ИЗ ЖИЗНИ  Покупайте билеты, братья

Зона турбулентности или жесткая посадка: что будет с концертным бизнесом в России?

Хотя впереди у российского концертного рынка не лучшие времена, бывалые промоутеры стараются бодриться. "На нашем веку уже был и 98-й, и 2008-й", - это естественный и очень разумный механизм самозащиты от паники, в трудные периоды люди любят напоминать себе о том, что кризис - явление временное. С другой стороны, после обвалившего российскую экономику Черного Понедельника мало кто возьмется предсказать, насколько "близко зима" и как долго она продлится. Что станет с ценами билетов на концерты? Кого из музыкантов в ближайший год будет реально привезти в Россию? Насколько силен политический фактор при переговорах с артистами? Попробуем разобраться вместе с ведущими представителям индустрии.

В ожидании спуска

По данным агентства "Интермедия", концертный рынок в России, показывая стабильный прирост в 15-20 процентов ежегодно, достиг своего пика в 2013 году, в 2014-ом удержался на том же уровне, но в этом году почти наверняка спикирует вниз. Точные цифры спрогнозировать трудно, однако региональные промоутеры, занимающиеся концертами местных поп-звезд, оценили падение в 30 процентов. Сокращение бюджетов на новогодние корпоративы уже заставило менеджмент артистов снизить гонорары, обеднеет и традиционный "чес" по стране - чтобы наполнять залы, промоутерам приходится удешевлять билеты.

С приездом зарубежных исполнителей ситуация и того хуже: это местных деятелей шоубиза можно перевести на рублевую оплату, гонорары же иностранных исполнителей жестко привязаны к доллару и евро. "Самая главная опасность — повышение доллара. Приходится много считать, потому что билеты не должны быть безумно дорогими. Из-за этого часть артистов привезти сейчас невозможно, потому что спонсоров, как правило, нет", - рассуждает Владимир Зубицкий, президент компании "Русский Шоу-Центр".

Прогнозы о том, какую пробоину получит рынок разнятся - в своей пессимистичности. Евгений Ладыженский из Smart.Network Agency считает, что количество привозов зарубежных артистов уменьшилось на 30% процентов, владелец клуба Ray Just Arena Анатолий Сульянов называет другую цифру - 50%. И это не предел. "Вероятно, что осень и следующий год окажутся довольно пустыми. Я думаю, что падение рынка составит от 80 до 90 процентов. Сильное колебание курса рубля не позволяет промоутерам вести серьезные переговоры с большими артистами", - комментирует ситуацию Сергей Мельников, генеральный директор концертного агентства "Мельница", - "до каких-то пор можно пытаться компенсировать расходы засчет повышения цен, но всему есть предел - люди просто перестанут покупать билеты".
Глава агентства TCI Эдуард Ратников также указывает на другой, практически некалькулируемый фактор концертного бизнеса - настроение зрителя: "Много зависит от того, хотят ли люди в стране развлекаться или нет. Культурный уровень, приоритеты, нравственность — все это сильно зависит от политики партии".

А что у вас с правами человека?

О политике тоже приходится говорить. Ратников в беседе со Звуками отмечает "падение репутации России из-за украинского конфликта" и "манипуляции в СМИ", которые серьезно портят имидж страны за рубежом. Это подтверждает Мельников: "[Политический] барьер отвлек 70 процентов [зарубежных] артистов, которые до того были готовы выступать в России. Отказы были и раньше, но их было немного. После начала российско-украинского кризиса стало гораздо больше. Артисты и их агенты дали понять: "Не сейчас". Официальные формулировки при этом максимально расплывчатые, но за словами "отменено по решению менеджмента" все чаще стоят политические мотивы. "Публичных заявлений никто не делал, но все и так понятно: если артист какое-то время ведет переговоры, а потом вдруг их сворачивает, скорее всего причины лежат в области политики".
Впрочем, если падение курса рубля однозначно бьет по индустрии, то политическая конъюнктура меняется более непредсказуемо. В пример Мельников приводит один из самых нашумевших случаев 2014 года: "У каждого своя антенна, каждый принимает свои сигналы. У группы The National, с которыми мы подписали контракт, за полгода до концерта сильно занервничал агент и попросил нас отменить выступления. Группа известна своими политическими взглядами, и в тот момент они потеряли желание приезжать в Россию, хотя изначально очень хотели. А теперь они вернулись к переговорам и снова хотят выступить, хотя казалось бы, ситуация наоборот усугубилась. Как это происходит, я не понимаю".
"Есть те, кого интересуют только деньги, им совершенно безразлично, где играть и перед кем. А есть те, для кого выступить в России престижно, им принципиально показать, что они выше политики, что они, даже будучи несогласными с позицией лидера государства, приезжают сюда выступать для своих поклонников, поддержать их в трудную минуту".

Промоутеры сходятся на том, что речь об отмене уже запланированных концертов не идет, хотя и тут приходится делать оговорки: "Если евро будет стоить 200 рублей, вероятность [срыва] велика. Но если курс сохранится на нынешнем уровне, проблем не будет", - уточняет Мельников.

Туманное послезавтра

Если не закладываться на антиутопические сценарии, можно сказать, что запас концертов на 2015 год не пострадает (хотя маленькие тревожные звонки поступают регулярно: во время написания этой статьи, к примеру, отменился московский концерт The Stranglers и перенеслось на июль выступление Яна Тирсена). А вот дальше сократится как репертуар, так и география гастролей. Мельников прогнозирует: "Туров по городам сейчас совсем не будет, промоутеры будут ограничиваться Москвой и Питером, потому что они интерес к концертам точно не потеряют и риски тут будут не выше обычных. Может быть, к этим двум городам будет добавляться еще один, да и то вряд ли".

Промоутеры подтверждают, что в нынешних условиях ставка будет сделана на проверенных исполнителей - тех, кому туры по России организовывать можно. "Мы вышли из гонки за артистами. Начинает работать принцип самосохранения", - говорит Ратников. - "Наши конкуренты стараются не бороться за одних и тех же артистов так, как это было в более благополучные времена. Мы перестали экспериментировать и пользуемся тем, что было наработано годами".
"По моим прикидкам, осталось 20 процентов артистов, с которыми можно вести переговоры о дальнейших концертах", - утверждает Мельников. - "Выигрывать будут только суперзвезды, на которых ходят за любые деньги. Они могут повышать гонорары". В качестве подушки безопасности он также рассчитывает на ростер российских артистов, который не так зависим от шаткого валютного курса: "В рублевом эквиваленте рынок не потерял".

Зубицкий прямо говорит, что задача его команды "сохранить компанию и не уйти в большой минус". Мельников тоже настроен скептически, хотя и отмечает, что в лихую годину у партнеров по бизнесу появляется чувство локтя: "Сейчас все занимают выжидательную позицию. На то, что рынок придет в порядок и гонорары перестанут расти, я не рассчитываю. Рынок будет ужиматься. Контрагенты, которые участвуют в концертном бизнесе, друг друга слышат, поддерживают и понимают, что в этой беде нужно быть ближе". Ратников настроен более оптимистично: "Мы как пилот, который ведет самолет через зону турбулентности: вокруг сверкают молнии, агрессивные потоки воздуха со всех сторон, но мы находим какие-то просветы, чтобы довести лайнер до цели".

06.02.2015, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: