MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-47. Дни 8, 9 и 10: волшебные сказки

Принц, контрабас и прекрасный замок: знаковые концерты Montreux Jazz.

Над Шильонским замком садится солнце. Оно отражается от воды, косые лучи проникают в высокие окна и падают на выложенные узорным камнем стены и деревянные балки. В парадном зале замка звучит классическая музыка в интерпретации известнейших джазменов и современных композиторов мира. Этот проект называется Montreux jazz Creations, и его создатели стремятся показать при помощи джазовых интерпретаций неразрывную связь музыкальных поколений - от академической музыки до авангарда. Именно здесь стоит провести пару вечеров фестиваля, если вам хочется дать себе отдых от суеты больших сцен.


11 июля. Песни норвежских мам.

На сцене Стравинского в этот вечер царит блюз: здесь презентует свой новый альбом "Souls Alike" десятикратная обладательница Грэмми Бонни Райт (Bonnie Raitt). Бонни в любом концерте неизменна: все тот же старый добрый Стратокастер, все тот же щедрый замес из соул, блюза и ритм-н-блюза (в его исконном варианте), плюс пара хороших каверов, типа "Right Down the Line" Джерри Рафферти (Gerry Rafferty) на закуску. Позже в минорных тонах вечер продолжит Бен Харпер (Ben Harper). Традиционный "блюзовый день" не сулит никаких открытий - для Монтрё это мероприятие носит обязательный характер, как и так называемая "бразильская ночь": зрители этому шоу обеспечены, но за открытиями лучше отправляться куда-то еще.

В Шильонском замке тем временем происходит первый из вечеров, в ходе которого представления широкой публики об академической игре проходят серьезное испытание на прочность. Здесь выступает дуэт психоделического джазового пианиста Бугге Вессельтофта (Bugge Wesseltoft) и академического норвежского скрипача Хеннинга Краггеруда (Henning Kraggerud). Оба - мастера своего дела, кажлый - в своем роде легенда. Баггге - один из ведущих мировых импровизационных композиторов, основатель и яркий представитель музыкального направления future jazz (nu-jazz), лидер группы New Conception Of Jazz. и владелец лейбла Jazzland Recordings, лауреат четырех норвежских Grammy (помимо бесчисленного количества других наград). Крагггеруд - ззнаменитейший скрипач, солирующий в лучших оркестрах Европы, художественный руководитель фестиваля камерной музыки Risør и художественный руководитель Камерного оркестра города Тромсе.
"Мы черпаем вдохновение в популярных мелодиях и песнях, которые нам пели мамы в далеком детстве", - говорит Краггеруд, предваряя концерт. Но это, пожалуй, не совсем полное описание происходящего. Дуэт интересно интерпретирует Грига и Брамса ("Wiegenlied" практически неузнаваема в ее ироничной импровизационной оболочке), вплетает в аранжировку знаменитые джазовые риффы и фразы из популяных песен, и, разумеется, щедро использует фольклор: от норвежского до кельтского. Главное, что вам предстоит узнать о классике в ходе концерта двух мэтров - она полна юмора и фантазии.

12 июля. После Баха.

А этот дуэт имеет для нас особое значение: сегодня в Замке играют битанский композитор и пианист Гвилим Симкок (Gwilym Simcock) и российский контрабасист Юрий Голубев. Симкок - номинант Mercury Music Prize и неоднократный лауреат BBC Jazz Awards, выпускник королевской Академии музыки в Лондоне, руководитель десятка групп и оркестров. Голубев - контрабасист-виртуоз, выпускник Московской Консерватории, некогда участник ансамбля Юрия Башмета. В последние годы он проживает в Италии, поэтому услыщать Юрия на родине практически невозможно.
Гвилим и Юрий не впервые объединяют свои усилия в одном проекте, и их сотрудничество неизменно удачно. Британский "дизайнерский" стиль игры в сочетании напевной мелодичностью и сугубо русской дотошностью дают результат, который оставляет слушателя в состоянии веселого шока. Это уже не интерпретации классики - это самостоятельные вещи-рассуждения, в ходе которых классическая тема переосмысливается совершенно особым образом. "Бах в своем роде тоже был джазменом: он много работал над гармонией, и ему бы, наверно, понравилось, как современные джазмены интерпретируют его гармонии", - говорит Гвилим, завершив "базовскую" композицию "Pastoral'. "В моих вещах слышно сильное влияние и классики, и джаза. Знаете, сейчас вообще трудно сказать, какую музыку мы играем - рок, джаз или классику. Мы будем просто играть музыку, - вторит ему Юрий, предваряя свою композицию "Lost Romance".
Концерт закручивается, словно водоворот, в него стремительно затягивает Баха, Шумана и Барбера; в какой-то момент Юрий демонстрирует совершенно убийственный номер, исполняя прелюдию к "Сюите номер 1 для виолончели" без смычка - при помощи слэпа. Фантастическое владение инструментом, скоростная смена позиций - этот номер наблюдаешь уже не как музыкальную, а как спортивную игру.
Финальная работа двух мэтров предваряется рассказом Гвилима - он сам по себе очень показателен, и я приведу его полностью:
- Прошлым летом, в ходе событий, приуоченных к Олимпиаде, в Лондоне проходила акция "50 Piano". Ее организаторы выставили на улицы города 50 пианино, чтобы каждый желающий смог подойти к инструменту и сыграть на нем что-нибудь. А меня попросили написать пятиминутную пьесу для рекламы этой акции. И вот мы с моим коллегой, который занимается contemporary dance, колесили два дня подряд в машине по улицам Лондона и я играл на этих инструментах.
Когда мне заказали эту пьесу, я долго думал - что это может быть? Сначала решил: пусть это будет что-то античное. Потом подумал: нет, это должно быть нечто для детей. А потом у меня в голове возник образ этих стрых раздолбанных пианино, и я сделал такой микст из танцевальных мелодий и джаза. В итоге, когда мы приехали и исполнили эту вещь в Ист-Энде, вокруг меня собралось несколько десятков человек - они пили что-то и были вообще не похожи на людей, которым может понравиться импровизационная музыка и современный танец. Я продолжил играть. Но когда мы закончили и я уже садился в машину, один из них просунул голову в окно машины и сказал:
- Никогда больше так не делайте!


13 июля. Prince. Просто Принц.

Легенда фанка Prince выступает в Монтре не впервые - его предыдущий концерт мы наблюдали на площадке Стравинского в 2011 году, как раз после выхода последнего на сегодняшний день альбома "20Ten" (2010) - это именно его Принц отказался выкладывать в сеть и продавать в цифровом виде. Помнится, в тот раз он вообще решил не общаться с интернет-публикой и прикрыл собственый сайт. Невзирая на припадки социопатии, в предыдущий раз Принц удерживал абсолютный рекорд по продаваемости концерта онлайн - билеты на два его шоу разлетелись меньше чем за 40 минут. В этом году продано уже три шоу. Плюс 2 afterparty.
Мы посвятим выступлениям Его Высочества отдельный репортаж, в котором постараемся рассказать, что именно делает шоу Принца незабываемыми. Краткий спойлер: свой первый вечер в Монтрё певец завершил убийством одного из членов труппы и посвящением Клоду Нобсу, исполнив на бис "Purple Rain'.

Продолжение следует.
Звуки благодарят Switzerland Tourism и Swiss Airways за помощь в организации репортажа.

14.07.2013, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации:

  • Фестиваль - Монтре-2024: перемена декораций, 18.04.2024
    58-й джазовый фестиваль в Монтрё переехал на новые площадки и собрал флеш-рояль из топовых артистов. В хедлайнерах - Raye, Smashing Pumpkins, Tems, The National, Massive Attack, Kraftwerk, PJ Harvey, Duran Duran, Air и многие другие »»
  • Фестиваль - MJF-2023: финал, 21.07.2023
    Последний день джазового фестиваля в Монтре: много фанка, любимая группа марка Ронсона и немного нескучных цифр »»
  • Фестиваль - MJF-2023: лучшие акты, дни 14 и 15, 13.07.2023
    Пэт Мэтини, Маркус Миллер, Бадди Гай, Джо Бонамасса - когда гитарные боги спускаются на землю, они отправляются в Монтре. Свежий репортаж с главного джазового фестиваля планеты! »»