Основатель, крестный отец, пропагандист, идеолог, звезда, легенда - такое распределение ролей можно найти почти в каждом музыкальном направлении, и дабстеп, в "нулевые" годы из местечковой ветки UK garage, зародившейся в Южном Лондоне, превратившийся в главную находку клубной электроники десятилетия, - не исключение. С иерархией в дабстепе все более-менее просто. Отцы-основатели - El-B и Horsepower Productions. Крестная мать и пропагандист - Мэри Энн Хоббс (Mary Anne Hobbs). Главными звездами на сегодняшний день являются Magnetic Man, легендой - Burial. А идеологом, не сильно погрешив против истины, можно назвать Стива Гудмена (Steve Goodman), известного как Kode9.
Основатель лейбла Hyperdub. Продюсер, на пару с MC Spaceape записавший один из лучших дабстеповых альбомов "Memories of the Future", пластинку, исполненную чувства опустошения и экзистенциального одиночества. Философ, пересмотревший жанр с позиций пост-модерниста и противника культуры потребления. Автор книги "Звуковая война", исследующей пагубное влияние урбанистической архитектуры (в терминологии Гудмена "анархитектуры") на человека и использование звука как оружия. И просто квалифицированный диджей, востребованный за пределами дабстеповой сцены. В апреле Kode9 выпускает второй студийный альбом "Black Sun", о чем Звуки с ним и поговорили.
Kode9 & Spaceape "Glass"
Звуки: Когда вы начали делать "Black Sun"? Каким вы задумывали его с самого начала? И насколько далеко ушли от первой идеи?
Kode9: Он начался около четырех лет назад, но по ходу работы мне пришлось отвлекаться на другие дела - писать книгу, управлять Hyperdub. Кроме того у Spaceape были проблемы со здоровьем. Мы обкатывали разные версии новых треков на концертах, но к окончательному варианту пришли только сейчас. Изначально мы хотели сделать альбом более энергичным, чем первый. Мы хотели, чтобы в звуке было больше цвета.
Звуки: "Black Sun" более насыщенный в смысле ритма, более напряженный, чем "Memories of the Future". Это как-то связано с тем, что вы родом из джангла как диджей? С теми миксами, которые вы делали для FACT и DJ-Kicks?
Kode9: Мы просто хотели, чтобы на альбоме было больше энергии. Мы до сих пор иногда оглядываемся на "Memories of the Future" и не можем понять, как мы записали такую чугунную, неподъемную пластинку. То есть да, мне совершенно точно хотелось, чтобы в плане ритма альбом был более сложным, и это касается даже тех треков, в которых и ударных-то по сути нет, таких как "Promises". Читка Spaceape тоже стала более ритмичной.
Звуки: "Memories of the Future" отчасти был компиляцией синглов, которые вы выпустили до него. И в каком-то смысле был их закономерным продолжением - то же самое, но в более расширенном формате. А со второго альбома вышел только один сингл в 2009-ом. Вы были не уверены, что делать дальше, или просто заняты другими проектами?
Kode9: Я занимался другими проектами, да и сцена, с которой я был связан, за последние годы сильно изменилась. И если честно, в какой-то момент я просто не мог ничего довести до конца. За два-три года выпустил два-три трека. Не надо заставлять себя делать следующий шаг. Нужно поймать тот момент, когда ты готов его сделать. Когда я работаю со Spaceape, я не думаю о том, что сейчас модно, не стараюсь поймать тренд сезона. Мы просто делаем свою музыку, без оглядки на лейблы, продюсеров и жанры, которые находятся в фаворе. И нам просто нужно было выждать время и понять, чего мы сами хотим.
Звуки: А почему вы решили переделать титульный трек, "Black Sun"?
Kode9: "Black Sun" - особая вещь для меня... Это один из немногих треков, в который я смог вложить именно то, что вертелось в моей голове. Для меня это фотография 2008 года, того, что происходило со мной в то время, и я хотел, чтобы в прошлом он и остался. Но в то же время мне хотелось, чтобы в каком-то виде "Black Sun" на альбоме появился, ведь он стал отправной точкой для моего нового продакшна. Поэтому я его переделал. Это можно услышать на альбоме: одни треки были написаны до "Black Sun", другие - после.
Kode9 "Black Sun"
Звуки: "Green Sun", пожалуй, самый оптимистичный, самый танцевальный из ваших треков на сегодняшний день. Вы специально сделали его как антитезу более мрачному "Black Sun"?
Kode9: Мне не кажется, что "Black Sun" такой уж мрачный, по-моему, под него вполне можно танцевать и отрываться. Но я согласен, "Green Sun" с ним перекликается, мне хотелось, чтобы у "Black Sun" был трек-побратим. Вообще-то у меня родилось несколько вещей одновременно с "Black Sun", инструментальная версия "Love Is the Drug", "Blood Orange", который был на DJ-Kicks. И "Green Sun" в этой связке тоже был.
Звуки: В прошлом году Spaceape дал интервью, в котором рассказал, что у него большие планы, не связанные с вами, и если честно, я тогда подумал, что ваши пути разошлись. Вам нужно было снова привыкать друг к другу или встретились и начали записываться, как будто не было никакого перерыва?
Kode9: Нам обоим нужно было понять, чего мы хотим добиться, работая вместе. Наше партнерство живет в своем собственном пузыре по своим законам. Мы не просто сочиняем треки вдвоем, мы стараемся придумать целый мир, в котором может существовать наша музыка. И об этом мире мы расскажем больше, когда появятся обложка и оформление альбома.
Звуки: А где вы нашли певицу Cha Cha?
Kode9: Я пару раз играл в Шанхае, в отличном клубе "Убежище" - он находится в бомбоубежище - и Cha Cha работала там эмси и дружила с местным промоутером. Мы познакомились, поджемовали вместе и в конце концов ее бэк-вокал оказался в песне "Time Patrol". В прошлом году я снова приехал в Китай, мы снова засели в студию, и она здорово помогла мне с некоторыми треками. Я чувствовал, что в них чего-то не хватает, но не мог понять, чего именно. И она мне подсказала.
Kode9 & Cha Cha "Time Patrol"
Звуки: У вас в одном новом треке ("Kryon") отметился Flying Lotus, но у меня есть подозрение, что он и в других номерах "наследил". И еще я чувствую, что там не обошлось без влияния UK funky и wonky. У вас происходит обмен идеями с коллегами по цеху, не на уровне "прийти и записать такую-то партию", а на уровне телепатии, что ли?
Kode9: Естественно, ты чему-то учишься у любых музыкантов, которых слушаешь. И это касается не только артистов с Hyperdub. Пожалуй, встреча с Flying Lotus в 2006-ом серьезно на меня повлияла. Я помню, как он дал мне послушать биты, которые играли в его наушниках, это был Samiyam (увлекающийся "восьмибиткой" хип-хоп-продюсер из Мичигана - прим. Звуков), и меня абсолютно вынесло. Таких синтезаторов я в жизни не слышал. Очень может быть, что "Black Sun", его оригинальная версия, была не совсем удачной попыткой воспроизвести ту цветомузыку, наложенную поверх ритмов, которую я услышал в UK funky в 2007-ом и 2008-ом. Я говорю "не совсем удачной", потому что она проложила дорогу к той музыке, которая рождается сейчас, которая наследует тогдашние идеи как базовую формулу, точно так же, как дабстеп унаследовал формулы minimal half-step и wobble. Но такие вещи трудно предсказать. Это теперь понятно, что и откуда пришло.
Звуки: Мне понравился ваш ремикс на "Yellow Tongue" Ли Скретча Перри (Lee Scratch Perry). Вы сами выбрали трек или люди с On-U Sound предложили?
Kode9: Эдриан Шервуд (Adrian Sherwood) связался со мной и попросил меня сделать ремикс. Это было в тот период, когда я зависал между стилями и из-за этого не мог ничего закончить. Собственно, у меня и сейчас возникает та же проблема. Я выбрал "Yellow Tongue", потому что мне понравилась е**нутая лирика в ней и то, как звучит голос вокалистки (Самиа Фара - прим. Звуков). Забавно, но песню я выбрал скорее из-за нее, чем из-за Ли Перри.
Из On-U Sound я ничем особо не интересовался, кроме одного странного альбома African Head Charge. На ямайскую музыку я подсел только после того, как услышал джангл.
Lee Scratch Perry and Samiah Farah vs. Kode9 "Yellow Tongue"
Звуки: Это правда, что Кевин Мартин (Kevin Martin) посоветовал вам основать лейбл?
Kode9: Да, он услышал мой трек "Sine of the Dub" (очень вольный пересказ песни Принса "Sign "O" the Time" - прим. Звуков) в 2002-ом или 03-ем и предложил мне издать его самостоятельно. Он связал меня с дистрибьютором, остальное - история. Мне очень повезло поработать с Кевином над King Midas Sound. В этом году мы выпустим сборник ремиксов на King Midas.
Kode9 & the Spaceape "Sine of the Dub"
Звуки: Будучи боссом лейбла, как сильно вы вмешиваетесь в работу артистов, которых издает Hyperdub?
Kode9: Зависит от артиста. Я бы вообще не вмешивался, но необходимо следить за тем, что выпускает лейбл.
Звуки: А кто-то из новичков произвел впечатление на вас?
Kode9: Первая партия релизов будет как раз от новичков Hyperdub, Morgan Zarate и Funkystepz. Но не волнуйтесь, будут и другие, вы сами все узнаете.
Звуки: Вы всегда говорили, что "Hyperdub больше, чем дабстеп", а теперь весь дабстеп стал "больше, чем дабстеп" (мне кажется, этим и объясняется появление терминов вроде "пост-дабстеп") и даже в поп-музыку проник. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние сцены?
Kode9: Он расползся на множество направлений, ко многим из них у меня нет никакого интереса. Или же они просто не имеют никакого отношения к тому, что мне нравится слушать. Для меня важен вайб - настроение, атмосфера, эмоциональная сторона, посыл. И этот вайб я нахожу в самых разных стилях музыки - по нему я определяю родство жанров, а не по принадлежности к тому, что собрано под зонтиком дабстепа. Ну и здорово, если бы я застрял в замкнутой на себя дабстеповой сцене, это было бы крайне печально.
Звуки: Что вы почувствовали, когда Мэри Энн Хоббс объявила о том, что покидает BBC? Было что-то похожее на "вот уходит эпоха"?
Kode9: Я рад, что она ушла на пике карьеры, и у нее были хорошие причины для того, чтобы уйти. И для нас (с Burial - прим. Звуков) было честью сделать микс для ее последнего эфира.
Kode9 на вечеринке Capital Bass при участии Pixelord, FStep, Sandra, Urbanite, Algorythmik, Pirumov
Москва, клуб "Солянка"
18 февраля 23:00
1951 – Родился Джоуи Рамон, вокалист группы Ramones. Манера петь и сценический образ Джоуи сделали его иконой контркультуры »»
Bobby BRYANT (1934)
Pete TOWNSHEND (1945)
Paul BRADY (1947)
Tom SCOTT (1948)
Dusty HILL (1949)
Grace JONES (1952)
Joey RAMONE (1952)
Allen FARNHAM (1961)
Дженни БЕРГГРЕН (1972)