МУЗЫКА  Экстравертная поп-культура: шведский вариант развития

Фестиваль с участием малоизвестных шведских групп Swelectronica был отмечен любопытной дискуссией между промоутерами, чья жизнь тесно связана со Скандинавией. Чем обусловлен тот факт, что Швеция является третьим в мире поставщиком поп-музыки в мире?

9-10 апреля в петербургских клубах прошел небольшой фестиваль с участием шведских групп Swelectronica. Среди них - Cornbeast, которые занимаются восьмибитной музыкой, синти-поп-дуэт New Modern Angels, электро-трэш-бэнд Trasig и певица UmiUmi. Все они малоизвестны, но весьма очаровательны – настолько, что могут приехать в Россию. Впрочем, наверное, не менее значимой оказалась дискуссия о современной шведской музыке между двумя промоутерами, чья жизнь тесно связана со Скандинавией – арт-директором клуба "Ikra" Григорием Гольденцвайгом (и автором исследования "Музыкальный экспорт в России" по заказу Европейской Музыкальной Комиссии) и директором компании ArtEast" Олегом Богдановым. Участвовать в ней могли все желающие, а проходило действо в квартире Каспера Андерссона (Kasper Andersson) - шведского консула, ответственного за вопросы, касающиеся культуры, информации, образования и науки.

Итак, чем же, по мнению спикеров, обусловлен тот факт, что Швеция является третьим в мире поставщиком поп-музыки в мире?

  • Во-первых, это технократичность и прагматизм. Отсюда и, собственное, экономическое развитие. И появление таких сервисов, как Spotify. Как выяснилось, никому эта новинка не приносит серьезных денег за счет прослушивания их треков, но, возможно, это дело времени. При этом давно уже известно, что американские звезды просиживают в стокгольмских студиях месяцами, а множество хитов (от Спирс до Дион) создают шведские авторы. Забавно, что и торрент-трекер "The Pirate Bay" - местное изобретение.

  • Во-вторых, это высокие налоги. До 40%. И деньги уходят, по словам Гольденцвайга, "не на то, чтобы повесить больше флагов", а на социальные нужды. В частности, на помощь музыкантам. В Швеции каждый ребенок бесплатно учиться играть на одном, а то и на двух инструментах – просто так, не с целью поступить в консерваторию. Как сообщили присутствовавшие музыканты, они, к примеру, могут репетировать, не платя денег, в специальных помещениях, предоставленных государством (хотя свободное время в расписание найти, конечно, не просто).

  • В-третьих, это слушательская культура. Музыка не является уделом избранных, ей всегда занимается кто-то из родственников, друзей. Здесь издавна принято платить за вход. Здесь не принято искать способов попадания в гостевой список. "Потому мы, наверное, не привезем больше группу Mono в Петербург, поскольку в последний раз клуб A2 попал на большие деньги", - сказал Гольденцвайг.

  • В-четвертых, уже после успеха ABBA музыка стала значительной статьей госдохода (потому что в 1976-м каждая третья крона попадала в казну благодаря этой четверке). То есть – если это выгодно, значит, надо это развивать. При этом многим звездам помогают только до взлета – если видно, что артист сам справляется, то его пускают в свободное плавание (тут надо заметить, что финскую группу Lordi местные власти спонсировали и после победы на "Евровидении"). То есть Швеция, с одной стороны, успешно экспортируют свои группы, с другой – они могут вполне спокойно существовать в родной стране. Правда, часто возникают и прецеденты типа Джей-Джей Йоханссона (Jay-Jay Johansson), который дома собирает по 250 человек – и это успех! А у нас такое же количество считалось бы провалом. Многие группы сначала громко заявляют о себе в Великобритании, Европе, США, прежде чем становятся национальными героями. Страна маленькая (по населению – меньше Москвы), музыки много…

  • В-пятых, это реальное равноправие между мужчинами и женщинами и прочие демократические свободы. Так что петь они могут не только на стереотипные тему нелегкой доли, а самовыражаться в полной мере. Нельзя забыть и о том, что в Швеции в свое время победил социализм, и даже смена власти не влияет на ключевые явления – такой вот консерватизм...

    Безусловно, красочная картина, обрисованная Богдановым и Гольденцвайгом, не является полностью идеальной-реальной. Григорий и сам говорит, что в двухмиллионном городе проходит множество концертов, после которых остаются довольными и зрители, и исполнители. Тем не менее, устроить выступление не так легко, потому что многие площадки забиты на месяцы вперед. Музыканты, сидящие рядом с ними, рассказывают, что они все днем работают, а количество публики на сетах может варьироваться до пяти человек до нескольких сотен. При этом некоторые из них уже ездили на гастроли, скажем, в Германию – просто послали свои записи в клубы и договорились. Несколько команд объединяются в сообщества, играют друг у друга, могут арендовать грузовик для турне.
    И заниматься любимым делом, пока это позволяет статус.

  • 12.04.2010, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

    МУЗЫКА - свежие публикации: