ТЕХНИКА  Французский звук — как это?

«Звуки» изучают французский звук на примере акустических систем Davis Acoustics. В этом нам помогает основатель компании Мишель Висан.

Мы продолжаем наши меломанские экскурсии в мир хорошего звука. «Звуки» — издание музыкальное, а не аудиофильское, поэтому в фокусе нашего обзора — не технические характеристики и тесты в идеальных условиях на референсных записях, а скорее впечатления о том, как та или иная аппаратура воспроизводит разную музыку. Мы слушаем записи разных лет, разных стилей и разного качества, создавая для вертушек, усилителей, ЦАПов и колонок условия близкие к реальным, эксплуатационным. Понятно, что все нюансы акустики можно полностью прочувствовать на очень хорошо записанной музыке (например, на джазе от ECM или Telarc), но если вы не конченный гик-аудиофил и не джазовый маньяк, а меломан «широкого профиля», то слушать вы будете Metallica, Coldplay, группу «Наркотики», Led Zeppelin, Aphex Twin, Кэни Уэста (Kanye West), Mogwai и много чего еще. Как весь этот калейдоскоп раскрывается в разных условиях и на разной аппаратуре — в этом и состоит предмет нашего исследования.

Сегодня мы слушаем акустические системы от французской компании Davis Acoustics. Davis Acoustics — компания сравнительно молодая (их первые разработки появились на свет в 1986-м), но, как и полагается производителям хай-фая, достаточно консервативная. Модельный ряд не перегружают, считая, что во многих ситуациях от добра добра не ищут, и технику свою позиционируют как «почти вечную» (опять же, важное маркетинговое отличие «серьезной аппаратуры» от гаджетов, которые приходится менять едва ли не раз в год). При компании, разумеется, действует собственная лаборатория — производство hi-fi компонент непременно подразумевает научно-исследовательскую работу, это одно из немногочисленных областей бизнеса, где R&D-отдел по-прежнему более важен, чем маркетинговый.

Об истории компании нам рассказывает ее основатель Мишель Висан:

«Сначала я был техническим менеджером Siare (крупного производителя диффузоров и домашних акустических систем, сейчас этой компании уже не существует) и разрабатывал динамики, которые и поныне известны всему миру. Потом нам с женой пришла в голову идея основать собственную компанию. Нашим приоритетом была исследовательская работа, мы много работали над диффузорами, потому что это настоящий «двигатель» громкоговорителя. Волновала нас не только форма, но и материал, из которого он производится, и покрытие, которое на него наносится. Вскоре, на основе кевларовой технологии, мы разработали первые high-end динамики, которые заметно отличались от тех, что предлагали другие игроки на этом поле.

«Буквально через несколько месяцев у нас появился широкополосный громкоговоритель 20TK8, который стал нашей визитной карточкой. Там использовались кевларовый диффузор и большой тиконаловый магнит из титана, кобальта, никеля и алюминия. Затем мы разработали высокочастотник TW 26K (тоже на основе кевларовых диффузоров), и это была абсолютно новая технология. Мы создали высокочастотный динамик, характеристики которого напоминали среднечастотник — та же форма, тот же материал. После этого нам оставалось только собрать нашу первую систему ручной сборки, она называлась Kristel. Эти колонки очень хорошо продавались и получили отличные отзывы у французских Hi-Fi журналов. Так всё и началось.»

Сейчас директором компании стал сын Мишеля, Оливье, а его брат Давид отвечает за продажи на французском рынке.
«Это не очень типичная ситуация для современного бизнеса, но у нас отличная команда, где каждый член семьи занимает важное место в структуре компании», — рассказывает Давид Висан. — «Отец передал свои знания Оливье, который тоже стал инженером и затем занял должность директора. Но, несмотря на семейную преемственность, у Оливье свои представления о прекрасном. Все современные модели — уже его собственная разработка. Разницу в подходах между отцом и сыном (равно как и то, что у оба любят и превосходно чувствуют звук) отлично замечают наши давние партнеры, которые уже не первый десяток лет продают нашу продукцию

Вот как Давид описывает отличительные черты звука от Davis Acoustics: «Главная цель, разумеется, воспроизвести запись максимально точно, так что у нашей акустики довольно ровный, линейный звук. Однако тем, кто пользуется нашей акустикой, особенно нравится, как она воспроизводит вокал. Все наши разработки отличает отличная детализация на средних частотах, именно этого и ждёт от нас слушатель. Точность в воспроизведении голоса достигается как раз за счет кевларовых диффузоров. Если сравнивать Davis Acoustics с другими брендами, наш звук более точен и чист — мы как бы убираем занавес, отделяющий слушателя от колонок. Наша технология изготовления диффузоров позволяет нам обойтись без сложных разделительных фильтров, и за счет этого сохранить максимальную динамику в звуке».

На вопрос, действительно ли существует такое понятие, как «французский звук», в Davis Acoustics отвечают утвердительно.
«На самом деле свой собственный звук есть практически в любой стране. Американцы любят масштаб, мощный бас, англичане предпочитают корректный звук, не изобилующий высокими частотами, японцы всегда гонятся за точностью и динамикой. Во Франции наши конкуренты — JMLab, Triangle и Cabasse, поэтому нам нужно звучать максимально точно и не скупиться на высокие частоты. Хотя мы всячески стараемся не ориентироваться на других игроков на рынке и следовать своей собственной философии. А наша философия — нейтральный звук, хорошая динамика и простота в использовании (к нашей акустике не нужен сверхмощный усилитель). Ну, и о дизайне не стоит забывать!»

Фигуранты нашего теста — три разных комплекта акустических систем. Напольные «Matisse» и «Stentaure L.E»., а также полочные «Dufy». В эксперименте также участвуют усилитель Hegel H70 и CD проигрыватель Atoll CD 80SE, а также кабели Analysis-Plus. Мы стартуем с середины списка, т.е. с «младшей» модели напольников «Matisse», потом переключаемся на полочные колонки, а затем «закрепляем материал» на самых «старших» в сегодняшнем списке напольников «Stentaure L.E». Стоимость этой акустики сильно варьируется в зависимости от отделки, но «база» выглядит примерно так — «Dufy» в салоне «Аудиомания», где мы и проводим наш эксперимент, стоят порядка 15 тысяч, «Matisse» — около сорока и «Signature» — порядка 50.

Начинаем с привычных для аудио-тестов записей и слушаем Жака Лузье (Jacques Loussier), играющего Баха. Хорошо записанный джаз — едва ли не лучшая музыка для «проверки» hi-fi аудио-систем. Дело тут в том, что ключевое понятие в аудиофильском звуке — достоверность. Звук, который слушатель получает из записи, должен максимально соответствовать тому, как если бы он слышал не компакт-диск, а самих музыкантов, играющих живьем. Небольшие джазовые ансамбли подходят для таких экспериментов просто идеально — здесь можно разобрать нюанс звучания каждого инструмента в отдельности (например, скрип струн контрабаса или ход молоточков в фортепиано). Вдобавок к этому, четко прослеживается локализация инструментов — закрыв глаза, можно чётко представить себе, кто где сидит, панорама становится, что называется, как живая.

Всё это мы вполне неплохо наблюдаем, вернее, слышим на «Matisse», звучат колонки весьма недурственно. Переключившись на полочные, первое, в чем мы теряем, это, разумеется, бас. Однако джаз и «малютки» «Dufy» воспроизводят на удивление хорошо. Очертания контрабаса слегка меркнут, но ощущение того, что «они перед тобой как на ладони» сохраняется. Главный плюс полочных колонок в том, что они хороши для «озвучки» небольшой и заставленной комнаты, все же большим колонкам для того чтобы прозвучать, требуется помещение побольше. Чтобы лучше слышать нюансы, нам приходится прибавить громкости — эффект присутствия заметно усиливается, однако громкость диктует стратегию использования. Так можно, например, послушать первую сторону пластинки «Dark Side of the Moon», усевшись в кресло и расслабившись на двадцать минут с бокалом красного. Но для того, чтобы слушать музыку по несколько часов в день, хочется более комфортного и тихого звука.

Похожие результаты даёт и более старый джаз — «A Love Supreme» Джона Колтрейна (John Coltrane), записанная в 1966-м. Запись, конечно, далека от идеала (и это на пристойном звуке вы всегда услышите, никуда от этого не деться), но зато, что называется, живая, не выхолощенная. Здесь нет той самой локализации (саксофон звучит в левом канале, ударные в правом), но нюансы звучания, в особенности на саксофоне, резковатом и будто прорезающем всю запись насквозь, заметны чётко.

Надо сказать, что на традиционном джазе все три системы дают неплохой результат, однако на более современных записях, например, на «Flamingos» Эрика Трюффаза (Erik Truffaz), басовитость и «солидность» «Stentaure L.E.» даёт себя знать, вот где фактурный контрабас по-настоящему раскрывается, да и саксофон на них звучит поярче.

Чуть сложнее дела обстоят с роком. «Where The Streets Have No Name» от U2 (казалось бы, не самую басовитую запись в мире) «полочники» воспроизводят блекло — сколько громкость не выкручивай, а прихода, что называется, нет. Ни пространства (а размах тут даже в студийной записи стадионный), ни напора. Всё в порядке разве что с вокалом. На «Matisse» картина улучшается в разы — и в ритм-секции уверенность появляется, и гитары звучат помасштабнее. На «Stentaure» появляется тот самый эффект присутствия — уже не джазовый, когда видишь каждого музыканта, а рокешный — будто бы стоишь на концерте где-то неподалеку от сцены.

С рок-записями более камерными (Rolling Stones «As Tears Go By», The Beatles «A Day In The Life») все три системы справляются получше. При этом с Битлами наблюдается интересная картина — «Matisse» на ударных (в совсем неидеальной записи) вдруг выдают практически джазовую точность. Закрой глаза и вот он, молодой Ринго, сидит за своей установкой, по центру и чуть подальше, чем остальные трое. На полочной системе вся эта кристальность пропадает. История, впрочем, сугубо локальная и проявляется только на одной композиции.

Теперь слушаем Мадонну (Madonna), альбом «Ray of Light» с Уильямом Орбитом (William Orbit) в качестве продюсера. «Электронику вам любая акустика сыграет» — популярное среди аудиофилов утверждение, не то чтобы всегда верное, но определенную почву под собой имеющее. Тут с одной стороны электроника, с другой — отменно записанный вокал. Первое, что бросается в глаза, вернее в уши — грязь на синтезаторном вступлении к «Drowned World». И фоновое шипение заметно, и синтетические «колокольчики» чистотой не отличаются. Ну, да аналоговый звук мы и не за чистоту любим. Зато когда вступают вокал и ударные — диву даёшься, как красиво звучит. Мадонна даже не перед тобой, она вокруг — вот она, прелесть искусственных миров. И тут все три системы почти одинаково хороши. Конечно, в глубоком басе от «Stentaure» есть свой кайф, но решающей роли он не играет.

Универсально относительно всех трёх систем звучит и Timbaland. Уж сколько было сказано на тему того, что его музыку можно слушать и на динамике айфона, но ведь и на хорошем звуке не теряется, а расцветает пышным цветом. Удивительное дело — полочники очень неплохо «прокачивают» комнату, даже бас откуда-то появляется. Вот она, великая сила компрессии. «Fat Of The Land» от Prodigy тоже оказывается весьма непростой пластинкой. Казалось бы, клубная музыка, построенная на сэмплах, где уж тут говорить о качестве, а вот на тебе — на хорошем звуке пестрит нюансами. Каждый сэмпл-слой положен на своё, четко определенное место в миксе. Всех слышно, никто никого не забивает, а уж то, как звучат ударные, и вовсе выше всяких похвал. Хотя тут конечно мощь «Stentaure» или хотя бы «Matisse» оказывается совсем не лишней. От Chemical Brothers «Star Guitar» при этом остаётся ощущение, что заточена она не под домашний, а уж совсем под клубный звук. Хотя некий «кач» появляется уже и на полочной акустике (впрочем, мелодические партии звучат резковато), но настоящего, клубного драйва не создают даже «Stentaure».

На контрасте слушаем «Щелкунчика» Чайковского. Хорошо, разборчиво, чётко, пространственно. Но не поражает, магии, которая была в джазе, почему-то нет. Зато полочная акустика снова проявляет себя неплохо. Наконец, включаем Dire Straits «Money For Nothing» . На «Stentaure» — просто сногсшибательно. Тут вам и мельчайшие нюансы, и рок-драйв, и вокал, и приятные «невозможности» в аранжировке.

Как итог — за свои деньги, все три системы звучат весьма пристойно. С вокалом или камерными записями, будь то джаз или фолк-рок, все трое справляются на ура. «Dufy» кажется хорошим решением для небольшого заставленного помещения, но если вам хочется драйва и масштаба (особенно это касается стадионного рока или танцевальной электроники), лучше все же остановиться на напольных вариантах. Характер звука у «Matisse» и «Stenature» похож, но за счет мощного баса последние частенько звучат убедительнее своих младших товарищей.

31.07.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: