DEPECHE MODE  Зона покрытия

Эволюция Depeche Mode в кавер-версиях.

Чуть больше десяти лет назад кантри-легенда Джонни Кэш (Johnny Cash) записал кавер-версию песни Depeche Mode “Personal Jesus”. Реакция на эту запись Мартина Гора (Martin Gore), ключевого сонграйтера группы, была простой: «Впервые в жизни я чувствую, что наши песни в самом деле чего-то стоят, раз их берутся исполнять такие люди». Гор прав – песни «больших авторов» рано или поздно превращаются в фольклор, живут своей жизнью, совершенно оторванной от оригинального исполнения. Так было с Бобом Диланом (Bob Dylan), Beatles и, скажем, с Моррисси (Morrissey), так случилось и с Depeche Mode.

Каверы интересны еще и тем, что обладают эффектом «вскрытия сущности». Впечатление о песне не в последнюю очередь формируется по аранжировке, а также по манере пения вокалиста (примерно как с античными статуями, которые будучи наряженными под хипстеров выглядят в точности хипстерами). В этом смысле Depeche Mode – группа в первую очередь холодная, электронная. Но оставшись без привычной одёжки их песни раскрываются совершенно по-иному.

Попробуем провести хронологический экскурс по дискографии DM и поразмышлять о том, на какие идеи наталкивали эти песни тех артистов, что брались за их переосмысление. Не будем подробно останавливаться на широко известных каверах – вряд ли вы не слышали версии от The Smashing Pumpkins, Rammstein или Мэрилина Мэнсона (Marilyn Manson), а также не будем слишком уж фиксироваться на многочисленных трибьют-альбомах, собранных по принципу «все артисты лейбла по команде переигрывают песни Depeche Mode». В конце концов, тема эта настолько богатая, что впору писать диссертацию и обо всём в статье не расскажешь.

1980

Удивительным образом, история кавер-версий на песни Depeche Mode начинается с материала, который группа исполняла на первых концертах, но даже не включила в первый альбом. Песни, мелькавшие на ранних бутлегах пару раз перепевались трибьют-группами, но интереснее всего с этим материалом обошелся британец Роджер Семсрот (Roger Semsroth), известный также как Skanfrom и Sleeparchive. Роджер не просто записал собственную версию песни «Television Set», но и назвал в честь неё целый проект, целиком посвященный сырому синтезаторному minimal wave. Именно с такой музыки, по сути, и начинали сами DM, но до официальных релизов этот звук дойти почти не успел (его следы можно обнаружить разве что в первой версии «Photographic»).

Недолгий период, когда пост автора номер один в группе занимал Винс Кларк (Vince Clarke) отражается в кавер-версиях уже совсем иначе. Песни Кларка – в первую очередь лёгкие и беззаботные, поэтому и получается из них чаще всего солнечный инди-поп или в крайнем случае развеселый поп-панк (не забудем, что ранние DM – еще во многом «панки с синтезаторами»). Вот, например, как переосмыслили творчество Винса калифорнийские панки Pansy Division.

Пикантность этой версии еще и в том, что Pansy Division – гей-активисты (их музыку недаром называют странным словом «queercore»), а сама песня даже у Depeche Mode звучит настолько по-гейски, что никакому Марку Алмонду (Marc Almond) и не снилось. Уж не поэтому ли первоначальное название «Pretty Boy» (так Гаан представлял песню на концертах) для альбома было заменено на более нейтральное «What’s Your Name».

Куда более расслабленный и вальяжный, но такой же светлый и беззаботный кавер на песню «Any Second Now» с того же альбома «Speak & Spell» сделала британская группа Epic 45. Самое удивительное в этой версии то, что музыку самих Epic45 никак не назовешь светлой и беззаботной – они играют едва ли не пост-рок. Отсюда, наверное, и идёт особое внимание не только к вокальной мелодии, но и к инструментальным партиям – так тонко и остроумно переложить синтезаторные линии на живые инструменты не удавалось, кажется, больше никому.

Интересно, что как только переигрывать Depeche Mode берутся электронщики, кавер немедленно обретает форму «шило на мыло», то есть практически повторяет оригинал. Послушайте, например, недавнюю версию от норвежцев Royksopp.

Ругать норвежцев при этом совершенно не за что – версия вышла яркая и записана она, что называется, с любовью. Поклонники Depeche Mode предпочитают именно такие каверы.

1982-1987

Как только на передний план выходит Мартин Гор, тон песен резко меняется. Теперь Depeche Mode – группа меланхоличная, а порой и откровенно мрачная. Так что каверы на хиты DM классического синти-поп периода лучше всего удаются депрессивным рокерам – готам и металлистам. Вот, например, как звучит одна из первых «взрослых» вещей DM в исполнении The Merry Thoughts, немецких последователей Sisters of Mercy.

Металлические каверы на песни этого периода, можно сказать, стали мейнстримом – за переосмысление синтезаторных хитов брались даже мастодонты вроде Moonspell или Deftones, ну и самый популярный из всех каверов на Depeche Mode (Rammstein “Stripped”) от металла совсем недалёк. И если утяжеление хмурых песен с альбома «Music For The Masses» не удивляет, то светлая «Waiting For The Night» (она записана уже позже, в 1990-м, но вполне вписалась бы, скажем, в «Black Celebration») в металлических доспехах выглядит как минимум оригинально. Вот версия от шведской группы Ghost:

А вот пластинке «Some Great Reward» почему-то особенно везло на каверы-перевертыши – те, что сделаны с идеей вывернуть песню наизнанку, максимально изменить, формально оставшись кавером. Тут первым делом на ум приходит лаунжевая версия «Master And Servant» от Locust, которую вы наверняка слышали, но ей дело совсем не ограничивается. В интерпретации «People Are People» от великого и ужасного Мейнарда Джеймса Кинана (Maynard James Keenan) и его банды A Perfect Circle от Depeche Mode остался, кажется, только текст.

А в вариации от Ru Paul форма вроде бы сохранена почти полностью, но до чего же отличается содержание. Чем-чем, а трансвеститским диско с комическим флёром авторы эту вещь, кажется, не видели даже в кошмарных снах. Впрочем, учитывая то, как в момент записи «People Are People» выглядел Март – кто знает, кто знает…

Странное дело, но лучшие танцевальные версии песен Depeche Mode датированы не первой половиной девяностых (казалось бы, временем расцвета клубной электроники, случившегося совсем не без участия самих DM), а нулевыми или даже десятыми. Чрезвычайно остроумный кавер на «Black Celebration» соорудили польские диско-ретрограды Galaxy Hunter. Они сыграли эту песню так, как будто на дворе тот же самый 1986-й, но только Depeche Mode – не британцы, а итальянцы, а продюсеры их – не Flood и Дэниел Миллер (Daniel Miller), а кто-то из мафиозных итало-бонзов вроде Мауро Фарина (Mauro Farina).

Примечательно, что за песню Depeche Mode брался и всамделишный итало-герой Savage, и с задачей в целом справился, но откровения не совершил. Недавняя indie-dance интерпретация этого хита от Friendly Fires звучит куда интересней.

Особняком стоит версия «Fly On The Windscreen» в исполнении норвежской певицы Ане Брун (Ane Brun) и уже упомянутого выше Винса Кларка. Сами понимаете, когда за песни группы берется её экс-участник, дело это исключительное. Аранжировка Кларка звучит почти как ранние Kraftwerk с привкусом готики, Брун же поёт напротив подчёркнуто человечно – высокий голос чуть дрожит, будто отталкиваясь от этих электронных конструкций. Вроде и не перевёртыш, а получается странно и необычно, совсем-совсем не по-демешмодовски.

1990

Альбом «Violator» задал две устойчивые противонаправленные линии. С одной стороны, в Depeche Mode наконец признали истинных рокеров, почти блюзменов. С другой – никакой другой альбом не породил такого количества каверов и просто заимствований со стороны танцевальных продюсеров. Катализатором первого тренда была в первую очередь песня «Personal Jesus» - и так, по сути, рок-хит. Людей с сэмплерами и ритм-машинами, в свою очередь, больше всего вдохновляла «Enjoy The Silence».

Долго рассуждать о кантри-версии Джонни Кэша, с которой мы и начинали эту статью, смысла нет, стоит лишь сказать, что не так уж она и далека от акустической версии самих DM, что вышла на сингле.

Чуть изобретательней повела себя Нина Хаген (Nina Hagen), превратившая «Иисуса» в рок-кабаре. Гитарная секция, кстати сказать, напоминает еще один хит начала девяностых – Dire Straits “Heavy Fuel”.

Вскоре после выхода сингла «Policy of Truth» неплохую ретро-рок версию соорудили немцы Terry Hoax – песня даже попала в эфиры российских телеканалов и ненадолго породила в фанатской среде слух, что мол, это и есть оригинал, а Depeche Mode этот «старый рок-хит» просто перепели.

Флагманом противоположного лагеря выступил прогрессив-хаус продюсер Майк Коглин (Mike Koglin). Не сказать чтобы его версия так уж радикально превосходила многочисленные поделки со сборников «Trancemode Express», но по крайней мере она была большим клубным хитом и именно её (за неимением приличных прогрессив-ремиксов) заводили на стадионных рейвах диджеи-звезды вроде Саши (Sasha) и Джона Дигвида (John Digweed).

Реинкарнировать в виде электронного боевика случалось и «Personal Jesus» - так обошелся с этой вещью, например, Ли Норрис (Lee Norris) aka Metamatics, сделавший себе имя эмбиентом и хитроумной ломаной электроникой. Эти жанры вообще не слишком изобилуют кавер-версиями (уж больно размыто здесь понятие песни), но Ли это не смутило. С фактурой британец тоже поработал серьезно, в результате получился не грохочущий техно-гимн в размере 6/8, как например у Мэрилина Мэнсона или певицы Джамилии (Jamelia), сделавшей из «PJ» свой хит «Beware of the Dog», а вещь скорее задумчивая и меланхоличная.

1993

Песни с диска «Songs of Faith and Devotion» перепевались уже значительно реже. Композиции DM этого периода были сложны по форме и поп-хитами уже назывались с натяжкой. Самый известный кавер на вещь этих времён принадлежит Брайану Молко (Brian Molko) и его группе Placebo. Но тот практически «снял» «I Feel You» один в один, а нашлись музыканты, предложившие более удачные и креативные интерпретации. В первую очередь, речь о Трики (Tricky), у которого без парочки чужих песен не обходится ни один альбом. В 1996-м, когда он называл себя Nearly God, дошла очередь и до Depeche Mode. Выбор песни был неожиданным – «Judas» не считалась хитом и даже не выходила как сингл, но Эдриан Тоус (Adrian Thaws) знал, что делает. В его исполнении баллада превратилась в неврастенический трип-хоповый хоррор.

Но пальма первенства в переосмыслении песен 1993-го безальтернативно отдается эстонским шугейзерам Pia Fraus. Превратить эпическую «Condemnation» в легкомысленный поп-шугейз в духе ранних Pains of Being Pure At Heart могут только люди с очень хорошо развитой фантазией. Pia Frauss - Condemnation

1997-

О том, почему замечательный поп-альбом «Ultra» не породил сотни ярких кавер-версий, остается только догадываться, но после него история Depeche Mode как больших поп-сонграйтеров, по большому счету, заканчивается. Дальше – только разовые всплески. Старушка Сандра (Sandra) ухватилась за «Freelove», пребывавшие на тот момент не в лучшем состоянии Tangerine Dream - за «Precious», но всё это истории уже скорее про тлен и безысходность. Зато поймать «вайб» новых, экспериментальных Depeche Mode образом удалось их старым коллегам по цеху. Проект Komor Kommando при участии Жана Люка Де Майера (Jean Luc De Meyer), вокалиста Front 242 записали EBM-версию «John The Revelator» и получился почти идеальный хит индустриальных дискотек.

BONUS TRACK:

Клипы Depeche Mode – такая же часть истории группы, как и их музыка. И их тоже можно «перепевать», ну то есть переснимать, чем и занялись в 2009-м группа Coldplay и режиссёр Антон Корбайн (Anton Corbijn), много лет игравший в Depeche Mode роль арт-директора. Сравните клип на «Viva La Vida» с клипом «Enjoy The Silence» и найдите десять отличий. И ведь музыкальная преемственность налицо – каждую из песен можно назвать поп-гимном своего десятилетия.

17.06.2013, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

DEPECHE MODE - свежие публикации:

Сайт: www.depechemode.com

DEPECHE MODE

Depeche Mode - британский синти-поп коллектив, на протяжении трех десятилетий остающийся одной из самых популярных и влиятельных групп планеты.

Подробности из жизни:

Depeche Mode - британская группа.
Жанры: синти-поп, рок.

Состав:
Мартин Гор (Martin Gore) - вокал, клавишные, гитара
Дейв Гаан (Dave Gahan) - вокал
Энди Флетчер (Andy Fletcher) - клавишные
Алан Уайлдер (Alan Wilder) - клавишные, ударные (1982-1994)
Винс Кларк (Vince Clarke) - клавишные (1980-1982)

Группа была образована в 1979 году школьными друзьями из провинциального английского городка Бэзилдон. Коллектив, названный поначалу Composition of Sound, играл характерную для тех времен новую романтику, однако к 1980-му, обретя нового вокалиста Дейва Гаана и принесенное им новое название Depeche Mode, группа полностью перешла на синтезаторы. Выступая на разогреве у Fad Gadget, молодая группа приглянулась хозяину независимого лейбла Mute Дэниелу Миллеру (Daniel Miller), и вскоре под его чутким руководством записывала альбом для Mute Records. Альбом "Speak & Spell" поднялся на 10 место британского чарта, что было выдающимся результатом для совсем еще молодой группы,…

Далее... →