MARKSCHEIDER KUNST  "Нам смешно все, что мы делаем"

Искренне жаль, что термин intelligent dance music формально относится исключительно к электронной музыке. Потому что по своей сути определение "умная и танцевальная" лучше всего подходит именно к тому, что делает Markscheder Kunst. Ядреная смесь румбы, регги, ска, джаза и ритмических импровизаций - лучший коктейль для придания гибкости всем конечностям, включая голову. И даже решающий матч сборной России по футболу не способен отвлечь публику от тех дефицитных прелестей, которые в изобилии присутствуют на выступлениях питерского коллектива: искренности, юмора, добра и душевной теплоты. Обо всех этих вещах, а также о футболе, БГ, Охта Центре и новом альбоме, Звуки поговорили с фронтменом ансамбля Сергеем Ефременко.

Искренне жаль, что термин intelligent dance music формально относится исключительно к электронной музыке. Потому что по своей сути определение "умная и танцевальная" лучше всего подходит именно к тому, что делает Markscheder Kunst. Ядреная смесь румбы, регги, ска, джаза и ритмических импровизаций - лучший коктейль для придания гибкости всем конечностям, включая голову. И даже решающий матч сборной России по футболу не способен отвлечь публику от тех дефицитных прелестей, которые в изобилии присутствуют на выступлениях питерского коллектива: искренности, юмора, добра и душевной теплоты. Обо всех этих вещах, а также о футболе, БГ, Охта Центре и новом альбоме, Звуки поговорили с фронтменом ансамбля Сергеем Ефременко.

Звуки.Ru: Вы после саундчека собирались футбол посмотреть. Успели? Если да, то расскажите о впечатлениях от игры наших со Словенией!
Сергей Ефременко: Успели. Конечно, Аршавин сегодня был не в форме. У нас с ним, кстати, связана одна история. Мы в 2007 году принимали участие в турнире по футболу между музыкантами Санкт-Петербурга. В финал соревнования вышли мы и группа "Кукрыниксы". Так вот, за них играл Малафеев, а за нас - Аршавин. Матч закончился со счетом 1:1. Пришлось пробивать пенальти. И я взял! И мы стали чемпионами! Так что у нас на репетиционной точке лежит мяч, на котором написано "С первой победой в 2007 году". А в 2007 "Зенит" стал чемпионом, выиграл затем кубок УЕФА и Суперкубок Европы. Пророческий финал получился. У нас до сих пор кто-то режется в подобных турнирах, а я, к сожалению, уже не могу. Сильно повредил себе правую ногу, больно играть.

Звуки.Ru: Хорошая история. Я вот почему сперва спросил про футбол: как мне кажется, сегодня в Питере есть два самых главных немузыкальных вопроса: что же делать с Владимиром Быстровым, который вернулся в "Зенит" из стана заклятых "врагов" - московского "Спартака" и построят ли башню "Охта Центр"...
Сергей: К Быстрову на трибунах, конечно, хамское отношение. Человек забивает каждую игру, приносит команде победы, а ему в "благодарность" - крики "Быстров-свинья". Конечно он "свинья", раз играл за московский "Спартак". Но это в кавычках! Его же из "Зенита" в свое время уволили. Он и пошел играть туда. Мало ли какое интервью там дал сгоряча обиженный молодой парень. Сейчас он вернулся, он мне приятен, он играет, он молоток. И я не люблю тех людей, которые кричат "Быстров - свинья". Это хамство, хамство и еще раз хамство. Те, кто так кричит, сами - свиньи. Тем более неприятно, что это кричат питерцы. Стыдно и некрасиво.

