует - группа или сам журнал?
Услышав ответ "меня интересует Сид Барретт", продавец с ловкостью фокусника извлек из-под прилавка еще какой-то журнал, тоже с Pink Floyd на обложке, и призывно потряс им в воздухе: "Целиком посвящен Pink Floyd - и всего *** рублей!"
Я поспешил отойти от прилавка, почувствовав, как рука инстинктивно дернулась в карман за деньгами: меня интересовал только Сид Баррет - гениальный основатель группы, официальная жертва вредного воздействия LSD, человек, покинувший (?) Pink Floyd на пороге славы и тихо состарившийся в кругу своих родственников, Crazy Diamond, ныне влачащий растительное существование наедине со своим телевизором.
В чем же дело, приятель,- думал я, - что же с тобой случилось?
На этот вопрос исследователи рока не могут дать окончательного ответа даже спустя три десятилетия.

Есть несколько версий ухода Сида Баррета, из которых наиболее вероятной считается потеря необычайно амбициозным музыкантом творческого дара (случай, который, возможно, послужил одной из причин самоубийства другого гения - Александра Башлачева,- человека мистического склада, как и его британский коллега). Творческое "самоубийство" Барретта, как музыканта - собственная группа выставила его вон; два невразумительных сольных альбома, несколько сумбурных попыток вернутся на сцену в эпоху глэм-рока и последовавшее за всем этим гробовое молчание - заставляет снова и снова переслушивать "Piper At The Gates Of Down" в надежде подобрать ключи к творческому наследию Безумного Шляпника ("Безумный Шляпник смеется" - название его первого сольного альбома).

В рок-н-ролле, стараниями критиков и поклонников, как нигде в современном искусстве, много мифов и ошибочных, основанных на слухах и домыслах, суждений.
На поверку многие из этих мифов развеиваются, как утренний туман: Хендрикс не был идейным наркоманом и умер совсем не от передозировки,- а захлебнувшись рвотой, вызванной алкогольной интоксикацией. Джим Моррисон вообще не употреблял наркотиков (т.е. веществ, вызывающих физическую зависимость) - кроме алкоголя, разумеется. Сид Вишес не был вдохновителем Sex Pistols - он был всего лишь колоритным персонажем из тусовки, взятым подменять на концертах ушедшего из группы басиста Глена Мэтлока (чью игру мы, собственно, и слышим на Nevermind The Bollocks...), слабо владеющим инструментом опасным психопатом. Курт Кобэйн вместо "последнего героя" оказывается одержимой карьерой жертвой рок-н-ролльной мифологии (Live fast, die young), ставшей символом поколения благодаря своей внешности, паре доступных песен и PR-усилиям звукозаписывающей компании.
Но какова бы ни была суровая правда, иногда бывает интересно попытаться разыскать первоисточник, отправную точку в развитии того или иного мифа.

В случае с Барреттом нужно внимательнее посмотреть на то, что происходило на лондонской психоделической, андерграундной сцене в 1965-66 годах,- периоде творческого расцвета хиппи-идеологии. И группам, задававшим на ней тон.
Таковыми можно назвать The Who, Soft Machine, Crazy World of Arthur Brown, Jimi Hendrix Experience. Не говоря уже о монстрах - Kinks, Animals или Yardbyrds, по статусу близким к Rolling Stones, или Cream. Напомним, что Beatles с 1966 года не выступали с концертами,- кстати, их пристальный интерес к андерграундной сцене отражают сильно недооцененный альбом Revolver (например, жуткая "Tomorrow Never Knows") и последовавший за ним маниакально-депрессивный шедевр Sgt. Pepper's...
Таким образом, круг музыкантов-новаторов сужается до нескольких названий.

Отрешенная манера пения Барретта отсылает нас к Beatles,- как и сама структура музыкального полотна, скомпанованного кудесниками студии фирмы EMI на Эбби-роуд, где "Piper..." записывался одновременно с "Sgt. Pepper's..."
Длительные звуковые медитации - это общее место психоделической музыки: тут сложно вообще кому-либо отдать пальму первенства.
Пульсирующий ритм и его частые смены, вкупе со специфической монотонной гитарой - влияние The Who,- группы, уже успевшей к 67-у году сделать себе паблисити и первой из клубных героев выпустившей полноценный альбом. Достаточно послушать ранних The Who - например, "Boris The Spider" или "I'm A Boy", чтобы понять обоснованность этого сравнения.
Общий настрой на "стену звука", использование звуковых искажений, фидбэков, как части песен, а также забота об имидже - от Джими Хендрикса.
Заливистый электроорган - это Soft Machine (которым повезло в значительно меньшей степени: свой первый альбом они смогли выпустить только в 68-м) и Артур Браун.
Тексты - эксцентрическая британская традиция детских абсурдных стихов, восходящая к Эдварду Лиру и Льюису Кэроллу.

Что же остается после этого препарирования от, собственно, Безумного Шляпника?
Только притягательность личности, "синдром Джеймса Дина", и безусловный дар компилятора, помноженный на амбиции, а также тот факт, что группа оказалась в нужном месте в нужное время.
Но этого оказалось достаточно, чтобы оставить после себя феноменальный альбом, ставший безусловной классикой психоделической музыки 60-х. Плюс несколько жутковатых песен, вышедших на синглах,- песен, заставляющих всерьез задуматься о душевном здоровье (или же гениальности?) их автора: в первую очередь, это хиты "Arnold Lane" и "See Emily Play".

Барретт не был банальным сумасшедшим, - об этом говорит его друг, фотограф Мик Рок, автор обложки к Madcap Laughs,- по его словам, Сид, после ухода из Pink Floyd мысливший себя больше музыкантом-экспериментатором, чем автором хитов, думал о том, чтобы собрать новую группу, но, по собственному признанию, не знал как это сделать.
Не знал этого и Мик Рок, который вскоре стал официальным фотографом Дэвида Боуи. А Боуи подобных проблем с поиском музыкантов для своей группы не испытывал.

Последняя новость от Сида Баррета - фирма Harvest,(подразделение EMI) занимавшаяся ранее выпуском его сольных альбомов, выпустила недавно барреттовский Best Of.

17.01.2002, Б. БЛАЖКОВИЧ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Syd BARRETT - Повесть об Алхимике - ваше мнение о статье
  • Иконостас в статье подобран колоритный. Вот только странно, что Дженис Джоплин туда не попала. Вроде тоже как не от старости померла, царство ей небесное !
    Написал(a): cleric, 25/01/2002 15:47
  • Позвольте уж и мне подкинуть свои пять копеек о "дворовых командах и музыкальном бизнесе": Alex, вдумайтесь. На дворе - начало 70-х. Рок-группы еще не строятся поголовно и не ходят по плацу под команды продюсеров: продюсеры - такие же члены творческого коллектива, как и сами музыканты.
    Шоу-бизнес еще не поглотил всех без разбора, он пока остается привелегией поп-музыки и джаза.
    В той эпохе при создании групп меньше всего думали о том, чтобы продолжить или начать успешную карьеру в Большом Шоу-Бизнесе. Думали о том, чтобы просто играть музыку, и о том, чтобы играть ее лучше всех.
    Написал(a): Соня Соколова, 24/01/2002 11:40
  • одна из самых занятных дискуссий на моей памяти
    Баррет был возможно гениальным компилятором, но сама гениальность этого компиляторства ставит под сомнение легитимность этого термина в его приложении :)
    в конце концов, любое творчество - результат наследования и переработки чего то, сделанного до тебя
    Баррет же просто "съел" свою судьбу, не сумев разобраться с собственными комплексами
    при таком старте не сделать себе карьеру, не суметь НОРМАЛЬНО устроить свою жизнь - это еще надо постараться :)
    Написал(a): linski, 24/01/2002 7:34
  • Stoogehead, я вовсе не пытался опустить Игги и превознести Стоунз. Я просто хотел подчеркнуть, что у них были разные концепции.
    Написал(a): Alex, 24/01/2002 4:10
Syd BARRETT - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 6 января 1946
Место рождения: Cambridge

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Бьется родная, в экстазе пылая – МУМИЙ ТРОЛЛЬ "Владивосток 2000" - новая банкнота, которую наголосовали РФ фанаты Мумий Тролля »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Оранжевое настроение – BILLY'S BAND Billy's Band дадут два осенних концерта в Москве »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Корабли на небо – Макс ХОБОТОВ Памяти Макса Хоботова »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника17/10

1967 – В Нью-Йорке состоялась премьера рок-мюзикла «Волосы». Это первый в мире психоделический мюзикл, который живописует красоты хиппи-движения 1960-х  »»

1972 – Родился знаменитый "белый рэпер" Эминем aka Slim Shady (настоящее имя - Маршалл Брюс Мэтерс III), самый продаваемый артист 2000-х  »»

1995 – Во время интервью журналу The Observer Ноэль Галлахер пожелал Дэймону Олбарну «сдохнуть от СПИДа»  »»

Cozy COLE

Steve GIBSON

Luiz BONFA (1922)

Barney KESSEL (1923)

Rico RODRIGUEZ (1934)

Jim SEALS (1941)

Howard ALDEN (1958)

Сергей ВЫСОКОСОВ (1966)

Ziggy MARLEY (1968)

Kim LJUNG (1971)

Свежая реплика

Един в трех лицахOVAL 29/09/2017 01:22 от Sonya Sokolova 29 и 30 сентября, 1-3 октября. Поправили, приносим извинения. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить