МУЗЫКА  Предварительные слушания. Выпуск #20

Рецензенты Звуков составляют первые впечатления о релизах, уже вышедших или готовящихся к выходу. В центре внимания: дебют Британского Новичка №1 Элли Гулдинг, пластиковый мусор на третьем альбоме Gorillaz, варварский хип-хоп от Crookers, элегантный электропоп от Shy Child и - о, чудо! - музыка в исполнении отцов мозголомной IDM Autechre.

Gorillaz "Plastic Beach"
Parlophone
Дата выхода: 8 марта

"Я просто увидел пластмассу в песке на пляже возле своего дома", - Дэймон Албарн (Damon Albarn) скромно объясняет идею новейшего альбома самого успешного проекта в своей гиперактивной двадцатилетней карьере. Часовое концептуальное полотно, разыгранное бесконечной вереницей именитых гостей - "Plastic Beach", к сожалению, действительно производит впечатление записи, вдохновленной чем-то вроде мусора на пляже. Едва отойдя от берега, "Пластмассовый пляж" сразу начинает идти ко дну: этот альбом претенциозен, перепродюсирован, он сразу же кажется катастрофически устаревшим, он вот-вот грозится расколоться пополам и "Титаником" опуститься на океанское дно. Как выяснилось, все самое необходимое, что нужно знать о "Plastic Beach" с лихвой сообщил пилотный сингл "Stylo" - неповоротливый, лишенный всякой гармонии, сделанный на мертворожденном синти-попе и состоящий из совершенно никак не связанных между собой вокальных партий рэппера Моса Дэфа (Mos Def), легенды соула Бобби Уомака (Bobby Womack) и самого Албарна. Еще тут есть открывающий номер со бессмысленным бормотанием Снуп Догга (Snoop Dogg), цитирующего Гила Скотта-Херона (Gil Scott-Heron), есть Ливанский Национальный оркестр восточной музыки, есть впервые за бог знает сколько лет играющие вместе Пол Симонон (Paul Simonon) и Мик Джонс (Mick Jones) из The Clash. Есть тут раздражающий престарелый, поющий с интонациями Андрея Макаревича Лу Рид (Lou Reed), и есть даже злобный старикан Марк Э. Смит (Mark E. Smith), камео которого длится примерно десять секунд. Все это упаковано в однообразную жиденькую немелодичную кашицу электропопа, устаревшую лет на семь, как минимум. Песни эти, притом, не объединяет между собой ничего, кроме призраком проходящей сквозь диск темы экологии и ее спасения: "Plastic Beach" - это не альбом, а капустник. Албарн не раз говорил, что хочет, чтобы на третьем диске Gorillaz были уже не столько анимированной "виртуальной" группой, сколько площадкой для коллабораций — возможно, именно поэтому "Plastic Beach" производит впечатление мусорного ведра, в которое сливается все подряд без разбора, при том, что сам альбом это мусорное ведро вроде как высмеивает. Единственное, что хоть как-то напоминает о прошлых победах Gorillaz — это "Superfast Jellyfish", солнечный, веселый номер, прочитанный De La Soul и спетый Гриффом Рисом (Gruff Rhys) из группы b<>Super Furry Animals — по-настоящему смешная, на раз запоминающаяся песня. Альбом, упоминания с которого заслуживает только одна вещь - "Plastic Beach", похоже, первая запись, после прослушивания которой хочется попросить Дэймона Албарна оставить бравые хождения по островам и еще раз собрать Blur.

Алексей Алеев

Ellie Goulding "Lights"
Polydor
Дата выхода: 1 марта

Каждый год в Великобритании появляются Перспективные Дебютантки. Звучать они могут по-разному (в 2008-м хитом сезона был соул от Даффи (Duffy) и Адель (Adele), а в 2009-м - электропоп от Little Boots и La Roux), но остаться без них страна не может; в большинстве случаев пресса еще в январе угадывает, кто станет царицей горы в наступившем году. В 2010-м роль главной молодой певицы отведена Элли Гулдинг (уже разогревавшей ту же Литтл Бутс), и ее дебютный альбом, словно в анекдоте, приносит две новости. Хорошая заключается в том, что Элли остроумно сводит вместе танцевальный поп с девичьими песнями под акустическую гитару, так что звучание получилось оригинальнее, чем у ее коллег, строго придерживающихся одного направления. Плохая же - в том, что на этом индивидуальность заканчивается; про "Lights" не только нельзя больше сказать ничего хорошего, но и, собственно, вообще больше нечего сказать. Те же песни могла бы написать любая из множества других певиц, вокал у Гулдинг незапоминающийся, а любопытное звучание не вытягивает на себе целый альбом. Сначала хочется предположить, что начинавшая с фолка исполнительница может похвастаться богатым внутренним миром - но на строчках "And my body goes/Whoa oh oh ah ah/Whoa oh oh ah ah" угасает и вера в это; непохоже, чтобы у Элли в голове было хоть что-то, чего нет у миллионов других девушек. Пожалуй, с каждым годом британский национальный институт Перспективных Дебютанток все сильнее напоминает болото, в которое хочется кинуть бомбу.

Евгений Трифонов

Shy Child "Liquid Love"
Wall Of Sound
Дата выхода: 15 марта

Три года назад американцы Shy Child наделали шуму альбомом "Noise Won't Stop", который как нельзя лучше пришелся к моменту кратковременного взлета нюрейва и был щедро нахвален хипстерскими изданиями вроде Pitchfork. На диске "Liquid Love" запах нюрейва уже успел выветриться: аранжировки стали мягче, меньше стало синтезаторного визга, а ритмы сдвинулись в сторону диско. В результате получился классический электропоп, расположившийся где-то на полпути между Hot Chip (с ними Shy Child роднит вокальное многоголосие и появляющаяся время от времени лёгкая меланхолия) и Cut Copy. Новый прикид американцам определенно к лицу, к тому же группа основательно прибавила в сонграйтинге. На диске сразу несколько запоминающихся песен и один стопроцентный супербоевик. Песня "Disconnected" – претендент на звание "танцевальный гимн года", где пока соперничает с Goldfrapp "Rocket".

Ник Завриев

Autechre "Oversteps"
Warp
Дата выхода: 22 февраля / 22 марта

Казалось бы, ну чего можно ожидать от Autechre? Очередной порции зубодробительного саунд-дизайна, дослушав которую до конца можно поставить галочку в блокноте ("да, я сделал это!") и только на основании этого записать диск куда-нибудь в нижнюю часть годового топа – не зря же, в конце концов, слушал. Но нет, на этот раз всё иначе, новое десятилетие не шутит. Не думайте что Шон Бут (Sean Booth) и Роб Браун (Rob Brown) вернулись к аналоговым красотам времен альбомов "Amber" и "Incunabula". Перед нами по-прежнему музыка экспериментальная, но это все-таки музыка! Диск вышел на удивление осмысленным и человечным. Британцы отмотали плёнку назад в 1999-й к "ep7" и двинулись от того звучания не в сторону авангардного саунд-дизайна, а к более интроверному эмбиенту. Гармонические и даже мелодические структуры видны довольно чётко, но при этом присутствует эта вот аутекровская "замороченность", сложность формы, за которой никогда нельзя определить, спонтанна она, или наоборот, тщательно продумана до мельчайших деталей.

Ник Завриев

Crookers "Tons of Friends"
Southern Fried
Дата выхода: 8 марта

Одно только перечисление гостей, заявленных в треклисте дебютного альбома миланского продюсерского дуэта Crookers, способно довести до оргазма составителей пресс-релизов и любителей неймдроппинга: Ройшн Мерфи (Roisin Murphy), Kelis, мозг The Black Eyed Peas will.i.am, бритпоповый пижон Тим Берджесс (Tim Burgess), рэппер Pitbull, электронный дуэт Soulwax и даже Mixhell (а это, на минутку, проект Игоря Кавалера из Sepultura). Друзей на "Tons of Friends" действительно тонна, многие из них отдают долги, притом все шагают в едином строю и исключительно в ногу. Андреа Фратанджело и Франческо Барбалья (Andrea Fratangelo & Francesco Barbaglia), за пять лет собравшие необъятное портфолио ремиксов, оказались еще и весьма даровитыми авторами, сотворившими продукт уровня альбома "Kala" певицы M.I.A. и "Shock Value" Тимбалэнда. Откровенного балласта на альбоме почти нет, что уж совсем удивительно для 22-трекового релиза на стыке дуболомного фиджет-хауса, байле-фанка, R'n'B и вонки. Даже у пропагандистов жанра Diplo и Switch (засветившихся на альбоме под общей вывеской Major Lazer) такая убедительная пластмассовая музыка получается через раз, если не реже. Царившая в 2000-х "тимбалэндовщина" на "Tons of Friends" доведена на разрушительного абсолюта. Это нарочито варварская пластинка, полностью соответствующая своей вульгарной обложке. Но кто сказал, что ритуальные танцы должны баловать изящностью?

Дмитрий Куркин

Johnny Cash "American VI: Ain't No Grave"
American/Lost Highway
Дата выхода: 26 февраля

На обложку помещена детская фотография Джонни Кэша, первая (заглавная) песня сообщает, что "никакой могиле меня не удержать", а в последней говорится "до встречи": второй и последний посмертный альбом Кэша стал чуть ли не манифестом. Возможно, это было решением продюсера Рика Рубина (именно он распределял оставшиеся после смерти певца записи) - но, если и так, это не выглядит стремлением произвести драматический эффект, потому что как раз драмы здесь нет. О своей приближающейся смерти Кэш спел пусть и не с той беззаботностью, с которой когда-то исполнил строчку "Я застрелил человека в Рино, просто чтобы увидеть, как он умрет", но совершенно без пафоса. Альбом лишен сюрпризов, и критики уже успели попенять на то, что он просто продолжает серию альбомов "American Recordings" - но в данной ситуации это скорее достоинство. Кэш не предпринял в последний момент никаких неожиданных действий и не стал бросать вызов смерти, а принял ее как должное, но благодаря этому он и выглядит победителем, показавшим, что смерть - не главное в жизни. Вот и все. Ну и что?

Евгений Трифонов

Kissy Sell Out "Youth"
San City High/ADA Global Ltd
Дата выхода: 22 марта.

Kissy Sell Out - диджей, продюсер и дизайнер. Квинтессенция всего британского: обитает в маленьком городишке Колчестере в графстве Эссекс, ведет блог на MySpace, создает к своим сетам замысловатые постмодернистские видеооформления, издает себя и друзей на маленьком "наколеночном" лейбле, ведет собственное шоу на BBC1 и всячески возмущает общественное спокойствие. Его работы основаны на миксе поп-рока, электро, хауса и 8-битного звука, авторитетный Mixmag считает, что этот парень - "один из самых увлекательных, харизматичных и веселых диджеев последней декады". Более чем справедливое утверждение.
"Youth" - дебют, а дебютантов всегда судят по гамбургскому счету. 11 треков, брызжущих энергией и смехом, удовлетворят самый взыскательный вкус. Как обычно, рецепт успеха Kissy кроется в ностальгии - сам автор с удовольствием признается в том, что его работы продиктованы воспоминаниями о детстве. И детство, судя по всему, у него было счастливое.
Смех - заразительный, радостный, его пригоршнями кидают в слушателя. На бэках незамысловатая мелодия, она разгоняется, усложняется, обвешивается забавными элементами и "прыгательным" ритмом - получается хит. Казалось бы, просто - а ведь это искусство практически утеряно!..

Соня Соколова

Читайте также в "Предварительных слушаниях":
Ke$ha, Vampire Weekend, A Silver Mt. Zion, Liars, Fear Factory, Delphic
Eels, Spoon, Peter Gabriel, Xiu Xiu, Aphex Twin, Hot Chip
t.A.T.u, Sade, Lali Puna, Toro Y Moi, Two Door Cinema Club

10.03.2010, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: