Над Шильонским замком садится солнце. Оно отражается от воды, косые лучи проникают в высокие окна и падают на выложенные узорным камнем стены и деревянные балки. В парадном зале замка звучит классическая музыка в интерпретации известнейших джазменов и современных композиторов мира. Этот проект называется Montreux jazz Creations, и его создатели стремятся показать при помощи джазовых интерпретаций неразрывную связь музыкальных поколений - от академической музыки до авангарда. Именно здесь стоит провести пару вечеров фестиваля, если вам хочется дать себе отдых от суеты больших сцен.
11 июля. Песни норвежских мам.
На сцене Стравинского в этот вечер царит блюз: здесь презентует свой новый альбом "Souls Alike" десятикратная обладательница Грэмми Бонни Райт (Bonnie Raitt). Бонни в любом концерте неизменна: все тот же старый добрый Стратокастер, все тот же щедрый замес из соул, блюза и ритм-н-блюза (в его исконном варианте), плюс пара хороших каверов, типа "Right Down the Line" Джерри Рафферти (Gerry Rafferty) на закуску. Позже в минорных тонах вечер продолжит Бен Харпер (Ben Harper). Традиционный "блюзовый день" не сулит никаких открытий - для Монтрё это мероприятие носит обязательный характер, как и так называемая "бразильская ночь": зрители этому шоу обеспечены, но за открытиями лучше отправляться куда-то еще.
В Шильонском замке тем временем происходит первый из вечеров, в ходе которого представления широкой публики об академической игре проходят серьезное испытание на прочность. Здесь выступает дуэт психоделического джазового пианиста Бугге Вессельтофта (Bugge Wesseltoft) и академического норвежского скрипача Хеннинга Краггеруда (Henning Kraggerud).
Оба - мастера своего дела, кажлый - в своем роде легенда. Баггге - один из ведущих мировых импровизационных композиторов, основатель и яркий представитель музыкального направления future jazz (nu-jazz), лидер группы New Conception Of Jazz. и владелец лейбла Jazzland Recordings, лауреат четырех норвежских Grammy (помимо бесчисленного количества других наград). Крагггеруд - ззнаменитейший скрипач, солирующий в лучших оркестрах Европы, художественный руководитель фестиваля камерной музыки Risør и художественный руководитель Камерного оркестра города Тромсе.
"Мы черпаем вдохновение в популярных мелодиях и песнях, которые нам пели мамы в далеком детстве", - говорит Краггеруд, предваряя концерт. Но это, пожалуй, не совсем полное описание происходящего. Дуэт интересно интерпретирует Грига и Брамса ("Wiegenlied" практически неузнаваема в ее ироничной импровизационной оболочке), вплетает в аранжировку знаменитые джазовые риффы и фразы из популяных песен, и, разумеется, щедро использует фольклор: от норвежского до кельтского. Главное, что вам предстоит узнать о классике в ходе концерта двух мэтров - она полна юмора и фантазии.
12 июля. После Баха.
А этот дуэт имеет для нас особое значение: сегодня в Замке играют битанский композитор и пианист Гвилим Симкок (Gwilym Simcock) и российский контрабасист Юрий Голубев. Симкок - номинант Mercury Music Prize и неоднократный лауреат BBC Jazz Awards, выпускник королевской Академии музыки в Лондоне, руководитель десятка групп и оркестров. Голубев - контрабасист-виртуоз, выпускник Московской Консерватории, некогда участник ансамбля Юрия Башмета. В последние годы он проживает в Италии, поэтому услыщать Юрия на родине практически невозможно.
Гвилим и Юрий не впервые объединяют свои усилия в одном проекте, и их сотрудничество неизменно удачно. Британский "дизайнерский" стиль игры в сочетании напевной мелодичностью и сугубо русской дотошностью дают результат, который оставляет слушателя в состоянии веселого шока. Это уже не интерпретации классики - это самостоятельные вещи-рассуждения, в ходе которых классическая тема переосмысливается совершенно особым образом. "Бах в своем роде тоже был джазменом: он много работал над гармонией, и ему бы, наверно, понравилось, как современные джазмены интерпретируют его гармонии", - говорит Гвилим, завершив "базовскую" композицию "Pastoral'. "В моих вещах слышно сильное влияние и классики, и джаза. Знаете, сейчас вообще трудно сказать, какую музыку мы играем - рок, джаз или классику. Мы будем просто играть музыку, - вторит ему Юрий, предваряя свою композицию "Lost Romance".
Концерт закручивается, словно водоворот, в него стремительно затягивает Баха, Шумана и Барбера; в какой-то момент Юрий демонстрирует совершенно убийственный номер, исполняя прелюдию к "Сюите номер 1 для виолончели" без смычка - при помощи слэпа. Фантастическое владение инструментом, скоростная смена позиций - этот номер наблюдаешь уже не как музыкальную, а как спортивную игру.
Финальная работа двух мэтров предваряется рассказом Гвилима - он сам по себе очень показателен, и я приведу его полностью:
- Прошлым летом, в ходе событий, приуоченных к Олимпиаде, в Лондоне проходила акция "50 Piano". Ее организаторы выставили на улицы города 50 пианино, чтобы каждый желающий смог подойти к инструменту и сыграть на нем что-нибудь. А меня попросили написать пятиминутную пьесу для рекламы этой акции. И вот мы с моим коллегой, который занимается contemporary dance, колесили два дня подряд в машине по улицам Лондона и я играл на этих инструментах.
Когда мне заказали эту пьесу, я долго думал - что это может быть? Сначала решил: пусть это будет что-то античное. Потом подумал: нет, это должно быть нечто для детей. А потом у меня в голове возник образ этих стрых раздолбанных пианино, и я сделал такой микст из танцевальных мелодий и джаза. В итоге, когда мы приехали и исполнили эту вещь в Ист-Энде, вокруг меня собралось несколько десятков человек - они пили что-то и были вообще не похожи на людей, которым может понравиться импровизационная музыка и современный танец. Я продолжил играть. Но когда мы закончили и я уже садился в машину, один из них просунул голову в окно машины и сказал:
- Никогда больше так не делайте!
13 июля. Prince. Просто Принц.
Легенда фанка Prince выступает в Монтре не впервые - его предыдущий концерт мы наблюдали на площадке Стравинского в 2011 году, как раз после выхода последнего на сегодняшний день альбома "20Ten" (2010) - это именно его Принц отказался выкладывать в сеть и продавать в цифровом виде. Помнится, в тот раз он вообще решил не общаться с интернет-публикой и прикрыл собственый сайт. Невзирая на припадки социопатии, в предыдущий раз Принц удерживал абсолютный рекорд по продаваемости концерта онлайн - билеты на два его шоу разлетелись меньше чем за 40 минут. В этом году продано уже три шоу. Плюс 2 afterparty.
Мы посвятим выступлениям Его Высочества отдельный репортаж, в котором постараемся рассказать, что именно делает шоу Принца незабываемыми. Краткий спойлер: свой первый вечер в Монтрё певец завершил убийством одного из членов труппы и посвящением Клоду Нобсу, исполнив на бис "Purple Rain'.
2006 – В 2006 году на конкурсе Евровидение, проходившем в Афинах, неожиданно для всех победила финская метал-группа Lordi с песней "Hard Rock Hallelujah" »»
Bob FLORENCE (1932)
Charles DAVIS (1933)
Joe COCKER (1944)
Виктор ЛУФЕРОВ (1945)
CHER (1946)
Jimmy HENDERSON (1954)
Jane WIEDLIN (1958)
Susan COWSILL (1960)
Bastian BAKER (1991)