Андрей МУРАТОВ  Музыканты, выпивая, тоже поют песни

Не зря все-таки говорят о чувстве ╚тоски по Родине╩. Многие из тех, кто навсегда уехал за границу, нет-нет да и объявляются на российской земле. На недавно прошедших в Горбушке концертах ╚ДДТ╩ в...

Не зря все-таки говорят о чувстве ╚тоски по Родине╩. Многие из тех, кто навсегда уехал за границу, нет-нет да и объявляются на российской земле. На недавно прошедших в Горбушке концертах ╚ДДТ╩ в некоторых песнях на сцене можно было наблюдать двух клавишников, активно ╚терзающих╩ инструменты. Рядом с Константином Шумайловым ╚рубился╩ Андрей Муратов, или попросту Мурзик, сотрудничавший с ╚ДДТ╩ в 87-93 годах, а ныне живущий в Германии. Однако Андрей работал и во многих других рок-командах - от "Зоопарка" до "НЭПА" и "Дубов-колдунов" (cм. подробнее).И не только как музыкант, но и как очень интересный продюсер. Поэтому его мнение "со стороны" о том, что творится сегодня в т.н. "русском роке", особенно интересно.

- Я могу оценить музыку как профессионал, но все равно это будет пристрастный профессионал. Когда я слушаю группу, с которой я никогда не работал, с которой я не записывался, не играл, мое мнение может быть более-менее объективным. Но я не могу беспристрастно оценить группу ╚Текиладжаззз╩, потому что я их очень люблю и записал им альбом ╚Вирус╩. Я не могу объективно оценить группу ╚Колибри╩, коей я записал два альбома, ╚Найди десять отличий╩ и ╚Бес Сахара╩. То же самое и с Майком, и с ╚ДДТ╩, потому что это было не семь лет работы, а семь лет жизни. Да, что-то мне не нравится, но это не означает, что это плохо, потому что это мне не нравится. Скажем, в новых песнях "ДДТ" я кое-что сделал бы принципиально иначе. Но Юра думает сейчас так, сочиняется так √ и бэнд движется в таком направлении. Если бы я играл и дальше, возможно, группа бы двинулась в другом направлении, или в третьем, или в четвертом. Вадик Шумайлов, перешедший с баса на гитару, очень сильно изменил стилистику группы, просто один человек, оставшийся в группе, но поменявший инструмент. Так что мне тяжело сказать, в какую сторону изменилась сейчас музыка ╚ДДТ╩. Лично моей любимой программой остается ╚Черный пес Петербург╩. Не отдельно взятая песня, а программа - по цельности, по драматургической концепции, по самим песням, которые в нее вошли. На мой взгляд она лучшая, хотя ╚Мир номер ноль╩ мне тоже нравится. Кроме того, еще несколько песен с ╚Метели августа╩, которые я успел послушать, потому что сидя в Германии я особо там ничего не слушал. Мне прислали парочку песен с криком, не сделаю ли я ремиксы. Я ответил, что без санкции ╚ДДТ╩ я не могу делать ремиксы, это бы было не ╚комильфо╩.

- Мне показалось, что на ╚Метели августа╩ песня ╚Ночь Людмила╩ очень соответствует стилистике 60-х.

- К сожалению, я ее пока не слышал ни разу. А стилистикой 60-х я занимался в течение двух лет с группой ╚Дубы-Колдуны╩, продюсером коих я являлся.

- Что же погубило этот проект?

- Это же была ╚оттопырка╩! Мы ╚оттопыривались╩, развлекались, а когда надоело √ перестали это делать. Это не был коммерческий проект с целью зарабатывания денег, или проект с целью стать популярными.
С чего вообще все это началось? Когда музыканты групп ╚Алиса╩, ╚ДДТ╩, ╚НЭП╩ и других напиваются вместе, они же не поют ╚Что такое осень╩ или ╚Мы вместе╩! Это было бы глупо. Они поют старые советские песни, обнажая тем самым свое ╚гнилое нутро╩.

- Но ведь с тех пор возникли проекты типа ╚Боцман и Бродяга╩, ╚Митьковские песни╩.