Что касается газпромовской башни, то это полный п...ц. Она никому не нужна, никому не нравится, ее никто не хочет, никто не любит. Но, видать, денег уже себе взяли все, начиная от губернатора заканчивая Путиным или кем-то еще. Реально, будет полный пипец, если они продавят и воткнут в нашем городе эту фаллосообразную фигню. Это так испоганит город! Он и так разрушается. Уже выросло поколение петербуржцев, которое не знает, что на Адмиралтействе должны стоять 24 статуи. Куда их дели? Где эти люди, которые их сняли и не ставят, которые взяли деньги у ЮНЕСКО на реставрацию этого самого Адмиралтейства? Я много могу по этому поводу говорить. Весь город же сыплется! С этой женщиной родом из Жмеринки городу буквально приходит пипец. Я не против Жмеринки, я против власти денег. Деньги не все решают. Цензура денег ничем не лучше цензуры политической. Возможно, политическая цензура даже лучше. Там хоть какая-то идея есть. А здесь только чистоган, полное порно. Давайте тогда детское порно продавать в магазинах, давайте героин в ларьках толкать. А чего? Раз мы ради одной избы спокойно нарушаем закон, который запрещает строить подобные высотные здания в Питере, что нас в этих случаях должно останавливать? Ведь выше церквей строят! Куда им надо? "Вознесся выше я Александрийского столпа"? Мне кажется, подобного никогда еще не было в истории России, ни при царизме, ни при коммунизме.

Особенно меня убивают люди типа Боярского, которого я искренне любил и уважал, выступающие в защиту этой избы. Это конец моего любимого города. Конечно, мы все рано или поздно умрем. Но так хамить потомкам все равно нельзя.

Звуки.Ru: Давайте к приятному. Вы выложили в сеть для бесплатного скачивания свой интернет-сингл "Однажды". Притом не просто трек, а еще и студийные дорожки для производства любительских ремиксов. Чья это была идея? На какой фидбэк от конкурса любительских ремиксов вы рассчитываете?
Сергей: Мы давно придумали эту историю. Еще до акции Radiohead появились эти ребята с сайта Kroogi.ru, с которыми мы обсуждали, что с коммерческой точки зрения выпускать пластинку особого смысла нет. Все равно все качают. Это правда. Когда мы два года назад презентовали в "Точке" нашу пластинку "Cafe Babaloo" и я сошел со сцены во время соло наших барабанщиков, мне сказали какие-то ребята, что альбом уже в сети. Уже в сети! Поймите, я не против пиратов. Потому, что если бы их не было, никто бы у нас в стране не узнал прекрасной музыки. Например, африканской или кубинской, потому что цены, которые задирают выпускающие компании, очень высоки. Себестоимость производства диска - полдоллара. Ну, дайте еще половину автору. Будет доллар. 30-50 рублей. А у нас просят 400, 800, а то и еще больше. Куда? Из этого же автору ничего не достается! Поэтому мы решились на этот шаг.
Еще нам было интересно проверить интерактивность аудитории. Вот мы буквально вчера выложили "Однажды", а к вечеру сегодняшнего дня ее уже скачало больше 9 000 человек. Причем, скачивают не только песню, но и исходные треки. И даже уже нам прислали два ремикса. Я их послушал. Прикольно. Главное, чтобы авторы народных ремиксов не забывали подписываться, потому что лучший трек мы возьмем на пластинку, в каком бы стиле он ни был. Хочешь - хардкор, хочешь - диско. Так что мы обнаружили, что в сети очень много активных творческих людей. Это радует. Хотя меня интернет немного пугает. Мне кажется он весь придуман для распространения детского порно. И большинство лазит туда посмотреть на сиськи.

Звуки.Ru: Ваш выпускающий лейбл не был против вашей инициативы разместить в открытом доступе всю дискографию Markscheider Kunst?
Сергей: Когда мы подписывали договор с Gala Records, в нем ничего не было сказано по поводу распространения музыки в сети. Никто тогда не принимал интернет в расчет. И вообще, у меня по поводу нашего лейбла только добрые слова. Они хорошие люди, они очень честные люди и все делают правильно. Лично Сергей Кузнецов и все сотрудники Gala Records. Но в связи с этой историей мы им ничего не должны. А с новым альбомом мы к ним обязательно обратимся, потому что мне очень нравятся сидюки. Я сам человек, который любит вещи, которые можно подержать в руках. Я люблю обложечки. Но с кем мы выпустим наш новый альбом, мы пока не знаем.

Звуки.Ru: Расскажите немного про ваш альбом под рабочим названием "Утопия", который должен выйти в конце февраля.
Сергей: В интервью любят задавать странные вопросы: "что нового и непоколебимого вы сделали на свежей пластинке". Меня это всегда смущает. Не в том плане, что нового делать не надо. Просто раз и нам, и людям нравится такая музыка, то что же нам, диско играть или техно? Мы сделали новую песню в стиле меренга - мы никогда до этого не играли меренгу. Мы сделали боссанову, хотя до этого не играли боссанову. Мы сделали песню в стиле мануш - есть такое направление цыганской музыки. Но, в основном, это все похоже на Makscheider Kunst. Потому что у нас всегда на пластинках есть и кавардак, и танцы. И одновременно - все это не похоже на Srgt. Pepper Lonely Hearts Band, потому что нет никакой идеи. То есть идея-то есть, потому что это мы, это Markscheider Kunst. Но мы не вкладываем и не вкладывали в наши пластинки никого серьезного послания. И не брали на себя такой ответственности. Потому что самое главное - это чувство юмора. Надо немного улыбаться. Так забавно иногда видеть, как некогда уважаемые мной люди с серьезными моськами гнут свою линию. Это смешно. И мне смешно все, что мы делаем. Но делаем мы это от души.

Звуки.Ru: Мне кажется, что при вашей любви к импровизации собирать альбом - это всегда сверхзадча, потому что сложно выбрать конечный вариант аранжировки. Вы в рамках одной песни можете импровизировать часами. За кем окончательное решение по поводу формы?
Сергей: Кто-то, обычно я, говорит "стоп" - вот это конечный вариант. Но это я говорю себе. А барабанщик говорит себе, а дудари говорят себе. Мы все равнозначные члены коллектива, и каждый из нас несет ответственность за то, что он делает. Просто приходит время писать пластинку, и тот вариант аранжировки, что был накануне - и есть конечный. Естественно, что спустя несколько лет мы практически не играем песни в том же виде, что они были записаны. Мы многие вещи уже переаранжировали.

Звуки.Ru: Вы сегодня играли свою версию суперхита Бориса Гребенщикова "2-12-85-06". Получился такой сверхзадорный ска. Как удалось раскрутить патриарха на то, чтобы он еще его с вами спел? Б.Г. у всех с гораздо менее темпераментными жанрами ассоциируется.
Сергей: Борис Борисович в свое время сам обратил на нас свое высокое внимание и объявил, что мы - его любимая группа. Как-то у нас в Питере один журнал проводил акцию, в рамках которой музыкант из прошлого века передавал эстафету музыкантам будущего. Борис Борисович сам указал на нас. Тогда мы пришли на студию, познакомились, обнялись, сфотографировались. Оказалось, что он замечательный мужик без всякой звездной х*рни. Я не знаю, как у них внутри в группе все происходит, но снаружи это все выглядит очень хорошо, светло и по-доброму. БГ просто пришел к нам на студию, мы и говорим: вот тут, Борис Борисович, надо раггамафин, рабадам. Он взял и записал с нескольких дублей. Понимаешь, ему интересно. А крупно написанное на лбу имя есть признак мумификации живого организма. У БГ такого нет, он до сих пор ищет. Ему было интересно - он сделал.

Звуки.Ru: А как вы договорились с Гия Канчели, чью тему в новой аранжировке сегодня играл Markscheider Kunst?
Сергей: Мы списались с его сыном, который отвечает за все дела. Прислали ему нашу музыку, он передал ее отцу. Тот послушал и ему все понравилось. И он отдал нам все бесплатно: "играйте!". Даже обещал подкинуть еще ноток к нашей аранжировке. Это Гия Канчели, автор "Чито Грито"! Эхма!

Звуки.Ru: Для меня уже давно большая загадка, как в городе, который традиционно считается одним из самых мрачных в России, могла появиться такая светлая группа со столь теплой музыкой, как Markscheider Kunst...
Сергей: Именно из за недостатка солнца, тепла и света. Нам надо было чем-то компенсировать (смеется) Наркотики - не выход, а музыка - помогает.

16.11.2009, Игорь ЛИСНИК (ЗВУКИ РУ)

MARKSCHEIDER KUNST - свежие публикации: