Московский лейбл SEALT в этом году отмечает двойной юбилей – пятилетие и двадцатый релиз в каталоге. По такому случаю SEALT впервые выходит в публичное пространство. В арт-центре "Винил" (а где еще отмечать юбилей лейблу, издающему исключительно виниловые пластинки) SEALT устраивает собственный мини-фестиваль с пятью (видимо, по числу лет) живыми выступлениями. Накануне фестиваля мы поговорили с основателем лейбла Евгением Кулешовым о страсти к коллекционированию, о том, куда делся станок для производства винила с лейбла "Мелодия" и о том, как заинтересовать людей музыкой, которую они никогда не слышали.
Звуки: Скажи, в чем для тебя музыкальная концепция лейбла? На сайте написано "IDM, Ambient, Industrial" – насколько ты вообще ориентируешься на эти тэги когда выбираешь музыку для издания?
Евгений: Все тэги сейчас размыты, так что стилистики как таковой нет, ориентируюсь скорее на субъективные ощущения. Индастриал, IDM и всё прочее уже сильно перемешались. Так что стили на сайте – скорее дань старине, тому что было раньше.
Звуки: Насколько ты стараешься быть современным или наоборот несовременным? Что для тебя идеал звука? Он в девяностых, в семидесятых или какой-то новый и футуристический?
Евгений: Я не против современного звука, но я начинал с Tangerine Dream, Клауса Шульца (Klaus Schulze), собирал это всё на виниле, и до сих пор мне всё это нравится и может быть каким-то образом влияет на то, что я издаю сейчас. Даже индастриал мне больше нравится шумовой, записанный на живых инструментах, а не цифровой. Так что мне ближе девяностые, восьмидесятые и может быть даже семидесятые годы.
Звуки: А откуда взялась визуальная концепция, как тебе пришла в голову делать эти лимитированные handmade издания?
Евгений: Мой вдохновитель – маленький бельгийский лейбл Spectre, ныне уже почивший. Они издавали исключительно индастриал и шумовую музыку и оформляли всё подобным образом, каждая пластинка буквально вылизывалась. Так что "люксовые" издания (20-30 копий из ста с особенным оформлением) я перенял оттуда.
Звуки: Ты же сам коллекционер, ты собирал все эти странные пластинки?
Евгений: Да, этот лейбл у меня почти полностью собран. Главное, я собрал все четыре суперлимитированных пластинки оттуда. Их на самом деле очень мало, они выпускали один релиз в год-два, и сейчас эти пластинки стоят по 400 евро. Еще у меня в коллекции Hymen records, почти все виниловые издания, которые они тогда делали, ну и конечно Fax +49-69/450464, однажды я на ebay купил целую коробку факсовского винила. Это, конечно, был не знаменитый "Collectors Box", но явно была какая-то оптовая поставка. Так что у меня есть все пластинки Пита Намлука (Pete Namlook).
Звуки: А как то, что ты делаешь лейбл, влияет на страсть к коллекционированию? Не пропадает ли запал, когда ты оказываешься внутри процесса?
Евгений: Пропадает. Сейчас я уже почти ничего не покупаю – когда пропускаешь весь процесс через себя, трепет к раритетам уже ослабевает. Но конечно, есть какие-то релизы, которых ждёшь или старые, которые продолжаешь искать, но их мало. Например, одну из редких пластинок Spectre я так и не купил. Упаковка там сделана из камня, металла и стекла, ну и эту пластинку я конечно очень хочу достать.
Звуки: Расскажи про завод, на котором ты печатаешь пластинки. Там, говорят, есть какой-то русский след. Как ты вышел на них?
Евгений: Пластинки я печатаю в Италии, и вышел на них по рекомендации знакомых немцев из нойзовой группы Heimstatt Yipotash. Они в своё время выпускали семидюймовку и посоветовали мне этих ребят. Их главное достоинство в том, что они не берут предоплаты. С немцами так никогда не выйдет, ты у них можешь хоть 20 релизов сделать, но они всё равно просят деньги вперед. А эти просят оплату только после того, как сделают тираж и даже отправят его. А потом выяснилось, что у Филиппа, который держит завод, есть русский компаньон. И станок этот он каким-то образом вывез с апрелевского завода. На сайте завода даже выложены фотографии, на которых виден этот пресс с русскими надписями. Так что мы печатаем пластинки на станке с "Мелодии"!
Звуки: У тебя на лейбле появляются иностранные артисты, причем чем дальше, тем больше. Как вообще формируется комьюнити вокруг лейбла, тебе просто шлют демо?
Евгений: Да, демо шлют очень много. Вот буквально сегодня получил музыку из Португалии. Стараюсь всё это, конечно, пропускать через себя. Иногда слушаешь и даже нравится, но понимаешь, что просто не продашь. Тут я полагаюсь на чутьё, не советуюсь с магазинами, просто чувствую, "прокатывает" музыка или нет.
Звуки: Есть ли у тебя "артист мечты" - музыкант, которого ты бы хотел подписать?
Евгений: Я очень хотел чтобы у меня были Fizzarum, и в итоге это сбылось. Дань тому времени, двухтысячным годам. А сейчас даже сложно сказать. Все, кто у нас издаётся, они и есть лучшие артисты.
Звуки: А как поживает твой собственный проект Arx Kaeli? Я с удивлением обнаружил, что твой альбом переиздал Hymen! Такое с русскими музыкантами мягко говоря не каждый день случается, а ты даже не писал об этом.
Евгений: Сейчас я музыку подзабросил и занят лейблом. Но да, моя пластинка тоже будет продаваться на фестивале. А Hymen переиздал альбом, который я записывал вместе с немцем the_empath, и изначально он выходил на SEALT. Там три моих трека, три его трека и один совместный. Я ему посылал сэмплы, он – мне. Получилась полнометражная пластинка про экологическую катастрофу, у него про Фукусиму, у меня про Чернобыль. И этот альбом был ключом к окупаемости лейбла. С этого, пятого релиза, лейбл начал работать в плюс. Я с этим проектом начал уже приобретать какую-то известность, а потом этот альбом еще очень хорошо продался на немецком фестивале Machinenfest в 2012-м. Там 20 пластинок ушло почти моментально. За дистрибьюцию альбома взялся Hymen, ну и дальше они решили сами сделать цифровое издание, добавив туда ремиксы.
Звуки: Я так понимаю, что с Machinenfest ты сейчас активно сотрудничаешь?
Евгений: Да, изначально я выпускал артистов (Flint Glass, the_empath, Heimstatt Yipotash), которые там сами выступали, ну и продавали там свои пластинки. Когда они выступают, то в видеоряд добавляется изображение этих пластинок, получается дополнительное промо. А в 2014-м я сам съездил туда, и теперь для меня там держат для меня столик, где я могу выставлять свою продукцию.
Звуки: И как, интерес к твоим пластинкам был?
Евгений: Да. Конечно, тут влияет интересная упаковка. Человек её видит, подходит поинтересоваться, начинает что-то слушать и часто уходит с несколькими пластинками даже если он изначально никого из музыкантов не знал. Я ведь продавал, по сути, неизвестных для них артистов, привёз туда русских музыкантов – Ambidextrous, Fizzarum и всё что последнее издавалось. И пластинок ушло очень много.
Звуки: Ну и наконец, как тебе пришла идея делать здесь фестиваль?
Евгений: За это надо сказать спасибо Серёже из Midimode. Изначально это была его инициатива, а я прикинул и… почему бы и нет, пусть будет! Если сейчас всё пройдет удачно, можно попробовать делать эти мероприятия регулярно, а если кризисная волна спадёт, то можно и иностранцев привозить. Все, кто у нас издаётся, очень хотят приехать. У меня есть, например, греческий музыкант To Travel Without Any Certain Destination, у него давняя идея выступить в России.
SEALT LABEL SHOWCASE
AMBIDEXTROUS
SALFETKY
JAN AMIT
MIDIMODE
DIRTY OWL
Москва, Арт-центр "Винил"
4 апреля, 19:00
1966 – Группа Rolling Stone выпустила сингл Paint it Black. По слухам, основу для песни придумал басист Билл Уайман, которого посадили играть на электрооргане. Не владея инструментом, он начал просто лупить по педалям кулаками, чтобы достичь наиболее глубокого звука »»
Ritchie VALENS (1941)
Stevie WONDER (1950)
Ronnie FOSTER (1950)
Paul THOMPSON (1951)
Tom MORELLO (1964)
Robert PATTINSON (1986)
Александр РЫБАК (1986)