МУЗЫКА  Самурайский метод

Методика обучения музыке Синити Судзуки: почему она полезнее европейской школы.

В век высоких технологий мы забываем о простых вещах, способных приносить простые человеческие радости. Мы привыкли, что у нас все есть и не вдумываемся, каким образом мы это получаем. Например, мало кто знает, как создавалась музыка и какие методики легли в основу ее обучения.

Традиционно в ходе обучения музыке отдельно изучают теорию и практику. Морис Морено (Moris Moreno) сказал, что отделение сольфеджио от игры на музыкальном инструменте приводит к тому, что ученик не может играть музыку – он играет лишь музыкальные звуки.

Исследуя процесс обучения музыке в ХХ веке Карл Орф (Carl Orff), Морис Мартено и Синити Судзуки (Shinichi Suzuki) пытались найти нетрадиционные способы обучения музыки из-за малой эффективности существующих в то время методик обучения музыки. Все они пришли к выводу, что начинать занятия музыкой необходимо с самого раннего детства, проводя занятия в игровой форме.

Карл Орф является автором методики обучения, основанной на ритмических упражнениях, о которой может рассказать любой преподаватель шумовых инструментов. Эта методика применяется для обучения игры на ударных инструментах целой группы детей. Потом эта группа может превратиться в настоящий маленький оркестр. Мартено и Судзуки, в свою очередь, создали прекрасно дополняющие друг - друга методики. За цель обучения они принимали не только подготовку профессиональных музыкантов. Они считали, что, прежде всего, необходимо дать детям хорошую школу жизни и воспитать их духовность.

Судзуки обучал игре на скрипке. Он полагал, что обучать музыке нужно по тем же методикам, по которым проходит изучение языков. Уроки игры на клавишных инструментах также могут уложиться в эту систему преподавания. Ему нравилось обучать детей игре на скрипке потому, что даже двухлетний малыш мог держать в руках маленькую скрипку и играть на ней. Такие скрипки обладают качеством звучания, как и инструмент нормальных размеров. Маленькие скрипки воспринимаются детьми как дорогие игрушки и, поэтому, охотно начинают учиться играть. Для успешного обучения ребенка музыке по методу Судзуки необходимо, чтобы ребенок слышал музыку каждый день, и именно те мелодии, которые он будет учиться играть самостоятельно на своей маленькой скрипке. Так же он делал акцент на музыкальном образовании родителей, так как именно родители являются первыми и самыми важными учителями для своего ребенка. Он считал, что родители ребенка так же должны были быть обучены музыке и умели играть на музыкальных инструментах. Это поможет им быть терпимее к репетициям малыша и его неудачам в игре на музыкальном инструменте. Поэтому один из родителей обязательно должен сам уметь играть на скрипке.

Обучение по методике Судзуки предполагает индивидуальные занятия. Они длятся от 15 до 30 мин в день. Во время занятий преподаватель исправляет ошибки игры ребенка на музыкальном инструменте и объясняет их одному из родителей. Так же родителям рассказывается программа обучения ребенка на следующей неделе и планируется проведение группового урока, на котором дети будут играть все вместе, участвовать в таких концертах может и преподаватель.

Время, которое ребенок тратит на занятия музыкой, зависит от возраста малыша и его способностей. Минимальный возраст для обучения ребенка по методике Судзуки - 3-4 года. Современные учителя музыки используют методику Судзуки для обучения и старших детей.

08.10.2010, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: