ФЕСТИВАЛЬ  SEALT: "Человек видит интересную упаковку и начинает слушать тех, кого не знал"

Накануне мини-фестиваля лейбла SEALT Звуки поговорили с его основателем Евгением Кулешовым о коллекционировании и тёплом аналоговом звуке.

Московский лейбл SEALT в этом году отмечает двойной юбилей – пятилетие и двадцатый релиз в каталоге. По такому случаю SEALT впервые выходит в публичное пространство. В арт-центре "Винил" (а где еще отмечать юбилей лейблу, издающему исключительно виниловые пластинки) SEALT устраивает собственный мини-фестиваль с пятью (видимо, по числу лет) живыми выступлениями. Накануне фестиваля мы поговорили с основателем лейбла Евгением Кулешовым о страсти к коллекционированию, о том, куда делся станок для производства винила с лейбла "Мелодия" и о том, как заинтересовать людей музыкой, которую они никогда не слышали.

Звуки: Скажи, в чем для тебя музыкальная концепция лейбла? На сайте написано "IDM, Ambient, Industrial" – насколько ты вообще ориентируешься на эти тэги когда выбираешь музыку для издания?
Евгений: Все тэги сейчас размыты, так что стилистики как таковой нет, ориентируюсь скорее на субъективные ощущения. Индастриал, IDM и всё прочее уже сильно перемешались. Так что стили на сайте – скорее дань старине, тому что было раньше.

Звуки: Насколько ты стараешься быть современным или наоборот несовременным? Что для тебя идеал звука? Он в девяностых, в семидесятых или какой-то новый и футуристический?
Евгений: Я не против современного звука, но я начинал с Tangerine Dream, Клауса Шульца (Klaus Schulze), собирал это всё на виниле, и до сих пор мне всё это нравится и может быть каким-то образом влияет на то, что я издаю сейчас. Даже индастриал мне больше нравится шумовой, записанный на живых инструментах, а не цифровой. Так что мне ближе девяностые, восьмидесятые и может быть даже семидесятые годы.

Звуки: А откуда взялась визуальная концепция, как тебе пришла в голову делать эти лимитированные handmade издания?
Евгений: Мой вдохновитель – маленький бельгийский лейбл Spectre, ныне уже почивший. Они издавали исключительно индастриал и шумовую музыку и оформляли всё подобным образом, каждая пластинка буквально вылизывалась. Так что "люксовые" издания (20-30 копий из ста с особенным оформлением) я перенял оттуда.

Звуки: Ты же сам коллекционер, ты собирал все эти странные пластинки?
Евгений: Да, этот лейбл у меня почти полностью собран. Главное, я собрал все четыре суперлимитированных пластинки оттуда. Их на самом деле очень мало, они выпускали один релиз в год-два, и сейчас эти пластинки стоят по 400 евро. Еще у меня в коллекции Hymen records, почти все виниловые издания, которые они тогда делали, ну и конечно Fax +49-69/450464, однажды я на ebay купил целую коробку факсовского винила. Это, конечно, был не знаменитый "Collectors Box", но явно была какая-то оптовая поставка. Так что у меня есть все пластинки Пита Намлука (Pete Namlook).

Звуки: А как то, что ты делаешь лейбл, влияет на страсть к коллекционированию? Не пропадает ли запал, когда ты оказываешься внутри процесса?
Евгений: Пропадает. Сейчас я уже почти ничего не покупаю – когда пропускаешь весь процесс через себя, трепет к раритетам уже ослабевает. Но конечно, есть какие-то релизы, которых ждёшь или старые, которые продолжаешь искать, но их мало. Например, одну из редких пластинок Spectre я так и не купил. Упаковка там сделана из камня, металла и стекла, ну и эту пластинку я конечно очень хочу достать.

Звуки: Расскажи про завод, на котором ты печатаешь пластинки. Там, говорят, есть какой-то русский след. Как ты вышел на них?
Евгений: Пластинки я печатаю в Италии, и вышел на них по рекомендации знакомых немцев из нойзовой группы Heimstatt Yipotash. Они в своё время выпускали семидюймовку и посоветовали мне этих ребят. Их главное достоинство в том, что они не берут предоплаты. С немцами так никогда не выйдет, ты у них можешь хоть 20 релизов сделать, но они всё равно просят деньги вперед. А эти просят оплату только после того, как сделают тираж и даже отправят его. А потом выяснилось, что у Филиппа, который держит завод, есть русский компаньон. И станок этот он каким-то образом вывез с апрелевского завода. На сайте завода даже выложены фотографии, на которых виден этот пресс с русскими надписями. Так что мы печатаем пластинки на станке с "Мелодии"!

Звуки: У тебя на лейбле появляются иностранные артисты, причем чем дальше, тем больше. Как вообще формируется комьюнити вокруг лейбла, тебе просто шлют демо?
Евгений: Да, демо шлют очень много. Вот буквально сегодня получил музыку из Португалии. Стараюсь всё это, конечно, пропускать через себя. Иногда слушаешь и даже нравится, но понимаешь, что просто не продашь. Тут я полагаюсь на чутьё, не советуюсь с магазинами, просто чувствую, "прокатывает" музыка или нет.

Звуки: Есть ли у тебя "артист мечты" - музыкант, которого ты бы хотел подписать?
Евгений: Я очень хотел чтобы у меня были Fizzarum, и в итоге это сбылось. Дань тому времени, двухтысячным годам. А сейчас даже сложно сказать. Все, кто у нас издаётся, они и есть лучшие артисты.

Звуки: А как поживает твой собственный проект Arx Kaeli? Я с удивлением обнаружил, что твой альбом переиздал Hymen! Такое с русскими музыкантами мягко говоря не каждый день случается, а ты даже не писал об этом.
Евгений: Сейчас я музыку подзабросил и занят лейблом. Но да, моя пластинка тоже будет продаваться на фестивале. А Hymen переиздал альбом, который я записывал вместе с немцем the_empath, и изначально он выходил на SEALT. Там три моих трека, три его трека и один совместный. Я ему посылал сэмплы, он – мне. Получилась полнометражная пластинка про экологическую катастрофу, у него про Фукусиму, у меня про Чернобыль. И этот альбом был ключом к окупаемости лейбла. С этого, пятого релиза, лейбл начал работать в плюс. Я с этим проектом начал уже приобретать какую-то известность, а потом этот альбом еще очень хорошо продался на немецком фестивале Machinenfest в 2012-м. Там 20 пластинок ушло почти моментально. За дистрибьюцию альбома взялся Hymen, ну и дальше они решили сами сделать цифровое издание, добавив туда ремиксы.

Звуки: Я так понимаю, что с Machinenfest ты сейчас активно сотрудничаешь?
Евгений: Да, изначально я выпускал артистов (Flint Glass, the_empath, Heimstatt Yipotash), которые там сами выступали, ну и продавали там свои пластинки. Когда они выступают, то в видеоряд добавляется изображение этих пластинок, получается дополнительное промо. А в 2014-м я сам съездил туда, и теперь для меня там держат для меня столик, где я могу выставлять свою продукцию.

Звуки: И как, интерес к твоим пластинкам был?
Евгений: Да. Конечно, тут влияет интересная упаковка. Человек её видит, подходит поинтересоваться, начинает что-то слушать и часто уходит с несколькими пластинками даже если он изначально никого из музыкантов не знал. Я ведь продавал, по сути, неизвестных для них артистов, привёз туда русских музыкантов – Ambidextrous, Fizzarum и всё что последнее издавалось. И пластинок ушло очень много.

Звуки: Ну и наконец, как тебе пришла идея делать здесь фестиваль?
Евгений: За это надо сказать спасибо Серёже из Midimode. Изначально это была его инициатива, а я прикинул и… почему бы и нет, пусть будет! Если сейчас всё пройдет удачно, можно попробовать делать эти мероприятия регулярно, а если кризисная волна спадёт, то можно и иностранцев привозить. Все, кто у нас издаётся, очень хотят приехать. У меня есть, например, греческий музыкант To Travel Without Any Certain Destination, у него давняя идея выступить в России.

SEALT LABEL SHOWCASE

AMBIDEXTROUS
SALFETKY
JAN AMIT
MIDIMODE
DIRTY OWL

Москва, Арт-центр "Винил"
4 апреля, 19:00

02.04.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: