ФЕСТИВАЛЬ  Flow 2014: день 2

Manic Street Preachers, Джеймс Холден, Нене Черри и другие концерты второго дня Flow 2014.

Длинную программу второго дня открывает Астрид Свон (Astrid Swan). Лысая женщина с венком на голове исполняет невразумительный поп, так что с главной сцены приходится ретироваться в Mixradio Music Hall, там музыка поинтереснее. Shivan Dragn – новый проект вокалиста группы Rubik, пару лет назад собравшей тут нереальный аншлаг. Финские юноши чётко ловят тренды, рубиковского рока и след простыл, трио Shivan Dragn звучит как нео-R&B с надломленным вокалом под довольно затейливые электронные аранжировки. Само действо тоже достойно – к вокалу прилагается гитара и много электроники.

В 16-00 в Lumia Tent – один из главных для меня концертов субботы, финские спейс-рокеры Siinai. На сцене целая толпа для создания стены звука – клавишники, гитаристы, а барабанщиков аж трое, и все как один длинноволосые. Звучат Siinai и впрямь мощно, больше всего это напоминает разросшуюся группу Zombi конца нулевых, чуть реже Tangerine Dream, а под конец финны выдают мощнейшего пост-рока не слабее Godspeed You! Black Emperor. Сыграть бы им в России, у нас такое ценят и любят, главное, чтобы российские промоутеры не убоялись везти такую ораву народа.

На главной сцене тем временем развлекают публику африканскими танцами Les Ambassadeurs из Мали, большая компания чёрных людей во главе экстравагантным пожилым джентльменом, абсолютно белым. Салиф Кейта (Salif Keita), главный певец африканского континента, негр-альбинос, выглядит совершенно инопланетно. Les Ambassadeurs впервые собрались в начале семидесятых, а под реюнион Кейта даже рекрутировал Амаду (Amadou), который тут довольствуется скромной ролью гитариста «второй линии». Голос у Салифа и впрямь фантастический, да и в целом представление впечатляет, даже жаль уходить после получаса, но пропускать Антти Толви (Antti Tolvi) тоже не хочется. Лохматый финн играет на фортепиано добрый минимализм в духе Антона Батагова. Возвращаем кармические долги за вчерашний рейв путём прослушивания тихой и умной музычки.

«Отведать местных митболов» – такая же часть обязательной программы Flow, как например, «послушать 10 финских групп». С едой в этот раз вообще хорошо, выбор большой, очередей почти нет, разве что в фалафельной огромная толпа, у финнов это тренд сезона. После плотного обеда заходим посмотреть на Scandinavian Music Group, но тут довольно скучно. ABBA-образные финки играют нечто среднее между сентиментальным девочко-попом под восьмидесятые и группой Чичерина. Поэтому бегом на Balloon Stage, занимать места перед Нене Черри (Neneh Cherry).

До концерта еще полчаса, но тут уже аншлаг. По задумке организаторов часть публики должны были «отъесть» The Horrors, но те свой концерт отменили. В сидячем амфитеатре (который очень похож на арену для тура «U2 360», только меньше раз в сто) и на африканцах с азиатами было тесновато, а уж на Черри – настоящее убийство. Для пущего садизма осталось только пригласить сюда U2. По сравнению с Сонаром, Черри, которая и так выглядела неплохо, помолодела еще лет на десять – завязала волосы в пучок и сменила платье на голубые кроссовки, шорты и футболку. Первый трек испорчен микрофонными наводками («А в чем прикол? Я думала, что могу по всей сцене бегать!», обращается удивленная Нене к звукорежиссерам), но дальше все просто идеально – звук, драйв, песни, поющий зал. Черри – артист года. Вот только немного жаль парня с пластинкой и маркером, который весь концерт пробивался в первый ряд, но не дошел примерно метр.

На главной сцене тем временем первый большой хедлайнер, Manic Street Preachers. Валлийцы сегодня в образе рок-н-рольных старпёров, «We’re a garage band, we came from garage land». Ники Вайр (Nicky Wire) в нелепо раскрашенном пиджаке и фуражке, Джеймс Дин Брэдфилд (James Dean Bradfield) в костюме и белой рубашке навыпуск, точь-в-точь британский клерк в пятницу вечером. Играют в основном старьё («Your Love Alone», «Tsunami», «Revol»), и даже обещают вернуться и сыграть целиком диск «Holy Bible». Короче говоря, предсказуемо, но приятно. «If You Tolerate This» финны поют хором, а первый ряд машет флагом Уэльса. Моих любимых песен в сетлисте, как обычно, ноль (уж про «самолёт из сраной москвашки» вполне могли бы спеть), но надежд особых и не было.

Дослушав «Мэников», ненадолго забегаю в Voimala посмотреть на Kemalliset Ystavat. Те играют веселую и чуточку сумбурную фолктронику – под это бы и поплясать можно, но публика чинно сидит на табуреточках, площадка обязывает. Ну ладно, плясать будем в Black Tent, там играет Джеймс Холден (James Holden). За год британец преобразился до неузнаваемости – отныне никакого техно. На сцене с ним барабанщик Том Пейдж (Tom Page), час назад игравший с Нене Черри, и саксофонист, а сам Холден ловко управляется с модульным синтезатором. Троица играет сумасшедше крутой неокраут – очень живой, драйвовый, динамичный и насыщенный событиями. Ничего лучше на фестивале пока не было.

В принципе, после такого можно уже и домой, но любопытство побеждает – тусуем дальше. В Voimala опять тихий академизм. Miaux, бельгийская барышня в белом платье, играет на единственном синтезаторе нечто среднее между барочной музыкой и ретро-электроникой в духе Уолтера Карлоса (Walter Carlos).

А заканчивается день опять рейвом – в набитом до отказа Blue Tent француз Kavinsky развлекает потную публику электроникой в духе первого альбома Justice, с тяжелым диско-битом и перегруженными рифами «под гитару». Лайв скучнейший (подсвеченный лазерами француз машет ручками перед лаптопом), но музыка в самом деле недурна, во всяком случае под формат фестивальной субботы подходит хорошо. Впечатления не портит даже беспрецедентная для Flow давка. Протанцевав час, думаю уже пойти спать, но не посмотреть на Jamie XX было бы обидно. Тут, впрочем, ничего сверхъестественного – Джейми диджеит хаус, люди пляшут, но уже хотя бы по количеству публики видно, что соревнование с Кавински он проиграл в одни ворота.

13.08.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: