МАШИНА ВРЕМЕНИ  "Мы даем друг другу отдыхать от себя"

Под конец 2009 года легенда отечественной рок-сцены, самый зрелый коллектив страны "Машина Времени" подготовила своим поклонникам огромное количество подарков. В интервью Звукам.RU лидер коллектива Андрей Макаревич рассказал, почему он не волнуется накануне юбилейных торжеств, как он ощущает себя в роли ученика и может ли в "Машине Времени" появиться свой Чарли Уоттс.

Под конец 2009 года легенда отечественной рок-сцены, самый зрелый коллектив страны "Машина Времени" подготовила своим поклонникам огромное количество подарков. В интервью Звукам.RU лидер коллектива Андрей Макаревич рассказал, почему он не волнуется накануне юбилейных торжеств, как он ощущает себя в роли ученика и может ли в "Машине Времени" появиться свой Чарли Уоттс.

Звуки.RU: Андрей Вадимович, вокруг "Машины времени", Вас лично и других участников группы сейчас очень много суеты. Во-первых, подготовка к юбилейному концерту. Во-вторых, выход Вашего собственного альбома "Машины не парковать". В-третьих, сольные проекты участников коллектива. У Вас, к тому же, еще и книга новая выходит. Как Вы себя ощущаете во всей этой круговерти? И есть ли у Вас какой-то внутренний ранжир, по которому Вы расставляете эти события в порядке их значимости?
Андрей Макаревич: К сожалению, кроме всего того, что ты перечислил, есть еще масса событий объективно необходимых, но никакой радости не доставляющих. Сюда входит, уж извини, и общение с журналистами. Я от него себя почти освободил. Но поскольку сейчас есть важный повод и даже необходимость сообщить человечеству о том, что выходит пластинка, о том, что будет концерт и так далее, то приходится этим заниматься. Все остальное - это наша обычная жизнь. И я не могу сравнивать события, что ты перечислил. Как можно сравнивать выход книжки и концерт "Машины Времени"? Это вещи, которые происходят в абсолютно разных плоскостях, поэтому они совершенно друг другу не мешают.

Звуки.RU: Давайте тогда начнем с концерта. В этот раз на сцену выйдет не только группа "Машина Времени", но и множество гостей - ваших коллег, молодых коллективов. Расскажите, по какому принципу вы отбирали гостей для концерта в "Олимпийском"? Наверняка желающих поиграть на вашем дне рождения было очень много. Конкурс был? Или вы лотерею устроили?
Андрей: Никакого конкурса не было. Мы в группе, прожив столько лет вместе, какие-то вещи решаем уже фактически без дискуссий. Понятно было, что команды должны быть абсолютно разные. Поэтому мы выбрали их как раз по принципу абсолютной разницы. Сначала таких команд было шесть. Потом добавили Zdob Si Zdub, потому что нам очень понравилась их версия нашей песни. И они тоже "абсолютно разные". Скорее всего, к выступающим добавится еще и Светлана Сурганова, потому что она тоже выступила с крайне неожиданной переработкой. Никак от нее такого не ожидал. Естественно, что просились все. Но я понял, что, скрепя сердце, людям придется отказывать, говоря им "большое спасибо". Иначе бы концерт длился бы полдня. И народ как раз устал бы к тому моменту, как мы бы вышли на сцену. А день рождения, извините, все-таки наш. Поэтому мы всех участников трибьюта "Машинопись" позвали на концерт. Мы всех пригласили на пьянку после концерта по случаю завершения нашего юбилейного тура. И там мы всем еще раз скажем большое человеческое спасибо.

Звуки.RU: А тяжело было отказывать?
Андрей: Конечно, тяжело. Поэтому я это свалил на пресс-агента и своего директора. Ну, ты же представляешь: люди хотят сделать тебе подарок, а ты им отказываешь. Конечно же, это некрасиво. Тем более, что на трибьюте масса изумительных работ. Там "Агата Кристи" великолепную сделала версию. "Ундервуд" замечательную интерпретацию записал. Там слабых вещей вообще нет. Но куда звать такое количество народу?

Звуки.RU: Понятно, что для ваших поклонников уже приготовлены сюрпризы от лица ваших гостей. А будут ли какие-то "подарки" от "Машины Времени"? Скажем, какие-то новые аранжировки или неожиданные альянсы с участием "машинистов" и приглашенных музыкантов.
Андрей: Нет. Мы просто сыграем ту программу, которая на 90 процентов составлена по итогам голосования на нашем сайте и которую мы в течение этого года, начиная с весны, показывали по стране. И то количество концертов, что мы отыграли, показало, что это оптимальный сэт-лист. "Скворца" сыграем, которого 100 лет не играли. "Кошку" сыграем. Но новых аранжировок не будет. Я не сторонник переделывать старые песни на новый лад. На мой взгляд, это означает угробить песню. Вот если ты в состоянии ее сыграть с тем же заводом, с которым ты ее когда-то написал - играй. Если нет, то лучше сыграй что-нибудь другое.

Звуки.RU: Понятно, что голосование на сайте - это выбор того, что любит публика. Но ведь бывает, что музыкантам симпатичны другие примеры собственного творчества. "Машина Времени" для своего концерта как-то отбирала песни, которые хотелось бы сыграть именно самим музыкантам - Вам, Евгению Маргулису, Александру Кутикову...
Андрей: Мы, как-то абсолютно не сговариваясь, добавили к этому списку три песни с альбома "Time Machine" и три песни с альбома, который выйдет 11 декабря. Абсолютно спокойно и без споров. Еще чего не хватало - по такому поводу спорить.

Звуки.RU: Для людей, которые к музыке отношения не имеют, репетиционный процесс - тайна за семью печатями. Можете немножко рассказать о том, как вы готовите этот трехчасовой марафон?
Андрей: Да им бесполезно объяснять. Это точно также, как пытаться человеку, который никогда профессионально не играл в футбол, объяснять, что такое тренировка. Со стороны - бессмысленное занятие. Конечно, мы отрепетировали свою программу. И на концертах, в туре доводили ее до ума. Но это уже такие тонкие детали, которые замечаем и чувствуем только мы, а зритель этого видеть не должен.

Звуки.RU: Подобное юбилейное торжество сложно представить без специальной сценографии, каких-то спецэффектов, видео...
Андрей: Балета я вам не обещаю. Это точно. И вообще, зачем я все это буду вам рассказывать? Вот приходите на концерт - все увидите. А то как-то неинтересно получается. Мы что-то готовим, стараемся, а потом начинаем за две недели раскрывать все секреты. Это ж глупо. То же самое, как рассказать: в своей книжке я напишу о том-то и о том-то. Купите книжку и прочитайте сами.

Звуки.RU: Но Вы лично принимали участие в этом процессе придумывания немузыкального оформления праздника?
Андрей: Конечно! Я обычно этим сам и занимаюсь. У нас есть девушка, которая уже несколько лет с нами занимается видеоизображениями. Мы с ней совместно придумываем какие-то вещи. Это всегда интересно, когда что-то придумываешь.

Звуки.RU: Наверное, за столько лет на сцене Вы должны быть на 100 процентов уверенным в себе человеком, но тут особый повод. Скажите, у Вас нет волнения перед юбилейным концертом?
Андрей: Нет. Уже много-много лет я не волнуюсь перед выходом на сцену. Потому что глупо волноваться перед получением какой-либо радости. Почему я должен волноваться? Что должно произойти, собственно? (улыбается).

Звуки.RU: Давайте поговорим об альбоме кавер-версий "Машинопись". Я знаю, что идею этой пластинки придумал Алексей Никитин, глава "одноименного" лейбла. Расскажите, пожалуйста, как Вы лично и группа "Машина времени" отнеслась ко всей этой затее?
Андрей: Хорошо. Только я сказал: "Леша, это очень красивая идея, но тебе придется самому этим всем заниматься, потому что не можем же мы бегать за музыкантами и просить их: "Ну, спойте наши песни". Это как-то смешно и невежливо". Он ответил: "Не волнуйся, пожалуйста, это мы берем на себя". Поначалу все шло как-то медленно-медленно, а потом как покатило! Сейчас мы каждый день получаем кучу предложений. И уже готовы записи, их уже сейчас есть больше 40 композиций. Поэтому мы приняли решение, что в основном подарочном издании выйдет 40 песен. А после Нового Года будут допечатки эконом-версии дисков, где будут еще какие-то бонус-треки.

