ИЗ ЖИЗНИ  Назад в будущее

Продажи альбомов продолжают падать, но всё крепче себя чувствуют синглы. Что ждать индустрии в 2014 году?

Каждый год приносит очередной антирекорд продаж музыки - 2013-ый исключением не стал. Журнал Music Week сообщает - в Великобритании впервые за несколько десятилетий ни один музыкант не смог продать больше миллиона экземпляров собственных пластинок. С одной стороны, альбомов-блокбастеров в этом году было немного и большая их часть ("ARTPOP", "Britney Jean", "PRISM", "Bangerz", "Swing Both Ways" и другие) вышла в конце года, просто не успев преодолеть этот знаковый рубеж. С другой - и такая нашумевшая пластинка "Random Access Memories" успеха не достигла. А их авторы Daft Punk, между прочим, родили безальтернативно главный сингл года "Get Lucky", который вытащил весь альбом "Random Access Memories" на первое место по продажам в третьем квартале, сделав общим продажам группы объем в 1,89 млн.

Синглы действительно чувствуют себя всё лучше - они целиком перешли в область цифровых продаж, и на физических носителях этот короткий формат остался скорее по привычке, из уважения, окончательно став фанатским предметом коллекционирования. С этим аспектом ситуация в индустрии больше напоминает начало шестидесятых, где наибольшее хождение имели синглы-сорокопятки, альбомы были недешевым удовольствием, а остальная музыка прослушивалась с помощью радиостанций.

Альбомы, конечно, дороже синглов, да и большинству дюжина песен разного уровня и качества от одного артиста не всегда и нужна. А место радиостанций в современном мире заняли стриминговые сервисы, которые имеют всё большее распространение по всему миру, и число которых постоянно множится. В США, например, на долю стриминга приходится 16% всех доходов индустрии. И их доля точно будет увеличиваться - с развитием "облачных" технологий всё меньшее число пользователей предпочитают хранить музыку на собственных винчестерах (тем более, что пиратский контент - дело подсудное, во всяком случае, в Америке), Крупнейший мировой игрок Spotify в Россию всё ещё не пришёл, совсем новые сервисы вроде iTunes Radio тоже, зато своё распространение начал Deezer. В числе передовых ресурсов по-прежнему находится Яндекс.Музыка, которая, по слухам, всё ещё убыточна, но в имиджевом плане впереди планеты всей - несколько десятков знаковых релизов российских артистов (в том числе Земфиры и Мумий Тролля) были презентованы именно на этой площадке, а постоянная реклама на Яндексе, самом популярном сайте России, и удобные приложения для телефонов тоже играют свою роль. Ну и очком в пользу стриминга является легальность, которая, в свою очередь, на руку теряющим прибыль корпорациям.

Последние, к слову, активно борются с нелегальным распространением музыки онлайн - за прошедший год Американская ассоциация звукозаписывающих компаний удалила из Google 35 миллионов ответов на поисковых выдачах, содержащих нелегальный контент. Ассоциация официально провозгласила переход музыкального бизнеса в цифровую плоскость. "Digital - это не наше будущее, это уже наше настоящее", - сообщает представитель RIAA, попутно жалующийся на то, что даже после такой активной трудоспособности ассоциации в поисковой выдаче всё равно находятся ссылки на пиратские файлы.

Главным стриминг-сервисом России всё же остаётся "ВКонтакте", и по соцсети постоянно наносятся удары со стороны правообладателей. Несколько дней назад НФМИ инициировало иск к соцсети от лица аж 9 музыкальных компаний, включая EMI, Warner и Sony, касаемый аж 6000 композиций. Эта претензия - одна из главных в числе претензий одного из основных акционеров USM Holdings к Павлу Дурову. Процесс обещает быть знаковым для социальной сети: он прояснит, встанет ли ВК на рельсы легальности, либо всё и будет ограничиваться периодическими судебными стычками. Тем не менее, уже в этом году сеть неоднократно удаляла фонограммы из сети по претензиям правообладателей, так что лёд тронулся.

В плоскость сети целиком перешло и активное промо новых записей артистов. Блог Embrace выбрал самые любопытные примеры онлайн-маркетинга. Аккаунты музыкальных артистов являются самыми многочисленными на абсолютно всех социальных площадках в сети - сильными сторонами надо уметь пользоваться. Например, Леди Гага (Lady Gaga), долгое время бывшая лидером по числу подписчиков в мировом Twitter, перед выходом сингла (опять же) "Applause" сменила аватар на дефолтовое "яйцо" и указала, что аккаунт временно приостановил своё действие, и возобновил в момент выхода песни. Кэти Пэрри (Katy Perry) с выходом второго сингла к альбому "PRISM" устроила на сайте интерактивную карту, на которой постились снимки из Instagram, содержащие специальный тэг с названием трека "Unconditionally". Именно Пэрри сменила Гагу на посту "Королевы Twitter" с почти 49 миллионами фолловеров. В общем, просто рекламы и хорошего клипа в наше время уже недостаточно.

В ближайший год-два нам наверняка стоит ждать открытия местного Spotify и развития имеющихся стриминговых сервисов; момента, когда продажи российского iTunes станут главным музыкальным чартом России; легализации контента "В Контакте"; а также необычных, отличающихся от привычных методов промо новых синглов и хитов. Шоу точно будет продолжаться и в Новом Году - посмотрим, как будут меняться исходя из веяний времени его правила и методы.

30.12.2013, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: