Организаторы финского фестиваля Flow не имеют привычки оставлять сладкое на десерт: уже второй год подряд состав открывающего концерта, приуроченного к трехдневному августовскому марафону в Хельсинки, перевешивает (по крайней мере, если брать условную "громкость" имен) участников собственно фестиваля. И хотя лайнап этого года меня не заинтересовал, стоило мне узнать, что перерезать праздничную ленту в Сувилахти приедут LCD Soundsystem и Chemical Brothers (оба - с новыми альбомами), я немедленно начал паковать чемоданы.
Первый концерт на территории бывшей электростанции был не только открывающим, но еще и пристрелочным. Организаторы получили возможность провести разведку боем, оценив, какое количество еды, напитков и туалетов требуется, чтобы продержать на ногах многотысячную толпу (вопросы более чем актуальные - на Flow впервые за его историю случился аншлаг).
Роль формального разогрева предсказуемо досталась LCD Soundsystem, нынче гастролирующим в составе пятилетней давности, том, который записывал еще первый альбом (немудрено, что песни с него в итоге составляют львиную долю сетлиста). Душу из ударной установки выколачивает Пэт Махоуни (Pat Mahoney), в углу сцены приютился басист !!! Тайлер Поуп (Tyler Pope), гитару терзает непонятно каким образом завербованный Дэвид Скотт Стоун (David Scott Stone, переигравший с кучей нойзовых психопатов, от Melvins до Merzbow), за клавишные отвечает Нэнси Уэнг (Nancy Whang) из The Juan MacLean. Клавишные, впрочем, первую половину концерта почти не слышно, а группа дает современную версию Liquid Liquid, где основу звучания составляет разнокалиберная ритм-секция.
Эластичность песен LCD Soundsystem - большую часть их репертуара, в общем-то, можно гнуть и резать как угодно, укорачивать, удлинять, замедлять и ускорять - поначалу играет с группой злую шутку. За стартовым разгоном в виде "Us v Them" следует несколько холостых выстрелов, и номинальные танцевальные боевики ("Pow Pow", "Daft Punk is Playing In My House") отчего-то звучат как саундтрек к дискотеке для тех, кому за 40.
Щурящийся от закатного солнца Джеймс Мерфи (James Murphy) ведет себя как анти-фронтмен. А как еще назвать полноватого и небритого лидера группы, который неловко передвигается по сцене, то и дело отворачивается от публики, кривит лицо, как ребенок, которого родители заставили проглотить очень невкусное лекарство, выпадает из хорового пения и постоянно извиняется (в конце концов, за то... что слишком часто извиняется). С голосом, как выяснилось позже, у Мерфи тоже были проблемы, из-за чего хрестоматийную "All My Friends" (сыгранную как среднее арифметическое между каверами на нее Franz Ferdinand и Джона Кейла) он не столько пропел, сколько промычал.
Однако в этой лузерской позиции очень скоро обнаруживается такая бездна харизмы и очарования, что Мерфи невольно начинаешь симпатизировать и подыгрывать. Не из жалости (хотя Джеймс не дурак подавить на нее - "вы хотели хитов, а у нас их нет"), а как тому самому "добрых дел мастеру", который "с похмелья злой", но "все равно всех круче". Вот сейчас оправится и всем покажет.
Раскачка начинается после лирической "I Can Change", как только вступают жирные синтезаторы "Tribulations". Второго дыхания у LCD Soundsystem на мощный финал из панковской "Movement" и совсем уж старой плясовой "Yeah", на которой финскую публику накрывает окончательно.
На подготовку сцены для шоу Chemical Brothers ушло не слишком много времени, а готовить было что. У меня еще при первом прослушивании "Further" создалось впечатление, что собран он не столько для домашнего прослушивания или там промо-прокрутки на радио и ТВ (хитов уровня "Block Rocking Beats", "The Test" или "Galvanize" на пластинке нет), сколько для живых выступлений и прежде всего полуночных рейвов. И возможно, сделано это было из конъюнктурных соображений, все-таки концерты - единственный стабильный источник дохода для современного музыканта, не обладающего россыпью великих альбомов, нуждающихся в постоянном переиздании. Так или иначе, "Further" - почти идеальная функциональная запись, заточенная под многотысячный танцпол. То же касается и видеоряда, созданного Адамом Смитом и Маркусом Лайаллом (Adam Smith & Marcus Lyall). Тут будет уместно вспомнить Дэвида Линча с его "You will never see a film on your fucking telephone": насколько скучным и необязательным выглядит компьютерная графика, сопровождающая номера с "Further", в окошке YouTube, настолько же монументальной и гипнотической она оказывается на большом экране.
Уже на вступлении к "Galvanize" становится ясно, что нас ждет не диджейский прогон свежего альбома, а полноценный electro live act, с тасованием даже не песен, а отдельных партий треков. Часть из них "братья" наигрывают вживую, определить их на слух несложно, они выведены чуть громче подготовленных подложек. Призывы Q-Tip нажать на кнопку сменяются гармониями из "Another World", сингла, в котором трудно на заподозрить реверанс в сторону раннего Брайана Ино (Brian Eno) и Roxy Music. Блок новинок продолжают близнец "Let Forever Be" - "Dissolve", затем неожиданно мощная, усиленная сабвуферами "Horse Power" с мечущимся по экрану конем, следом - первый сингл "Swoon". Все четыре сыграны максимально близко к студийнику, но сведены без помарок - еще один довод в пользу того, что написаны они были в расчете на концертные сеты.
Назревает взрыв, и Роулендс и Симонс выводят стопроцентную бомбу - "Hey Boy Hey Girl". Лиха беда начало: мясорубка для хитов только раскручивается. Впереди - взвывающее сиреной интро "Out of Control". Ритм трека шалит, поэтому вокальной партией Бернарда Самнера (Bernard Sumner) британцам приходится пожертвовать, а сама песня, толком не разогнавшись, перетекает в "Setting Sun". Покромсав и ее, дуэт едва не загоняет себя в тупик, но в итоге выруливает на пульсирующую "Believe" (Келе Окереке везет чуть больше, чем Самнеру, но и от его вокала остается в основной слоган "I need you to believe something").
Прыжок обратно к новому альбому без падения общих мощностей - "Escape Velocity", чрезвычайно удобный "мостик" для еще одного хита, но вместо него идет краутроковая "K+D+B", самое неожиданное пополнение репертуара Chemical Brothers и, на мой вкус, попросту лучшая на последнем альбоме песня. Ей и завершится полуторачасовая эйфория, в финале которой на экране появится памятка "Love is All". Заявление столь же неоспоримое, как и тот факт, что Chemical Brothers по-прежнему являются одной из главных электронных групп планеты.
Лондонцы The Chemical Brothers были едва ли не первыми "рокерами в электронике". Они не чурались гитар, водили дружбу с Oasis и New Order и, в отличие от The Prodigy, не делали ставку на эпатаж и двигались к успеху поступательно, шаг за шагом.
Дата образования:
1 января 1991
Подробности из жизни:
The Chemical Brothers - английский электронный дуэт
Жанр - биг-бит, электронная музыка, хаус
Состав:
Эд Саймонс (Ed Simons), Том Роулендс (Tom Rowlands)
Дуэт Chemical Brothers появился на свет в Лондоне в 1992 году. Поначалу Том и Эд называли себя The Dust Brothers, однако после иска со стороны одноименного продюсерского дуэта были вынуждены переименоваться. "Химики" двигались в кильватере группы The Prodigy, тоже проповедуя симбиоз электронной музыки и рока, однако если Prodigy были по натуре отъявленными панками, то Chemical Brothers на эпатаж ставки не делали. Они выглядели облагороженными хиппанами, вдохновлялись брит-попом и мэдчестером и водили дружбу с Oasis и New Order. Созданный "братьями" гибрид рока и брейкбита получил название big beat и, подхваченный артистами типа Fatboy Slim, немедленно вошел в моду. Группе посыпались предложения о записи ремиксов для звезд масштаба Primal Scream, Manic Street Preachers, Republica, Sabres of Paradise (лидер которых, Энди…
1951 – Родился Джоуи Рамон, вокалист группы Ramones. Манера петь и сценический образ Джоуи сделали его иконой контркультуры »»
Bobby BRYANT (1934)
Pete TOWNSHEND (1945)
Paul BRADY (1947)
Tom SCOTT (1948)
Dusty HILL (1949)
Grace JONES (1952)
Joey RAMONE (1952)
Allen FARNHAM (1961)
Дженни БЕРГГРЕН (1972)