Звуки.RU: На каком этапе создания "Машинописи" Вы включились в процесс подготовки этого диска?
Андрей: А я старался в нее вообще не включаться. Если это нам музыканты делают подарок, то какого хрена я сам буду в этом участвовать? Я просто немного подкорректировал оформление, дизайн альбома вместе с Вовой Матецким. Художник предложил несколько вариантов, и мы выбрали лучший. А в песни я не лез. Более того, мне звонили самые разные команды и спрашивали "А можно мы поучаствуем"? - "Пожалуйста!" - "А что для этого надо"? - "Да ничего. Главное, чтобы песня хорошо получилась. Будет хорошо - большое вам спасибо, выйдет в альбоме". - "А какую песню?" - "Да какая вам нравится". - "А если там эта песня уже есть?" - "Так вы спойте ее по-своему! Вы же все разные. В этом и кайф!"

Звуки.RU: Вы уже говорили про "Агату Кристи" и "Zdob Si Zdub". Есть ли еще какие-то исполнители, чьи версии песен "Машины Времени" Вам особенно интересны?
Андрей: Animal ДжаZ мне очень понравились. Очень понравилась девушка Migloko из Прибалтики. Сурганова. Очень хорошо братья Кристовские ("Uma2rmaн") "Свечу" переделали. Шнур сумасшедшую версию сделал. Я вообще не поклонник группы "Ленинград", если честно, но Шнур тут просто шикарно выступил. Никто нас не копировал - и в этом кайф! Петр Налич переделал "Она идет по жизни, смеясь" в абсолютно балканский напев. "Конец Фильма" сделали эту же песню по-своему - так, будто они ее сами написали. По-моему, очень интересная пластинка получилась.

Звуки.RU: Есть ли на трибьюте "Машинопись" те вещи, которые способны на самостоятельную жизнь? Какую из песен, как Вам кажется, полюбят, даже если вдруг будут не в курсе, что это кавер-версия хита "Машины Времени"?
Андрей: Не знаю. Это абсолютно непредсказуемо. И я даже не хочу на эту тему думать. Знаю только, что Кинчева уже "Наше Радио" крутит. Он тоже сделал хорошо и абсолютно по-своему песню "Черно-белый цвет".

Звуки.RU: Участники трибюта не приглашали Вас или других музыкантов "Машины Времени" принять участие в записи кавер-версий?
Андрей: Нет, конечно! Упаси Боже! Это бы приблизило песню к ее оригинальному варианту, а задача была - уйти от оригинала. Поэтому, наверное, нас никто и не приглашал.

Звуки.RU: В новостях об этой пластинке отдельно упоминается Илья Калинников, лидер группы Високосный год, который делал мастеринг "Машинописи". Скажите, не потому ли он выбран, что его музыка, его группа испытали на себе ваше влияние?
Андрей: Абсолютно не поэтому. Я его не выбирал. Это вопрос к Никитину. Кстати, я не считаю, что "Високосный год" чем-то на нас похож. Я этого не чувствую. У них абсолютно самобытное звучание. Если у нас тембр голоса немного похож, то с этим уже ничего не поделаешь.

Звуки.RU: Вы какой-то концептуальный смысл вкладывали в название своего нового альбома "Машины времени" - "Машины не парковать"?
Андрей: Лично для меня - никакого. Мне просто понравилось, необычно как-то. А насчет смысла лучше спросить у Жени Маргулиса, который это название придумал. В название же вовсе не обязательно вкладывать какой-то концептуальный смысл.

Звуки.RU: Насколько я знаю, пластинка "Машины не парковать" тоже целиком задумывалась как альбом кавер-версий. Чья это была идея?
Андрей: Я придумал. Я подумал, что раз нам делают трибьют, то ответить тем же самым было бы красиво. Реверанс такой. Но пока мы его делали, написалось еще 4 новые песни. И надо было с ними что-то делать, потому что песню надо выпускать в тот момент, когда она появляется. Нельзя ее мариновать. Она засохнет. Песня - это реакция на то, что с тобой сегодня происходит. А завтра же мир может измениться. И она станет никому не нужна. Я не претендую в своих творениях на вечность. Я вибрирую в такт с тем, что со мной происходит сегодня.

Звуки.RU: Как Вы выбирали кавер-версии для этого альбома? Опять же - конкурс, лотерея или что-то давно хотелось сыграть?
Андрей: Я группе сразу сказал, что давно все придумал. Хочу спеть то-то, то-то и то-то. Три вещи. Песню Максима Леонидова, песню Бориса Гребенщикова и песню "Ундервуда. Кутиков сказал, что хочет Гарика Сукачева спеть, "Бродягу". Я ему еще что-то посоветовал. Маргулис перебрал кучу вариантов, но все нашел сам. Державину понятно, что надо петь. Это было с самого начала ясно. Андрей будет петь "Алису". Только не свою, а секретовскую.

Звуки.RU: Показали кому-то уже свои варианты чужих песен?
Андрей: "Ундервуду" я показывал. Борьке хотел показать. Собирался кинуть по почте, но не получилось. То ли у него ящик не работал, то ли у меня было что-то с сетью. На нашу работу все реагируют позитивно. И тоже никто не вмешивается. Это тот же случай, что и в случае с трибьютом "Машины Времени". Какие они могут вносить правки? Мы же им делаем презент такой. Пластинка, кстати, получилась очень удачной. Мне нравятся как и кавер-версии, так и наши новые песни, которые органично вписались во всю эту затею. По сравнению с предыдущей пластинкой, "Машины не парковать" вышла гораздо более драйвовой. Там гораздо больше заводных вещей.

Звуки.RU: В Московском Международном Доме Музыки для широкой публики пройдет премьера Вашего нового проекта "Джазовые Трансформации". И если в случае "Машины Времени" Вы уже давно не волнуетесь, есть ощущение, что к этому проекту в подошли с некоторым опасением.
Андрей: Я и сейчас несколько опасаюсь, несмотря на ряд клубных концертов, которые мы отыграли. Просто в джазовой музыке я себя ощущаю абсолютной собакой, которая людей любит, понимает их, но разговаривать с ними не может. Я не сильно владею джазовыми приемами игры на гитаре, поэтому я всегда стеснялся попроситься на какой-то джазовый джем, хотя мне очень хотелось. А потом клавишник Женька Борец сказал: "Ну чего ты? Давай попробуем!" Попробовали. И я испытал дикое удовольствие. Потом мы сыграли еще раз, выступили в Казани. Вместе с Валерой Пономаревым (лидер Valery Ponomarev Big Band, российский трубач, композитор и аранжировщик, ныне проживающий в Нью-Йорке - прим. Игорь Лисник), между прочим. А это уже показатель мирового уровня. И сейчас мы получаем массу приглашений. Я вижу, что людям это интересно. Этот проект - такая, нормальная джазовая сессия, джем-сейшен, во время которого мы играем стандарты. Сейчас мы сделали еще несколько моих песен, "креольских", которые вполне могут стать стандартами на русском языке.

Звуки.RU: Получается, в этом проекте Вы, скорее, не в роли лидера, а в роли ученика. Насколько вам комфортно в этой ипостаси?
Андрей: Великолепно! Я узнаю что-то новое. Я вижу, что развиваюсь. Я вижу, что раз от раза я играю по-другому. Мне это интересно. Поэтому я за это и взялся.

Звуки.RU: Как изменились Ваши ощущения на сцене за сравнительно небольшой период существования "Джазовых Трансформаций"?
Андрей: Ну, главное, что я понял: это имеет право на существование. И что людям это интересно. И что люди реагирую на мою импровизацию также, как на импровизацию пианиста или соло барабанщика. В "Машине времени" же уровень импровизации минимальный. Просто сам жанр этого не предполагает. Здесь как раз наоборот. Здесь никто не договаривается, в отличие от блюзового джема, сколько квадратов играть. Играй сколько хочешь, пока не почувствуешь, что готов передать эстафету. Поэтому все тебя слушают, все за тобой следят. Идет постоянное взаимодействие. Это то, что мне нравится больше всего на свете.

Звуки.RU: Ваш джазовый опыт как-то повлияет на "Машину Времени", на музыку Вашего главного коллектива? Вы там только на гитаре играете или уже попробовали себя в роли джазового вокалиста?
Андрей: Это уже следующий этап. После Нового года посмотрим. А то что касается влияний, то не думаю, что этот опыт как-то повлияет на "Машину Времени". Вот на меня - да.

Звуки.RU: Стоит ли ожидать выхода какой-то пластинки "Джазовых трансформаций"?
Андрей: Нет. И я первый противник этого дела. Мы, конечно, можем что-то снять, что-то повесить на сайте, но вот чтобы выпускать альбом со стандартами, надо быть Дюком Эллингтоном. Он это уже сделал. Это же вещь, которая живет в воздухе. И кайф ее в том, что она каждый раз абсолютно разная. И совершенно не нужно это записывать. Не останется в записи - и ладно. Я лишен фанаберии на этот счет. Наоставлял уже достаточно.

Звуки.RU: Еще одно событие, которое хотелось бы обсудить - выход Вашей книги "Мужские напитки". Я вот только не очень понял, что это - римейк "Занимательной наркологии", или ее сиквел?
Андрей: Это второе издание, расширенное и дополненное. Книга дописана где-то на одну треть. Плюс к этому она очень лихо оформлена. Делал ее художник Николай Скирда, с которым мы познакомились давно, когда он делал мне большой буклет моих графичесих работ. Мне очень понравился его подход, так что я его пригласил и в этот раз. Он с большим юмором сделал все. И с большим знанием истории, как нашей страны, так и ее напитков. Это же очень связанные у нас вещи.

Звуки.RU: На эту книгу как-то повлиял роман Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки"? Тоже, в некотором роде, великая ода алкогольным напиткам и суррогатам.
Андрей: Вовсе нет. "Москва-Петушки" - драма русской жизни. А у нас с моим соавтором Марком Гарбером получилось обобщение эмоционального, интеллектуального и медицинского опыта общения со спиртным. Совершенно разные жанры.

Звуки.RU: Хотел спросить Вас про писательский труд. Примерно понятно, как пишутся песни - приходит в голову какая-то мелодическая идея, которую доводишь до ума сам или на репетциях, на саундчеках. А как быть с книгами? Не приходится ли себя заставлять писать?
Андрей: Да и то, и другое - достаточно непростые вещи. Но я себя не заставляю. Просто знаю, что раз в месяц я должен в журнал "Story" сдать рассказик. И я не могу подвести редакцию, поэтому к определенному сроку, а если есть возможность - то и заранее, я сажусь и пишу. С книгами меня никто не подгоняет, потому что я никогда не заключаю договор, пока не придумаю хотя бы в голове книгу. Так что она пишется, как пишется.

Звуки.RU: Опять же - откуда взялась идея сделать "второе издание, расширенное и дополненное"?
Андрей: Это было предложение издательства "Эксмо" после того, как вышла "Мужская кулинария". Видимо, она очень хорошо продавалась и продается. Вот мне и предложили сделать в таком же формате вторым томом "Мужские напитки". Я говорю: "Давайте, сделаем". У меня тут была понятная задача. Скоро же будет еще одна книга. "В начале был звук", которая выйдет, наверное, в феврале будущего года. С ней получилось очень забавно. Меня на нее спровоцировали. Есть такая компания "Крост", которая раз в год своим клиентам делает подарки. Она обращается к известным людям, фотографам, писателям и предлагает им сделать все, что они хотят. И издают все это очень качественно, невероятно хорошо с точки зрения полиграфии. Это нигде не продается, а идет только на подарки клиентам компании, очень ограниченным тиражом. Спустя какое-то время ты можешь эту книгу издать сам. И вот я подумал, почему бы для них не написать вот такую книгу "В начале был звук" – рассуждение о том, что такое звук вообще и музыка в частности в нашей жизни. Она у меня уже давно в голове "лежала". И я даже не знаю, сколько бы еще лежала. Тут появился стимул в виде срока - я и сделал. Мне кажется, в этой книге я натолкнулся на забавные открытия.

Звуки.RU: Давно хотел у Вас спросить, не бывает ли у Андрея Макаревича сиюминутной ревности к проектам Ваших коллег по "Машине Времени"? Не спрашиваете ли Вы иногда Маргулиса: "Что же ты эту песню, мелодию не в "Машину Времени" принес, а у себя на пластинке выпустил?
Андрей: Знаешь, я вполне самодостаточный человек. Мне вполне хватает того, что я делаю сам. Я, правда, иногда говорю Маргулису: "Жек, ты поступай рационально. Вот ты сочинил песенку. По-моему, она хорошая. Если ты ее запишешь на своем сольном альбоме, ее услышат 50 000 человек. Если ты ее запишешь с "Машиной Времени", ее услышит пять миллионов. Выбирай сам, что тебе интересней". Вот так.

Звуки.RU: С группой Roling Stones недавно произошел такой казус: прошел слух, что барабанщик Чарли Уоттс (Charlie Watts) уволился из группы, сказав, что просто не знает, что ему играть. Мол, за такую долгую карьеру он переиграл уже все. И хоть позже данная информация была опровергнута, но все же... Вы допускаете, что такое может случится с кем-нибудь из участников "Машины Времени"? Все-таки вы 40 лет на сцене.
Андрей: Вполне представляю. Рано или поздно все же кончается. В конце концов, кто-нибудь сдохнет, наверное. Не молодые уже мальчики. Но пока этого не произошло. Мы даем друг другу отдыхать от себя. Вот мы перед Новым Годом разъедемся и увидимся почти через два месяца. За это время мы с "креольцами" поработаем. Я что-то с ними попишу, потому что давно у нас ничего нового не выходило. Соскучимся друг по другу, а там соберемся и посмотрим, что делать дальше.

"Машина Времени"
Москва, СК "Олимпийский"
11 декабря 19.00

"Джазовые Трансформации"
Москва, Московский Дом Музыки, Театральный зал
3 декабря 19.00

24.11.2009, Игорь ЛИСНИК (ЗВУКИ РУ)

МАШИНА ВРЕМЕНИ - свежие публикации:

Сайт: www.mashina.ru

МАШИНА ВРЕМЕНИ

«Машина Времени» — легендарная советская и российская рок-группа.

Дата образования:

27 мая 1969

Подробности из жизни:

Состав:

Андрей Макаревич — основной вокал, гитары, автор песен, лидер группы (с 1969г.)
Александр Кутиков — бас-гитара, вокал, автор песен (1971—1975гг., с 1979г.)
Валерий Ефремов — ударные, перкуссия (с 1979г.)
Евгений Маргулис — гитары, вокал, автор песен (1975—1979гг., с 1990г.)
Андрей Державин — клавишные, вокал, автор песен (с 1999г.)

Сергей Кавагое — клавишные, бас-гитара, бэк-вокал, ударные (1969–1979гг.)
Александр Иванов — ритм-гитара (1969–1970гг.)
Павел Рубен — бас-гитара (1969–1970гг.)
Игорь Мазаев — бас-гитара, клавишные (1969–1972гг.)
Юрий Борзов — ударные (1969–1972гг.)
Максим Капитановский — ударные (1972–1973гг.), концертно-гастрольный звукорежиссёр группы (1984–1994гг.)
Алик Микоян — губная гармошка, вокал (1972–1974гг.)
Юрий Фокин — ударные (1973–1974гг.)
Алик Сикорский — бас-гитара (1973г.)
Николай…

Далее... →