ФЕСТИВАЛЬ  КИНОпробы: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Концерт "КИНОпробы. Посвящение Виктору Цою" - первый в России масштабный трибьют-концерт (посвященный не менее масштабному трибьют-проекту: двойному трибьют-альбому "КИНОпробы") - состоится 17 ноября в СК "Олимпийский" и повторится в Петербурге 19 ноября в Ледовом Дворце. Музыканты участники сами рассказывают о том, кем для них был, остается и будет Виктор Цой, лидер группы КИНО, которого молва всенародной любви поселила на небеса гораздо раньше его трагической гибели. Итак, Земфира...

Концерт "КИНОпробы. Посвящение Виктору Цою" - первый в России масштабный трибьют-концерт (посвященный не менее масштабному трибьют-проекту: двойному трибьют-альбому "КИНОпробы") - состоится 17 ноября в СК "Олимпийский" и повторится в Петербурге 19 ноября в Ледовом Дворце. В трибьют-проекте участвуют многие известные русские рок-музыканты, многих из которых уже хочешь- не хочешь, но добились звездного статуса. В этом материале, подготовленном с помощью сотрудников НАШЕГО РАДИО и используемого с любезного разрешения Real Records, участники проекта сами рассказывают о том, кем для них был, остается и будет Виктор Цой, лидер группы КИНО, которого молва всенародной любви поселила на небеса гораздо раньше его трагической гибели. Итак,

Земфира

Группа "Кино" являлась символом времени. Как, например, Первомай, чешские лунапарки, голубые огоньки. Мне сложно перенести музыку группы "Кино" в своем восприятии в день сегодняшний. Так или иначе возникают образы десятилетней давности, и оттого тепло и сантименты. (...)
"Каждую ночь" - очень, по-моему, летняя-ленивая-романтичная песня. И мне очень нравится это теплое обращение: "Знаешь..."
"Кукушка"... Мне было тогда лет 15, мы с баскетбольной командой приехали в Москву. Накануне отъезда зашли в магазин напротив аэровокзала - я купила набор: пакет (желтый с красным), 2 плаката, "Черный альбом". Счастлива была безумно. Поэтому "Кукушка".

"Смысловые галлюцинации"

Для нас Виктор Цой - фигура, стоящая отдельно от всех наших музыкантов. Это артист, которого можно считать постмодернистом. Как Тарантино в кино, Бродский в литературе, Цой привлекает к себе внимание людей всех социальных слоев, возрастов, уровней образования и т.д. Каждый получает свое удовольствие от его творчества. (...)
Записывая песню "Мама, мы все тяжело больны", мы постарались быть тактичными по отношению к тому настроению и эмоциям, которые вложил в песню сам Цой. Возможно, наш римейк может показаться холодным, но поверьте, мы все делали от чистого сердца и со всей душой.

Вячеслав Петкун, "Танцы минус"

(...) Песни Цоя - это наша юность, наше детство, с этим много что связано. "Кино" и "Зоопарк" - это, на мой взгляд, были две лучшие группы в стране, и то, что ни Цоя, ни Науменко с нами нет - это несправедливая не случайность. (...) На мой взгляд, группа "Кино" звучит сейчас очень актуально. (...) Все должны понимать, откуда ноги растут, у всех без исключения групп, которые появились за последнее время

Илья Лагутенко, "Мумий Тролль"

(...) "Кино" и "Аквариум" - вообще это были первые записи русскоязычного рока, которые попались мне для прослушивания. Это, по-моему, было в 83-84 году. И на одной бобине было записано с одной стороны альбом "Аквариума", а с другой стороны альбом "45" "Кино". Поэтому, в общем-то, выбор песни для трибьюта был вполне закономерен.

Андрей Князев, "Король и Шут"

(...) Когда нам было лет по пятнадцать, мы были поклонниками "Кино". Приветствовали с радостью каждый новый альбом. Очень расстроились, когда Цой умер. Сейчас я не слушаю "Кино" в повседневной жизни, но ценю воспоминания об этом.
(...) Когда нам предложили принять участие в трибьюте, мы долго думали. Все шло к тому, что лучше отказаться, потому что, на самом деле, исполнять чужие песни это не всегда бывает правильно. Все-таки Цой - это культовая личность. И его песни в его исполнении уже все сказали. Браться за аранжировку его песен - мы долго это обдумывали. Но потом решили, что таким образом мы... Можно будет сказать, что Цой жив, Цой будет жить.....

Александр "Ренегат" Леонтьев, "Кукрыниксы"

(...) У меня со всеми песнями Цоя связаны какие-то воспоминания, потому что я бывший киноман. Все песни знаю наизусть, но эта ("Скоро кончится лето...") больше всего в голову забилась, к тому же, по стилистике она нам самая близкая. Поэтому мы вообще, по-моему, единственные, кто серьезно песню записал. То, что я слышал пока - "Чичерина", "Мумий Тролль" - все весело очень. Но я отнесся к делу очень серьезно, просто потому что к Цою отношусь с большим пиететом по-прежнему, потому что это человек, который заставил меня начать играть на гитаре и т. д.

Евгений "Ай-яй-яй" Федоров, Tequilajazzz

Мы очень любим и раннее, и позднее "Кино". Ранний период дорог тем, что попал на школьный период, вызывающий самые романтические воспоминания в голове.
"Транквилизатор" - тогда эта песня была знаковой; мы ходили по улицам и пели ее - мычали. Само собой так получилось, что мы решили ее записать. Мы решили изменить гармонию, не изменяя мелодию вообще. (...) Сначала мы хотели, чтобы это была евро-японская вещь, но сейчас видим, что японского здесь не нужно. Зато в этой песне есть Борис Гребенщиков. Он поет там одно слово три раза... Для того, чтобы было настроение то... БГ ведь довольно часто пел бэк-вокал на ранних альбомах "Кино", а мы хотели, чтобы было настроение того "Кино".

Егор Тимофеев, "МультFильмы"

(...) Мы сели на репетицию, отслушали альбомы "45" и "46" и выбрали песни. Сначала "Зеленый пиджак", потому что нам показалось, что она хорошо должна получиться. Ну, она и получилась хорошо, совсем какая-то она не не хитовая, не коммерческая вышла. Поэтому записали еще одну песню, "Это не любовь", хотя я до сих пор не уверен, которая мне больше нравится. (...) Я очень серьезно отношусь к этому проекту, считаю, что тут неуместен кич. Потому что это все-таки не для того записывается, чтобы раскрутить свое имя и свою группу, а для того, чтобы вспомнили о группе "Кино". Я надеюсь, что принимали участие в этом только те люди, которые действительно любят "Кино". А не те, кто просто решил записать песню Цоя, потому что этот альбом будет продаваться большим тиражом.

Снэйк, "Наив"

Мы всегда были большими поклонниками "Кино" и иногда для себя на репетициях наигрывали какие-то куски из той же "Мамы- анархии", что-то из "Группы крови"... Один раз мы как-то на репетиции попробовали сыграть "Маму-анархию" в своем видении, все высказали свои идеи, как они видят эту песню и аранжировка сложилась буквально за одну репетицию без преувеличения... (...) Потом мы стали играть ее на концертах. А люди настолько восприняли хорошо эту песню, что мы решили, что ее надо и в альбом брать. (...) Настолько она органично вплелась в весь материал группы, что создавалось впечатление, что это мы ее написали. (...) "Маму- анархию" мы сделали совершенно по-своему. Она от оригинала отличается полностью, мы взяли только гармонию и текст. У нас там есть элементы ска, элементы такого полноценного напористого панк-рока, есть даже чуть-чуть глем-рока,. то есть там все есть, что мы любим.

Вячеслав Бутусов

(...) Мне Панкер сначала с концептуальной точки зрения предложил сделать совсем акустическое под гитару что-нибудь, учитывая мою специфику нынешнюю. Я начал выбирать песни и, в общем-то, уже выбрал штук восемь, которые можно было бы спеть в таком, облегченном варианте, в камерном, но у меня песня "Звезда по имени Солнце" давно в голове вертится, правда, в варианте военного марша. (...) Целый год эта песня вертелась у меня в голове. Я даже не знал, что планируется выпустить альбом... Я ходил и пел ее. Год. Мне близка эта тема - внутренней войны. (...)
Я с уважением всегда относился к тому, что делала группа "Кино", мне нравилась эта сдержанность, такая простота, меня это устраивало, по моим внутренним эстетическим соображениям. (...) Мне всегда были близки тексты Цоя, но мне до сих пор не понятно, как он ухитрялся подбирать очень верные выражения, очень верные слова, то есть это наверное не просто так...

Лева, "Би-2"

В первый раз я услышал "Кино" в 1985 году, как сейчас помню, это была песня "Троллейбус, который идет на Восток". Мне тогда еще показалось, что это очень похоже на "Аквариум". А осмысленно я стал слушать группу в 87 году, когда вышел альбом "Группа крови". Когда "Кино" выступало в Минске, это было еще в какие-то дремучие времена, денег на билеты не было, и мы с другом пробрались на стадион, спрятались под скамейками, и пролежали там целый день на сыром бетоне. И только когда народ начал собираться, мы выползли и подошли к гримерке. Тут подъехала "Чайка", из нее вышло все "Кино", и я их рассмотрел с расстояния в один метр. А потом был концерт. Я уж не помню, что там было со звуком, тогда мне это было неинтересно, но общее ощущение было просто фантастическим. (...)
У нас был выбор между двумя песнями - "Электричка" и "Кукушка". Но "Кукушка" более мелодичная, и мы недолго раздумывали. Всю аранжировку сделали дома и за два дня записали песню в студии.

Борис Гребенщиков, "Аквариум"

Познакомились мы, как известно, в электричке, когда ехали с какого-то моего концерта в Петергофе. (...) И они подсели ко мне - Витька и Рыба, то есть Леша Рыбин. Кстати и гитара оказалась, и Витька спел пару песен. А когда слышишь правильную и нужную песню всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору Бог знает какого века - вот у меня тогда было тоже самое. Он спел две песни. Одна из них была никакой, но показывала, что человек знает, как обращаться с песней, а вторая была "Мои друзья". И она меня абсолютно сбила с нарезки. Это была уже песня, это было настоящее. Когда через молоденького парня, его голосом проступает столь грандиозная штука - это всегда чудо. Такое со мной случалось очень редко, и эти радостные моменты в жизни я помню и ценю.

"Чичерина"

Отношение к группе "Кино" в нашем коллективе разное. Кто-то в свое время фанател от Цоя, кто-то вообще не был знаком с его творчеством. Но вот песня "Прохожий"... Она такая... Про нас... Она дурацкая, разгильдяйская, она вообще на "Кино" не похожа. Как затесалась эта песня в альбом "Группа Крови" - не понятно. (...) По радио звучат песни "Кино", из последних альбомов, так они не воспринимаются, как старые песни... Если того же периода группу "Алиса" слушать, понятно, что это 80-е годы, что это было тогда, что это сейчас не актуально. А слушаешь группу "Кино" того же времени - и нормально вообще. То есть современно звучит даже через десять лет.

Роман Ягупов, Zdob Si Zdub

(...) Я познакомился здесь, в Москве, с цыганским трио Эрденко, я к ним ходил в ресторан и пел там с ними даже.. А потом мне сказали, что есть такое предложение, поучаствовать в трибьюте, и я почему-то начал петь сразу в машине эту песню, "Видели ночь". (...) Самое главное в нашей версии - идея. Двойная такая фишка - во-первых, аранжировка сама по себе, а во-вторых, "видели ночь, гуляли всю ночь до утра", естественно, без цыган это никак не может быть, даже в Питере. (...) Виктор Цой - это очень весомая фигура в русском рок-н-ролле, а группа "Кино" - это первые наши настоящие суперстарз.

Олег Скрипка, "Воплi Вiдоплясова"

Получив предложение поучаствовать в трибьюте и переслушав ранние альбомы "Кино", я обнаружил, что Цой заложил один из первых кирпичиков моего музыкального образования. Его творчество, на мой взгляд, определило основной вектор эволюции современной рок-музыки пост-советского пространства. (...) Мы записали песню "Солнечные дни", причем, не только на русском языке, но еще и на украинском, и на французском. Оба эти языка очень хорошо легли на музыку Цоя. У меня в голове сразу сложилось, как это будет звучать, я быстро набросал переводы на оба языка, даже с рифмами. Мы решили записать три версии, а потом выбрать, какая лучше. Но все версии получились хорошие, и тогда мы записали еще и версию на трех языках сразу. Как в советские времена какие-то румыны пели - куплет на русском, куплет на румынском...

16.11.2000, Светлана ГУДЕЖ (предоставлено автором)