- Все успешные или неуспешные римэйки и камбэки различных советских ВИА, как то - ╚Веселые ребята╩, ╚Самоцветы╩ и т. д. √ появились значительно позже, чем возникла группа ╚Дубы-Колдуны╩. ╚Дубы╩ были первыми! И мне нравилось то, что они делали. Когда хотелось с чудовищным ╚фуззом╩ исполнить произведение ╚У нас молодых┘╩, это так и исполнялось, хотя в оригинальной аранжировке ничего такого не было. Никакой аутентичности не соблюдалось. Единственное, что соблюдался принцип: когда люди напиваются, они поют песни. Музыканты, выпивая, тоже поют песни, может быть, только немножечко лучше, чем все остальные люди, и при этом могут что-нибудь и сыграть. Это был проект чистой ╚оттяжки╩, чистейшей воды удовольствие для себя самого. Когда надоело играть, мы просто перестали это делать. А держаться за это, играть концерты┘ Нет, была масса предложений! Я даже сделал два клипа. Один из них √ с Ирой Хакамадой в главной роли, такой смешной мультик к выборам. Другой для ╚Serge Reynolds Tobacco╩ в качестве спонсора, на песню ╚Там, где клен шумит╩. Ее исполняют Гаркуша, Настя Полева, братья Самойловы, Шахрин, Галанин, Славка Бутусов, помимо ╚Дубов╩. Получилось очень прикольно! Не знаю, насколько был большой эфир у этого клипа, поскольку уже не дожил до проката здесь. Думаю, что сейчас его можно показать в этом звездном составе, поскольку никакой рекламой он уже не является, а неким художественным артефактом остался.

- Недавно на концерте памяти Толика Крупнова я наблюдала некое объединение рок-музыкантов, за исключением Кинчева, аналог которому был по-моему только на акции ╚Все это рок-н-ролл╩ в 92-м году. Долго ли еще эти люди смогут быть вместе?

- На самом деле - они вместе! Я совершенно случайно три дня назад оказался в Минске, потому что меня не пустили в Латвию по поводу немного отклеившейся фотографии в паспорте. Я собирался сначала ехать в Ригу, а потом уже в Москву. Пришлось вернуться в Минск, где я увидел на столбе афишу: ╚Алиса╩, Гарик Сукачев и ╚Неприкасаемые╩, ╚Агата Кристи╩, какая-то белорусская группа и ╚Текиладжаззз╩. К сожалению, кроме Кости и ╚Текилы╩ я никого не увидел, ╚Агата╩ на сцене была в это время, поэтому с братьями ╚Винни-Пухами╩ ╚поздоровкаться╩ не удалось. Моя жена очень любит ╚Агату Кристи╩, мне не очень нравится их музыка, зато они классные парни!
Возвращаясь к вопросу, скажу, что на ╚крупновском╩ концерте я не был, а на ╚Все это рок-н-ролл╩ присутствовал. Но я в принципе не люблю подобного рода мероприятия, которые ╚демонстрируют╩, что мы вместе. Само ощущение, что мы вместе, не требует уже никаких доказательств. Вдобавок все концерты ╚Памяти┘╩, начиная с ╚башлачевских╩, ╚цоевских╩ и т. п., мне вообще не нравятся. Я очень любил и уважал Толика Крупнова, но не уверен, что я захотел бы участвовать в подобном концерте.
Грубо говоря, это выглядит следующим образом. Я, например, записал 40 альбомов, играл с массой команд. И если я сегодня помру, возможно, завтра кто-нибудь захочет сделать концерт моей памяти. Так вот, я бы не хотел, чтобы кто-то делал подобный концерт. Хотя люди бы, наверное, участвовали в нем из самых лучших побуждений. Для меня это неким образом ╚пляски на могилах╩. Поэтому я понимаю Кинчева, который отказался из каких-то своих соображений. Юра из своих √ согласился. Помню, у меня было тягостное впечатление от двух ╚цоевских╩ мемориалов - в Питере и Москве. Питерский был сделан Марианной Цой, которую я очень люблю и хорошо к ней отношусь. В Москве был сделан Айзеншписом, которого я не очень люблю. Но мне не понравились оба.
Может, есть и правильные мемориалы. Например, которые устраиваются в день рождения Майка Науменко. Только они не должны быть в Москве √ это нонсенс! Я же помню его ╚Blues de Moscou╩:
Здесь нас никто не любит, а мы не любим их.
Все кончится в метро, а мы не из таких.
А мы берем ╚мотор╩, хотя в кармане ╚голяк╩.
Мы пьем свой портвейн и пьем чужой коньяк.
Я не люблю Таганку, ненавижу Арбат.
Еще ╚по одной╩ - и пора назад!
Мои ощущения похожи. У меня огромное количество друзей в Москве, но я не люблю сам город. Это очень многие питерцы ощущают, и очень многие москвичи испытывают подобные ощущения по отношению к Питеру. Просто энергетика этих двух городов несовместима! Я с удовольствием приезжаю в Москву на два-три дня, чтобы увидеть друзей, и быстро-быстро уезжаю, пока энергетика города не начала оказывать на меня свое негативное влияние. А кому-то такая только и нужна. Для кого-то она хороша, для меня √плоха.

03.05.2000, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Андрей МУРАТОВ