Каждый год приносит очередной антирекорд продаж музыки - 2013-ый исключением не стал. Журнал Music Week сообщает - в Великобритании впервые за несколько десятилетий ни один музыкант не смог продать больше миллиона экземпляров собственных пластинок. С одной стороны, альбомов-блокбастеров в этом году было немного и большая их часть ("ARTPOP", "Britney Jean", "PRISM", "Bangerz", "Swing Both Ways" и другие) вышла в конце года, просто не успев преодолеть этот знаковый рубеж. С другой - и такая нашумевшая пластинка "Random Access Memories" успеха не достигла. А их авторы Daft Punk, между прочим, родили безальтернативно главный сингл года "Get Lucky", который вытащил весь альбом "Random Access Memories" на первое место по продажам в третьем квартале, сделав общим продажам группы объем в 1,89 млн.
Синглы действительно чувствуют себя всё лучше - они целиком перешли в область цифровых продаж, и на физических носителях этот короткий формат остался скорее по привычке, из уважения, окончательно став фанатским предметом коллекционирования. С этим аспектом ситуация в индустрии больше напоминает начало шестидесятых, где наибольшее хождение имели синглы-сорокопятки, альбомы были недешевым удовольствием, а остальная музыка прослушивалась с помощью радиостанций.
Альбомы, конечно, дороже синглов, да и большинству дюжина песен разного уровня и качества от одного артиста не всегда и нужна. А место радиостанций в современном мире заняли стриминговые сервисы, которые имеют всё большее распространение по всему миру, и число которых постоянно множится. В США, например, на долю стриминга приходится 16% всех доходов индустрии. И их доля точно будет увеличиваться - с развитием "облачных" технологий всё меньшее число пользователей предпочитают хранить музыку на собственных винчестерах (тем более, что пиратский контент - дело подсудное, во всяком случае, в Америке), Крупнейший мировой игрок Spotify в Россию всё ещё не пришёл, совсем новые сервисы вроде iTunes Radio тоже, зато своё распространение начал Deezer. В числе передовых ресурсов по-прежнему находится Яндекс.Музыка, которая, по слухам, всё ещё убыточна, но в имиджевом плане впереди планеты всей - несколько десятков знаковых релизов российских артистов (в том числе Земфиры и Мумий Тролля) были презентованы именно на этой площадке, а постоянная реклама на Яндексе, самом популярном сайте России, и удобные приложения для телефонов тоже играют свою роль. Ну и очком в пользу стриминга является легальность, которая, в свою очередь, на руку теряющим прибыль корпорациям.
Последние, к слову, активно борются с нелегальным распространением музыки онлайн - за прошедший год Американская ассоциация звукозаписывающих компаний удалила из Google 35 миллионов ответов на поисковых выдачах, содержащих нелегальный контент. Ассоциация официально провозгласила переход музыкального бизнеса в цифровую плоскость. "Digital - это не наше будущее, это уже наше настоящее", - сообщает представитель RIAA, попутно жалующийся на то, что даже после такой активной трудоспособности ассоциации в поисковой выдаче всё равно находятся ссылки на пиратские файлы.
Главным стриминг-сервисом России всё же остаётся "ВКонтакте", и по соцсети постоянно наносятся удары со стороны правообладателей. Несколько дней назад НФМИ инициировало иск к соцсети от лица аж 9 музыкальных компаний, включая EMI, Warner и Sony, касаемый аж 6000 композиций. Эта претензия - одна из главных в числе претензий одного из основных акционеров USM Holdings к Павлу Дурову. Процесс обещает быть знаковым для социальной сети: он прояснит, встанет ли ВК на рельсы легальности, либо всё и будет ограничиваться периодическими судебными стычками. Тем не менее, уже в этом году сеть неоднократно удаляла фонограммы из сети по претензиям правообладателей, так что лёд тронулся.
В плоскость сети целиком перешло и активное промо новых записей артистов. Блог Embrace выбрал самые любопытные примеры онлайн-маркетинга. Аккаунты музыкальных артистов являются самыми многочисленными на абсолютно всех социальных площадках в сети - сильными сторонами надо уметь пользоваться. Например, Леди Гага (Lady Gaga), долгое время бывшая лидером по числу подписчиков в мировом Twitter, перед выходом сингла (опять же) "Applause" сменила аватар на дефолтовое "яйцо" и указала, что аккаунт временно приостановил своё действие, и возобновил в момент выхода песни. Кэти Пэрри (Katy Perry) с выходом второго сингла к альбому "PRISM" устроила на сайте интерактивную карту, на которой постились снимки из Instagram, содержащие специальный тэг с названием трека "Unconditionally". Именно Пэрри сменила Гагу на посту "Королевы Twitter" с почти 49 миллионами фолловеров. В общем, просто рекламы и хорошего клипа в наше время уже недостаточно.
В ближайший год-два нам наверняка стоит ждать открытия местного Spotify и развития имеющихся стриминговых сервисов; момента, когда продажи российского iTunes станут главным музыкальным чартом России; легализации контента "В Контакте"; а также необычных, отличающихся от привычных методов промо новых синглов и хитов. Шоу точно будет продолжаться и в Новом Году - посмотрим, как будут меняться исходя из веяний времени его правила и методы.
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)